george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

По итогам ЧП

Что означает сегодняшний погром для музейного сообщества?

Как минимум – две вещи. Первая:

В Москве стало меньше одной галереей. Имя ей – Центральный выставочный зал Манеж.

…В своё время Театральный центр на Дубровке был одной из наиболее перспективных сценических площадок Москвы. Он оказался единственным свободным залом в столице, способным реализовать в своих стенах такой сложный в постановочном отношении проект, как мюзикл «Норд-Ост».

После теракта этого зала не стало. Он был отремонтирован, оснащён великолепным штатом охраны, очень качественно выполнявшей свою работу. Но туда уже не ходили. Это место на годы стало «проклятым». Когда там спустя несколько лет был поставлен роскошный мюзикл «Обыкновенное чудо» (опять-таки – просто потому, что других подобных залов в Москве не было), он провалился не в последнюю очередь по этой самой причине. Несмотря на раскрутку, великолепную сценографию, блестящий актёрский ансамбль, великолепную живую музыку, берущую за душу режиссуру, наконец – на действительно эффективные меры охраны Центра, исключающие повторение чего-либо подобного. Не помогло.

В Манеже уже во второй раз за последнее время происходит массовая гибель экспонируемых предметов. В первый раз – во время пожара 2004 года, когда сгорела целая групповая выставка «Итоги сезона», сразу 200 работ. Во второй – сегодня, когда вандалы уничтожили несколько скульптур, как сообщается, при полном бездействии охраны. Скульптуры, по-видимому, были из Музейного фонда РФ. Ни охрана галереи, пропустившая преступников, ни смотрители залов не смогли предотвратить их гибели.

Для всех экспертных комиссий и хранителей государственных музеев, частных коллекционеров и авторов это – знак того, чтобы отныне тысячу раз подумать, прежде чем отдавать предметы на экспонирование в Манеж. Даже если после этого случая руководство Манежа полностью сменит охрану, чёрное пятно на репутации зала останется. И я бы на месте владельцев и хранителей работ не рисковал.

Второе.

С этого дня главным аспектом для музеев при решении вопроса о выдаче или невыдаче работ той или иной площадке становится не только режим экспонирования, но и эффективность охраны. Установлены ли при входе металлоискатели, работает ли фейс-контроль, «шмонают» ли подозрительных лиц, есть ли у смотрителей залов готовность «винтить» посетителя при первых признаках агрессии. Я бы на месте хранителей проверял это всё (даже опытным путём), прежде чем принимать решение о выдаче предметов.

Именно такие меры принимались во всех зрелищных заведениях после теракта в «Норд-Осте». И после других терактов – на транспорте, на вокзалах, в школах. Никто никого не упрекал тогда в излишней бдительности – безопасность была дороже.

Сейчас мы работаем в ситуации последствий теракта. Теракта против культуры. И меры должны быть адекватными. Собственно, их надо было принять ещё после погрома выставки в Сахаровском музее. Сразу же.

Мы слишком долго манежили с этим решением. Доманежились.
Tags: выставки, приключения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments