george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Когда тебя понимают

Сегодня вернулся из Екатеринбурга.

За пять дней фестиваля «Кинопроба» успел провести три ретроспективных сеанса, прочесть две лекции, поучаствовать в питчинге проектов студентов УралГАХА (фактически – в составе «худсовета»), прогуляться по ночному городу на почти тридцатиградусном морозе, осмотреть екатеринбургское метро, дать интервью для фестивальной газеты, навестить Н.Е.Голованову, пообщаться с alek_morse , Лёшей Караевым и Николь Ерыкаловой, передать уральским аниматорам редкие московские издания (В.В.Курчевского и А.С.Шера), посмотреть пару конкурсных фильмов, выкупить многотомник Уэллса и дочитать книгу Г.Н.Данелия.

Результатом очень доволен.

Проведённая мною ретроспектива могла бы стать ещё одним мероприятием Музея кино (как это и было год назад). Но в связи с моим увольнением из Музея он уже не сможет поставить себе в заслугу это мероприятие. Я организовывал свои сеансы как частное лицо и работник НИИКа.

Ещё в начале осени директор фестиваля Лилия Немченко попросила меня подготовить какое-нибудь мероприятие к 100-летию Б.П.Дёжкина. Я согласился. Позже последовало ещё одно предложение: дополнить программу ещё одним ретроспективным показом на тему «образа врага» в анимации. Как интересно подать эту тему, я не придумал, но предложил на выбор четыре ретроспективы, где такой элемент присутствует.

В этот момент начался музейный кризис, и в течение трёх недель я без продыху, не отвлекаясь ни на что другое, готовил фонды к консервации. Все прочие дела были временно заморожены. Только уволившись из Музея, я смог вернуться к переписке, и в итоге мы выбрали наиболее подготовленную из тем – «Революция и Гражданская война в советской мультипликации». Я уже делал две программы об этом в «Актовом зале» в Москве, теперь же я хотел подать эту тему несколько под иным углом, при этом дополнив подборку четырьмя ранее не использованными фильмами. В итоге получилось не два, а три сеанса примерно по 80 минут.

Вот как я сформулировал задачу в анонсе:


Почти полная подборка мультипликационных фильмов об Октябрьской революции и Гражданской войне, снятых на «Союзмультфильме», не только представляет зрителям целый ряд незаслуженно забытых картин, которые сегодня невозможно найти в Интернете или на лицензионных дисках. Эта ретроспектива позволяет проследить, как менялся подход к такой сложной теме в искусстве советской мультипликации в разные эпохи, какие приёмы позволяли мультипликаторам её раскрыть, не заслужив упрёков в опошлении героической темы, какие каноны и «штампы» сложились со временем в изображении «сакральных» для советской идеологии событий. Наконец, зрители смогут увидеть, как самые различные режиссёры и художники искали и находили способы самовыражения при обращении к такой «пропагандистской» продукции и поговорить об отличиях идеологического «заказа» от иных форм работы на заданную тему. А многие фильмы, представленные в программе, вероятно, заставят задуматься о причинах исторических событий начала ХХ века, и даже, быть может, заглянуть в будущее…


В итоге в программе фестиваля стояло четыре моих сеанса: один – «дёжкинский» и три «революционных».

Однако окончательное определение тем произошло только за две недели до начала фестиваля. За оставшийся срок надо было раздобыть полтора десятка редких фильмов, чтобы укомплектовать ими программы. Обращаться в Госфильмофонд было рискованно – я на опыте знал, что выполнение просьбы там может длиться месяц. Оставалось рассчитывать на «Союзмультфильм». Часть фильмов была в видеотеке студии, оставшиеся можно было получить, лишь оцифровав копии, хранившиеся в фильмотеке. Денег на это у фестиваля не было, и я договорился со знакомыми о том, чтобы оплатить эту операцию «в складчину». Устно было получено и принципиальное согласие студии. Работники аппарата «Союзмультфильма», предупреждённые о срочности этой затеи, заверили, что всё будет сделано в считанные дни. Пара суток ушла на уточнение данных о наличии фильмов в видеотеке, после чего, за полторы недели до начала фестиваля, его дирекция оформила и выслала письмо с просьбой о помощи.

Но с оперативностью у «Союзмультфильма» оказалось плохо. Известие о том, что письмо наконец завизировано и дано распоряжение о выдаче фильмов, пришло спустя более чем неделю. С огромными сложностями я получил необходимые фильмокопии для сканирования только за три дня до отлёта. Оцифровка заняла ещё сутки. Таким образом, на сложнейший и скрупулёзнейший монтаж «дёжкинского» сеанса, требовавший трёх суток как минимум, времени уже не оставалось. Вторая ретроспектива тоже висела на волоске, так как за оставшиеся до отлёта в Екатеринбург сутки надо было собрать полученные файлы в три программы, а монтажёр, на которого я рассчитывал, был уже занят. Ситуацию спасла Шура Евсеева scoperfield , согласившаяся бесплатно свести все программы на диски за одну ночь и утро. Только благодаря её помощи вторая ретроспектива была спасена, причём – без качественных потерь во время проекции. Сеанс, посвящённый Дёжкину, пришлось отменить в самый последний момент, но дирекция фестиваля и преподаватели УралГАХА попросили представить эту тему хоть в каком-нибудь усечённом виде, т.к. она крайне важна для студентов-аниматоров. Я согласился переформатировать сеанс в лекцию, причём это решение тоже было принято в последние сутки. Диски с программами были у меня на руках за два часа до отлёта, времени на просмотр и проверку нет, час на лихорадочные сборы, последний аэроэкспресс до аэропорта, регистрация на рейс за пять минут до её завершения… Все последние дни перед фестивалем пронеслись в режиме жесточайшего аврала.

В Екатеринбурге московская нервозная суматоха сменилась творческим удовлетворением.

Программы о Революции и Гражданской войне прошли на редкость успешно. Удачно во всём – в качестве проекции, во внимании и заинтересованности зрителей, в соответствии лекционной части запланированному уровню (информационные и качественные потери были минимальны, что бывает очень редко). Около сорока минут рассказа перед каждым сеансом, кажется, помогли действительно увлечь аудиторию теми вопросами, которые я хотел осветить, и теми фильмами, которые были собраны. Даже не самые «ударные» работы, судя по отзывам, вызвали интерес, а некоторые, как мне показалось, стали открытием. Например, картина В.И.Тарасова «Вперёд, время!», сканированная с плёнки специально для сеанса и, на мой взгляд, отличающаяся особой актуальностью, заслужила даже аплодисменты. Жалеть затраченных на оцифровку денег не пришлось.

На третий день фестиваля выяснилось, что завтра меня ждёт сразу три мероприятия, включая обещанную в последний момент, но не подготовленную лекцию о Дёжкине. Два выступления в один день – почти верный провал, но каким-то образом, сумбурно и импровизационно, я в течение полутора часов рассказывал о Дёжкине студентам. Поскольку времени на подготовку не было, в регламент я не уложился, и рассказ был оборван на полпути. Мы договорились, что для тех, кому это интересно, я продолжу лекцию назавтра в фойе Дома кино. За ночь я мысленно организовал оставшийся материал, продумал последовательность изложения, и вторая часть (на которую люди пришли!) получилась весьма прилично. К концу выступления вокруг собралось уже около десятка человек, хотя об этом спонтанном внеплановом мероприятии нигде не было объявлено.

Отдельная тема – «питчинг» анимационных проектов. Там тоже было что обсудить, посоветовать, поразмышлять. Некоторые сюжеты оказались мне очень близки, и после за обедом мы с Лёшей Караевым продолжали их детальный разбор, причём меня поразила точность Лёшиных рекомендаций и идей, позволявших вывести малоперспективный, казалось бы, аниматик на новый качественный уровень, сделать из спорного проекта беспроигрышный.

В последнюю ночь в гостинице я засыпал умиротворённым и почти счастливым.

Эти пять дней были тем самым «рабочим отдыхом», который даёт больше сил, чем месяц релаксации. Ещё раз спасибо Екатеринбургу и «Кинопробе»!
Tags: Дёжкин, Кинопроба, Музей кино, Союзмультфильм, анимация, лекции, мероприятия, приключения, сеансы, фестивали, юбилей
Subscribe

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Непечатность

    …Об этой своей особенности я уже писал неоднократно. Вчера «коллекция» пополнилась, так что придётся повториться ещё разок – буквально тезисно: В…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Непечатность

    …Об этой своей особенности я уже писал неоднократно. Вчера «коллекция» пополнилась, так что придётся повториться ещё разок – буквально тезисно: В…