george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Пермь. Выставки

Обещанное дополнение к пермским впечатлениям – о посещении четырёх музеев.

Первым на моём маршруте был Музей пермских древностей. В единственном, не очень большом, зале – три коллекции: палеонтологическая, геологическая и археологическая. Внимательнее всего рассмотрел, конечно, палеонтологическую.

Десятка полтора полных скелетов – от крупных амфибий до мамонта, и множество отпечатков и мелких окаменелостей. Аммониты, белемниты, наутилоидеи (в т.ч. поперечные распилы), губки, трилобиты, брахиоподы (их, похоже, больше всего), мшанки, кораллы, археоциаты. Отдельные секции стендов – с останками флоры и отпечатками насекомых (некоторые – полные, уникальные, например, стрекоза с размахом крыльев в 21 см). Рядом – фотографии экспедиционных работ, дневники и личные вещи их участников, научные труды, документы. В «предбаннике» - «детский уголок»: много фотографий раскопок и открытые ящики, где дети сами могут отрыть какую-нибудь «окаменелость» из песка.

В Музее современного искусства – переехавшая из Москвы выставка Пригова «От Ренессанса до концептуализма и далее», разместившаяся на трёх этажах. На мой взгляд – хороший пример организации пространства и подачи довольно однообразного материала, которая делает его занимательным и интересным, т.к. акцентирует внимание не только на архетипах, используемых автором, но и на многообразии формальных проявлений приговского концептуализма. Сразу вспомнилось несколько знакомых художников, столь же изобретательных в формах своего творчества (в частности – Оля и Саша Флоренские).

В Музее советского наива – напротив, подача традиционна, но интересен сам материал. Там проходит выставка Павла Леонова «Последний романтик Страны Советов». Любопытно, что творчество этого «самого известного советского наивного художника», как он представлен в пресс-релизе, до сих пор не привлекло мультипликаторов «алдашинского» направления. Лубочно-иконографический стиль, «митьковские» сюжеты с участием автора и его супруги, и главное – образ Советского Союза как смеси Царствия Небесного с писаховской «небывальщиной» - по-моему, просто просятся на экран. Если к этому прибавить ещё и тернистую биографию художника – то «замес» выходит совершенно удивительный.

И, наконец, Пермская художественная галерея. Здесь, помимо впечатляющей основной экспозиции с деревянной скульптурой, иконописью, голландской и русской живописью, «гвоздь» сезона – выставка «Тыл. Железные башмаки».

Выставка тематически вторит московской экспозиции в ИРРИ «Искусство в эвакуации», описанной мною недавно: http://george-smf.livejournal.com/124288.html Больше того, выставки схожи и оформлением. Но пермская, пожалуй, намного сильнее московской.

Те же серые стены. Приглушённый свет. Фактура неструганых досок – в оформлении стендов, светильников, перегородок, стилизованных под тарные ящики. Этикетаж – не имитирующий телеграфную ленту, как в ИРРИ, но напечатанный на желтой упаковочной бумаге, используемой во время войны для производственной документации. Звуковая среда – тоже приглушённая: стук печатной машинки, гул театрального закулисья…

В отличие от ИРРИ – на выставке богато представлена предметная среда 1940-х: костюмы, бытовые приборы, игрушки, музыкальные инструменты, книги. Спектр тем – тоже богаче: эвакуация в Молотов и Соликамск московских и ленинградских музейных фондов, картинных галерей и библиотек, реставрационная работа, пребывание в Молотове Кировского театра, тыловой быт, биографии фронтовиков, произведения агитационной графики. Феноменальное впечатление оставляют портреты деятелей искусства, эвакуированных в Пермский край, некоторые из которых (например, поэт д’Актиль) здесь и похоронены. Очень сильная графика – фронтовые рисунки, тыловые зарисовки, места боёв, портреты солдат, рабочих и жителей края, и т.д. Множество фотографий. Фрагменты из фронтовых писем – белым почерком на серой стене. Эскизы Альтмана к театральным постановкам. Документы. Карикатуры в газете «Звезда» - газетные вырезки рядом с оригиналами (очень поучительное соседство!). Несколько залов этажом выше, посвящённые ленинградской блокаде, дополняют выставку: поразительная графика ленинградских художников, пронзительные фрагменты воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду, подборка личных вещей – пожалуй, эмоционально это самый сильный фрагмент экспозиции. Наконец, последний зал – единственный, ярко освещённый: в нём – экземпляры «Окон ТАСС», плакаты, – «официальная» сторона войны.

Бесспорно, выставка «Тыл. Железные башмаки» - самое сильное моё «выставочное» пермское впечатление. Думаю, что пермяки, побывавшие там и после этого попавшие на московскую выставку в ИРРИ, были бы несколько разочарованы. Огромная досада – отсутствие каталога. На него денег бы не пожалел.

Информация о выставках:

«Дмитрий Пригов: от Ренессанса до концептуализма и далее»

http://www.permm.ru/menu/exhibitions/ot-renessansa-do-konczeptualizma-i-dalee.html

«Павел Леонов. Последний романтик Страны Советов»

http://naive-museum.com/news/detail.php?ID=576

«Тыл. Железные башмаки»

http://permartmuseum.ru/event/341
Tags: День Победы, Пермь, выставки
Subscribe

  • Непечатность

    …Об этой своей особенности я уже писал неоднократно. Вчера «коллекция» пополнилась, так что придётся повториться ещё разок – буквально тезисно: В…

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Мальчик, мальчик! Магазин закрывается...

    Поскольку у меня двухлетнего образовательного стажа нет, после принятия этого постановления я прекращу всякое информирование аудитории (в том числе в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments