Previous Entry Share Next Entry
Театр Константина Арбенина
Билибин1
george_smf
Вчера Костя Арбенин пригласил на свой моноспектакль "Два клоуна". Так получается, что мне - человеку абсолютно не театральному - доводится писать в ЖЖ уже вторую театральную "рецензию".
Когда шел, был готов увидеть несколько театрализованное авторское чтение рассказа. Но получил полноценный спектакль. Впрочем, эти заниженные ожидания - от забывчивости. Хотя я и не видел на сцене "Свинопаса" и "Звери ищут лето", но мог бы вспомнить об элементах лицедейства, причем - не только голосового, на концертах и авторских вечерах Кости (да и в студийных записях песен), о проявлении его способности к актерской импровизации, к обыгрыванию любой реплики из зала, шумовой неожиданности или технической накладки. Короче, об Арбенине-актере я представление более-менее имел. Открытием стал Арбенин-режиссер. (Сразу оговорюсь, постановщиков и сценографов двое - Константин и Александра Арбенины, так что и открытие - "на двоих").
Спектакль, как и одноименный рассказ, по которому он поставлен, имеет "пятиактную" структуру, хотя и длится час двадцать без антракта. Пять "актов" - пять этапов жизни главных героев (цирковой, театральный, телевизионный, кинематографический и финальный, итоговый). "Сердцевина" каждого "акта" - пантомима (нечасто на концертах Кости можно увидеть и оценить его пластические способности!). Кульминации либо завершения частей - выходы исполнителя в зал. Использование реквизита также четко встроено в конструкцию спектакля, ни одна деталь не "работает" случайно или единожды. При этом избытка в деталях нет, и этот минимализм очень эффективен. Оригинальная музыка Дмитрия Максимачева заставляет зрителя вспомнить "хорошо забытое старое", в частности - мотивы главной темы Купревича из уфимцевского "Лошарика".
В общем, спектакль вполне крепко сделан. Все актерские задатки и способности Кости использованы очень к месту, и оформлены в цельное, законченное действо.
Но еще об одном достоинстве постановки хочется сказать особо. Рассказ "Два клоуна" - один из моих любимых. Он читается на одном дыхании, минут за двадцать, и представляет собой почти "голую" (но захватывающую) фабулу, практически без психологических нюансов и подробностей. Диалогов там - всего два-три (самый подробный - предсмертный телефонный разговор Туфа и Бабефа). Это - развернутая художественная "биографическая справка" о судьбе главных героев. При этом в сюжете заложена возможность переработки его и в повесть, и в роман, и в большой драматический спектакль, и в художественный фильм, и даже, пожалуй, в анимационную постановку (лаконизм и условность сюжетной структуры могли бы здесь быть по-своему использованы)... Материал не только позволяет, он провоцирует. Но это - в случае переработки. А в моноспектакле тот же текст (измененный совсем незначительно - получивший дополнительно развернутый монолог директора театра Беньяминсона, например), прочитанный за час двадцать минут, обретает "воздух". Зритель получает возможность и время проникнуться мыслями героев, прочувствовать их судьбы. Думаю, попади на этот спектакль хороший профессиональный драматический актер, он кусал бы локти, что не ему достался такой прекрасный материал, такие образы, такой текст. В общем, спектакль не испортил вещи, а наоборот. (А сколько известно случаев, когда даже АВТОРСКОЕ прочтение рассказа разочаровывает - и "внутреннее" звучание текста не совпадает с интерпретацией!).
Короче, Театр Константина Арбенина - еще одно приятное открытие последних месяцев!

P.S. А сам рассказ можно прочесть здесь: http://magazines.russ.ru/znamia/2003/1/arben.html

  • 1
Спасибо за ссылку. Прочитала. Очень нравится КАК написано. Теперь буду ждать, когда увижу это на сцене.

Жора, большое спасибо за такой отзыв!
И вообще - рад видеть Тебя в ЖЖ!
(Совершенно не в тему поста, но, пока не забыл, хочу Тебе порекомендовать очень интересный видеоматериал - прошлогоднее интервью Дашкевича: http://konst-arbenin.livejournal.com/37300.html )

  • 1
?

Log in