george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Итоги года

Ну, что ж. Пора, пожалуй, подводить черту под 2014-м.

Летом я опубликовал подзамочный пост об обнаруженном в своей жизни «девятилетнем цикле катастроф и кризисов». Согласно этому наблюдению, 2014 год должен был стать началом нового тяжёлого периода, который может продлиться несколько лет. Кажется, оправдалось.

Первая половина года прошла под знаком тяжелейшей депрессии, осложнённой отсутствием врача и лекарств. Почти всю весну главной заботой было оформление прикрепления к новому диспансеру, которое я так и не довёл до конца. Как я теперь понимаю, ухудшение здоровья было связано не только с отсутствием медикаментов, но и со стоматологическими процедурами, которые сопровождались частым применением местной анестезии. Я впервые за многие годы проигнорировал фестиваль в Белых Столбах, перестал отвечать на письма, даже дорогих мне людей, не смог выполнить целый ряд рабочих обязательств.

В июле зубы были залечены, прокрастинация сошла на нет, я приспособился к новому режиму приёма лекарств, почувствовал прилив сил. Взялся сразу за десяток дел и довольно успешно волок их одновременно с большим азартом и намерением к концу года выдать ощутимые результаты. Время с августа по октябрь – один из самых продуктивных периодов за последние годы.

Как раз в этот момент нахлынули внешние кризисы. С июля месяца началась борьба за Музей кино, в которой я принимал довольно активное участие – редактировал тексты писем, документов и профсоюзного Устава, изучал законодательство, сочинял и печатал протоколы собраний, писал посты в ЖЖ, участвовал в многочисленных совещаниях. Всё – параллельно с основными занятиями. В августе к этому добавился кризис в НИИКе. В нём я участвовал уже менее активно, считая основным фронтом – музейный. Несмотря на тревожное положение, сохранялась уверенность в завтрашнем дне – перспектив работы по всем направлениям было достаточно при любом раскладе.

Всё стало рушиться молниеносно, в октябре-ноябре, в течение полутора месяцев. Со всех сторон одновременно. К декабрю сразу в трёх местах бывшей, настоящей и предполагавшейся работы вместо прочных стен лежали руины. В течение примерно месяца жизнь в Музее кино протекала в жесточайшем дисциплинарном режиме, при котором я не мог ни минуты потратить не только на сторонние дела, но даже на личную переписку. По возвращении с «Мосфильма» на это не было ни сил, ни времени. Увольнение из Музея кино прервало работу по изучению и описанию фондов, обнулило долгосрочные планы ознакомления с частными архивами, поставило под вопрос выставочные проекты, разработанные совместно с tea_elf , программу тематических сеансов, запланированную на следующий сезон, переговоры о судьбе архивов «Союзмультфильма». Всего этого, по-видимому, просто не будет. Ситуация в НИИКе начала ухудшаться ещё в начале года. Бюрократическая система ВГИКа уже тогда мешала нормально работать, не дав возможности, например, проконсультировать некоторых молодых специалистов (теперь для этого необходимо было оформлять письменный запрос, который пропадал на пути ко ВГИКовской канцелярии). Руководство института стало требовать присутствия на рабочем месте, которого не существовало. За предпочтение исполнения рабочих обязанностей соблюдению дисциплины начались санкции. Пришлось вынуть из загашника мастерство сочинения докладных и объяснительных, отточенное за годы пребывания на «Союзмультфильме». Перспектива выселения института поставила крест на планах выпуска сборника, посвящённого отечественным полнометражным мультипликационным и комбинированным фильмам (состав которого был уже определён), создания анимационного отдела (которое пытался пробить Коля Изволов), совместного с Музеем кино использования институтского зала для проведения публичных кинопоказов. Наконец, опыт сотрудничества с киностудией «Союзмультфильм» в конце ноября поставил под сомнение перспективы совместной работы над юбилейными книжными изданиями и разбором, пополнением и описанием архивов. Студия, даже будучи заинтересованной в партнёрских отношениях, оказалась не способна к оперативному решению простейших задач, а её сотрудники прямо и открыто саботировали письменные распоряжения администрации. Невзирая на мои настояния, необходимая для запуска совместных проектов встреча с руководством в нужные сроки так и не была назначена. Помесячно расписанный график с объёмом задач по каждому направлению похерен.

В довершение всего рухнул рубль. Так что следующий год обещает быть не только безденежным, но и вообще не гарантирует востребованности людям нашей профессии. Уходя из Музея, я просчитывал и такой вариант, но – как наиболее скверный. Он означает возобновление режима работы «в стол». Без зарплаты, на «жировых запасах», с кратковременными случайными заработками, как это и было со мной в 2000-2006 гг.

Таким образом, всё время с конца октября прошло в непрерывных авралах. Спешная подготовка к консервации фондов Музея, затем – срывающиеся на глазах ретроспективы для фестиваля «Кинопроба», и т.д. В итоге такого экстремального года я не сдал в срок работу для четвёртого тома «Летописи отечественного кино» и окончательный вариант текста монографии. Из трёх статей, которые я рассчитывал закончить к 2015-му году, две так и не написаны, ещё одна готова лишь наполовину. Две попытки взяться за «Энциклопедию» потерпели неудачу. К счастью, хотя бы со здоровьем пока проблем не наблюдается.

Но были ещё и потери «извне». В этом году мультипликация лишилась двух режиссёров, входивших для меня в тридцатку самых интересных – Анатолия Ивановича Солина и Геннадия Михайловича Сокольского. Не стало одной из последних свидетельниц послевоенной жизни «Союзмультфильма» - Ланы Александровны Азарх. Покинули этот мир многократно помогавшие мне в работе Галина Адольфовна Караваева, Вячеслав Михайлович Шилобреев, Людмила Юрьевна Кошкина. После кончины Льва Николаевича Эглита повисла на волоске судьба музея Свердловской киностудии. Тяжёлый удар обрушился на здоровье Виктора Александровича Никитина…

Серьёзных достижений в истекшем году немного. Почти все публикации года – это тексты, написанные раньше, но лишь теперь дождавшиеся своего обнародования. В Интернете вывешены историческая справка о киностудии «Союзмультфильм» и полная версия статьи «Как мультипликаторы олимпийцами стали» (выдержавшей несколько перепостов и републикаций). В «Анималайфе» начата публикация биографического эссе о Б.П.Дёжкине (того самого, что готово наполовину). Давний материал о Кире Булычёве пришлось вывесить у себя в ЖЖ, несмотря на договорённость с «Анималайфом». И единственная «бумажная» публикация – рабочие записи Б.П.Дёжкина в «СК-Новостях» (в полной версии обнародованная, опять-таки, лишь в Живом Журнале). Сборник «Прощание с СССР», в который входит моя большая статья о мультипликации 1979-1986 гг., по-прежнему в работе, летом удалось лишь вычитать сигнал. Организация издательского дела во ВГИКе не позволяет загадывать насчёт сроков его выхода. Надо очень постараться, чтобы при редактуре из месяца в месяц запарывать всё новые и новые варианты вёрстки книги. Наконец, трижды я нарушал табу на интервью – для «Вечерней Москвы» (к юбилею выхода «Футбольных звёзд»), фестивального издания «Кинопроба» в Екатеринбурге и фильма «В поисках утраченной «Почты»».

Чем действительно можно гордиться – это двумя лекционными циклами: полной ретроспективой фильмов Л.К.Атаманова на фестивале «КОТ» и тремя сеансами «Революция и Гражданская война в мультипликации» на «Кинопробе» в Екатеринбурге. Там же неплохо прошли две лекции о Дёжкине, которыми пришлось компенсировать сорванную «Союзмультфильмом» кинопрограмму. Это – те удачи, за которые можно благодарить судьбу. Здесь даже мне самому очевидно: получилось!

Среди разнообразной «текучки» уходящего года – участие в «питчинге» анимационных проектов в Екатеринбурге; полдоклада о книге В.В.Курчевского на ВГИКовской конференции (по просьбе Марины Курчевской); отзыв на книгу Анатолия Солина и Инны Пшеничной для ВГИКа; составление анимационных программ для Фестиваля фильмов о Москве, организованном «Москино»; консультирование выставок «Шайбу! Шайбу!» (в феврале, в Измайлово) и «Выставки Карлсона» (в Галерее на Солянке, в декабре), а для первой из них – и написание текста; консультация Иры Марголиной (документальный цикл «Корифеи российской анимации»), Коли Изволова, Пети Багрова, Майи Балакирской-Катц из Нью-Йорка, «Киноведческих Записок»; составление списка пятидесяти утраченных фильмов по заказу Госфильмофонда РФ. Отдельно хочется упомянуть благополучное завершение многолетней эпопеи с закупкой Госфильмофондом считавшегося несохранившимся фильма Д.Я.Черкеса «Гляди в оба» (который, надеюсь, будет одной из «изюминок» «Белых Столбов – 2015»). Удачным итогом года можно считать оцифровку изрядной части архива Мигунова (в том числе для издательства «Альфа-книга») и контакты с издательствами «Речь» и «Нигма» (тоже по «мигуновской» теме). Наконец, в плюс уходящему году – начало музеефикации архива Аркадия Снесарева, переданного в ГЦМК.

Но всё же 2014-й был для меня прежде всего годом накопления информации. Окончание ревизии фильмотеки «Союзмультфильма» добавило данных о сохранности фильмов, которые я считал давно погибшими, или даже тех, о существовании которых не подозревал. Оцифровка киноматериалов летом и осенью принесла открытие сразу нескольких уникальных плёночных копий (редкость в киноведческой практике!) и сделало доступными редчайшие съёмки и целые фильмы, прежде скрытые от глаз исследователей и зрителей. Разбор анимационных материалов фототеки ГЦМК (в том числе архивов И.Иванова-Вано, П.Петрова, А.Черепанова, В.Курчевского, В.Пузанова, Бюро пропаганды советского киноискусства и др.) раскрыли подробности съёмочного процесса (в том числе довоенного), технологические секреты, позволили обнаружить следы утраченных и неведомых картин и эпизодов. Исследование старых и новых материалов Рукописного фонда (тематических планов, стенограмм, приказов, фильмовых дел, архивов А.Сазонова, Л.Амальрика, В.Токмакова и мн. др.) принесло колоссальный объём информации в самых разнообразных областях и направлениях и обнаружило документы, поисками которых были заняты последние несколько лет. Возобновление регулярной работы в РГАЛИ позволило поднять никем не востребованные ранее архивы. Накоплен внушительный объём новых данных о работе «Союзмультфильма» в период эвакуации, о нереализованных замыслах мультипликаторов, выявлены неизвестные тексты Галича, Аграновича и Анчарова, прояснены судьбы многих фильмов и сценариев. Первые шаги по «жанровой каталогизации» картин «Союзмультфильма» и составлению фильмографии мультвставок в игровые, документальные и научно-популярные фильмы дали интригующие и многообещающие результаты. Если добавить к этому беглое описание не поставленных на хранение музейных материалов, сделанное перед увольнением, изучение описей новых поступлений в РГАЛИ, атрибуцию изоматериалов анимационного фонда ГЦМК, ознакомление с архивом П.А.Саркисяна, с зафиксированными, но не изданными воспоминаниями В.А.Никитина, освежение в памяти архивных выписок десятилетней давности, наконец – просмотр новых и старых анимационных картин, фильмотечных находок и обретений, которыми делятся другие киноведы, – то задел для будущей работы представляется колоссальный. Практически каждая неделя приносила по несколько открытий – мелких и крупных, часто – сенсационных.

Особенное место занимали исследования, приуроченные к 100-летию Б.П.Дёжкина. Были досконально проштудированы тематические планы «Союзмультфильма» на предмет неизвестных замыслов режиссёра, просмотрен весь текстовый архив Дёжкина в ГЦМК, включая варианты сценариев, рабочие записи, служебные документы. За два дня были набраны практически все рукописные тексты Дёжкина, из которых и были выбраны фрагменты для юбилейной публикации. Была произведена первичная каталогизация предметов и изоматериалов, хранящихся в различных архивах, в том числе частных, организована фотосъёмка некоторых из них. Были оцифрованы уникальные хроникальные съёмки и оригинальные аудиозаписи музыки к фильмам Дёжкина. В РГАЛИ были подняты и изучены дела многих фильмов Бориса Петровича, в том числе нереализованных. Множество изоматериалов было сканировано, в процессе работы уточнялась их атрибуция. Результатом всего этого должна была стать виртуальная выставка, для которой я и готовил сопроводительный текст, однако крах Музея кино не позволил завершить эту работу. Не менее внушительный объём исследований был проведён в процессе подготовки к несостоявшемуся сеансу на фестивале «Кинопроба». Была собрана почти полная коллекция картин с участием Дёжкина, выявлены эпизоды, к которым он приложил руку, некоторые фильмы были оцифрованы, видимо, впервые. Этот массив подготовительной работы тоже ждёт завершения.

Очень надеюсь, что в 2015-м все эти открытия будут наконец оформлены в тексты, сеансы, лекции. Больше всего хочется, конечно, зафиксировать обнаруженное письменно. Даст бог, в наступающем году я это сделаю.

И ещё в одном уходящий год был необычайно урожайным. В стихосложении. Уже лет восемь у меня не было такого вала рифмованных текстов. По поэтической продуктивности он, кажется, превосходит даже 2006-й, когда я «рожал» короткие стихотворения каждые несколько дней. В очередной раз произошла смена жанра – в этом году впервые моей доминирующей темой стала политсатира и гражданская лирика. Кроме отдельных самодостаточных текстов, довольно большое количество экспромтов осталось рассеянным по ЖЖ и Фейсбуку. Причём большинством сочинённого за год я весьма доволен. Помимо стишков, осваивались и другие формы – «Анекдоты про Алдашина», афоризмы, диалоги. В общем, кризис «дал невиданный рост урожая рифмовых».

Вот таким был очередной год «девятилетнего цикла». Следующий, 2015-й, обещает быть не менее тяжёлым. Но – тем ближе развязка. Дай бог нам дожить до неё с минимальными потерями!
Tags: Дёжкин, Музей кино, НИИК, Новый год, Союзмультфильм, анимация, здоровье, мероприятия, приключения, публикации, сеансы
Subscribe

  • Новая мифология

    Хароновирус Подземное царство Ковида Антитени ПатологоТанатом

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Актуальное

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments