george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Двадцатые годы вернулись

Группа начинающих «мультипликаторов-энтузиастов» затеяла фильм о Великой Отечественной войне.

В аннотации своей будущей работы они пишут дословно следующее (пунктуация сохранена):


«К сожалению, с каждым годом, наши защитники-ветераны ВОВ покидают нас, их становится всё меньше и реальная история тех дней уходит вместе с ними. Не секрет, что сейчас злые языки пытаются переписать и исковеркать историю той войны.

Цель проекта - рассказать и показать подрастающему поколению настоящую историю нашей страны в борьбе с фашизмом, о тех, настоящих героях, сохранивших для нас мирное небо. Наши дети, внуки, правнуки, праправнуки и последующие поколения должны быть верными патриотами своей страны, какими были наши деды, уважать своих родителей, друзей, окружающих людей, никто не должен забывать нашей настоящей истории. Уходят старики, уйдём и мы. Наш долг быть патриотами России, и воспитать настоящих патриотов страны. Вы, которым не безразлична судьба России, можете принять непосредственное участие в создании мультфильма, и внести свой вклад в наш общий замысел, сделав шаг к сохранению нашей истории.

После завершения, мультфильм будет разослан по кинофестивалям, а также будет находиться в свободном доступе в сети интернет. Ссылка на скачивание мультфильма будет передана в систему образования России, для распространения среди школ и детских садов. Прокат на телевидении и размещение мультика на коммерческих интернет-ресурсах, будет осуществляться только с разрешения правообладателей мультфильма.

Деньги, собранные от коммерческих просмотров фильма, будут направлены на благотворительность. Очень бы хотелось, чтобы родители, преподаватели детских садов, школ, показывали наш мультфильм детям! Будущим защитникам России!».



Благотворительность – оно, конечно, дело благородное. Только благотворительность – одно, а борьба за правду – другое. «Мухи отдельно, котлеты отдельно» - так, кажется?

9 мая я вывесил пост о высших достижениях советской и российской мультипликации в разработке военной темы. Составил свой список семи лучших картин и попытался обосновать, чем каждая из них выделяется среди других попыток рассказать о Второй Мировой войне средствами мультипликации:

http://george-smf.livejournal.com/122675.html

И вот, после «Ничто не забыто» Курчевского, после «Скрипки пионера» Степанцева, после «Истории одной куклы» Аблынина и «Расскажите сказку, доктор» Зябликовой нам наконец-то показывают «правду о войне», «настоящую», «не исковерканную» её историю. Вот как она выглядит, оказывается (пройдите по ссылке и посмотрите ролик):

http://planeta.ru/campaigns/pavel_buslaev

Да, именно так. Не борьба с античеловеческой идеей, поставившей одну нацию выше всех других, не отстаивание достоинства и человечности, не жертвование уничтоженными и искалеченными жизнями ради избавления от попытки обратить Человека в зверя или скотину, а желание «главного злодея» Гитлера завоевать «прекрасную нашу страну», которой «нет краше на всём белом свете», ради которого, собственно, всё и было затеяно. Даже кресты на танках он собственноручно рисовал день и ночь – для этого.

Это – «настоящая история» войны, которую «никто не должен забывать».

Знаете, что в этом для меня самое интересное? То, что отечественная мультипликация вернулась к средствам и уровню агитации 1920-х годов, из которого её так долго выводил «эффективный менеджер» Сталин. При нём вкладывались огромные средства в кинофикацию страны (для строительства в городах и сёлах кинотеатров и кинопередвижек), в кинообразование (для организации киновузов и открытия новых факультетов и укомплектовывания их лучшими педагогическими кадрами), в модернизацию кинопроизводства и оборудования (для оснащения киностудий новой техникой и строительства «от нуля» индустрии рисованной мультипликации), заимствовался западный опыт (с приглашением американских специалистов), реформировалась система управления кинематографом и регулировалась тематическая политика (с поощрением тех направлений, которые Сталин считал нужными, и «отсечением» тех, что казались ему вредными). И всё это – ради получения конкурентоспособного, убедительного пропагандистского продукта, который можно было бы противопоставить развитому и мощному западному кино. Ради этой цели «менеджер» призывал осваивать и совершенствовать драматургию, учиться создавать экранные образы, уходить от прямой и тупой агитации к сложным формам кинозрелища.

И вот, спустя 90 лет, агитационная мультипликация вернулась к первобытному уровню 1920-х годов. Вновь «мультипликаторы-энтузиасты» создают «на коленке» фильмы, желая помочь текущим задачам новой власти. Уже не советской, а российской. Уже не на чердаках, в конюшнях и курятниках, а в чистых кабинетах. Уже не тратя собственные средства на закупку кинокамер, а собирая деньги на проект краудфандингом. Но теми же художественными средствами, посредством того же киноязыка, и на том же техническом уровне. Предшествующих восьмидесяти лет развития мультипликации как искусства (и у нас, и за рубежом) – как не бывало. При «эффективных менеджерах» Путине и Мединском труды «эффективного менеджера» Сталина окончательно пошли прахом. Мультипликация вернулась даже не к уровню «Приключений красных галстуков» и «Легенды о старом маяке», а к уровню «Нашего ответа Чемберлену» и «В морду II-му Интернационалу».

Не стоит оправдывать это "детским взглядом на войну". Нельзя забывать, что эстетика детского рисунка никогда не использовалась в советской мультипликации для разработки материала Великой Отечественной. Гражданской - да, но не Второй Мировой. ЭТА война воспринималась и осознавалась как трагедия, и все попытки изображения её в героических тонах никогда не переходили грани легкомыслия. А когда переходили (в каком-нибудь "Воспоминании") - то это воспринималось как недопустимый для данной темы тон и публично осуждалось в профессиональной среде.

Не спорю, профанация военной темы в отечественной анимации началась задолго до появления в министерском кресле борца с «рашкой-говняшкой». Это было заметно ещё во времена «Василиев Тёркиных» и «Гармонистов». Но тогда она не сопровождалась словами о единственно верной, «настоящей истории» и призывами не дать её «переписать и исковеркать».

Чтобы говорить «правду о войне», надо её знать. Или хотя бы чувствовать.
Tags: анимация, современная анимация
Subscribe

  • Вдогонку празднику

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Актуальное

    Ликует запретитель, Пришла его пора! Отныне просветитель – Агент из-за бугра. Его настигнет кара, Ему придёт конец! На каждого Икара Найдётся свой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • Вдогонку празднику

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Актуальное

    Ликует запретитель, Пришла его пора! Отныне просветитель – Агент из-за бугра. Его настигнет кара, Ему придёт конец! На каждого Икара Найдётся свой…