george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Мобилизация - 2015

Наверное, пора анонсировать это мероприятие. Хотя что из него получится – сам ещё не знаю. Впервые мне предстоит провести десять сеансов подряд в течение восьми дней. До сих пор рекордом были лекции об Атаманове, длившиеся шесть дней подряд.

Идея такой программы родилась год назад, в период подготовки к «Кинопробе». И возникла, конечно, под влиянием всего, что происходило и происходит в информационном пространстве, которое уже неотличимо от газовой камеры. В такое время всегда интересно поискать исторических аналогий, и они нашлись – во временах довоенных и военных, мобилизационных, воинственных и нетерпимых.

Тогда же возникла идея показать не только процесс нагнетания агрессии, но и противоположный – возвращения общечеловеческих ценностей и смыслов. Это не влезло не только в две, но и в три программы. На «Кинопробе» от этой идеи отказались, не хватало времени ни для сбора материалов, ни для размещения сеансов в фестивальной программе. В этом году попробуем реализовать её на 3-й индустриальной биеннале современного искусства «Мобилизация» в Екатеринбурге. Благо тема подходящая. Все фильмы уже собраны, и теперь результат зависит лишь от меня. Возможно, получится неровно (времени на подготовку, как всегда, не хватает) – но материал настолько интересен, что «заряжаешься» уже от освежения в памяти самих фильмов, расположенных по тематическим нишам. Наконец-то есть возможность (и у меня, и у будущих зрителей) посмотреть многие работы подобного рода в приличном качестве, без субтитрирования, а некоторые – вообще увидеть впервые за десятилетия.

В любом случае хочу сказать спасибо команде Уральского отделения ГЦСИ, осилившей очень непростую организационную задачу – сбор десяти программ из различных источников, договорённость с несколькими правообладателями из разных стран. Спасибо Ане Шепиловой и Дине Великовской, предоставившим свои работы. Спасибо Шуре Евсеевой scoperfield , бескорыстно согласившейся заняться сборкой программ с носителей разнородного формата. Спасибо украинским и армянским коллегам, сотрудникам «Союзмультфильма» и Госфильмофонда. Фактически нам пришлось организовать архивный микрофестиваль. Очень надеюсь не посрамить общих усилий.

А пока идут последние приготовления – вывешиваю анонс:

В общественном мнении господствует убеждение, что советская мультипликация неразрывно связана с такими ценностями, как гуманизм, миролюбие, с созданием позитивного образа мира в сознании зрителя. При этом мы забываем, что такой мультипликация была не всегда. В эпоху, предшествовавшую Второй Мировой войне, когда государство ставило перед собой задачу мобилизации общества на будущее кровопролитие, когда активно поддерживался образ страны, находящейся во враждебном окружении, когда граждан готовили к отражению военной угрозы, все эти тенденции не могли не сказываться и на искусстве советской мультипликации.

Мы постарались собрать воедино сохранившиеся мультипликационные фильмы времён нагнетания общественной агрессии в первой половине ХХ века. Эта ретроспектива охватывает время с начала Первой Мировой войны (1914 г.) до «антикосмополитической» кампании (1946-52 гг.). По этим картинам, многие из которых долгие годы были доступны лишь специалистам, видно, в каких формах проявлялись предвоенные и военные мобилизационные тенденции в рисованном кино. Однако для полноты картины было важным показать и обратный процесс, происходивший во второй половине века: возвращение в искусство мультипликации ценностей мирного времени, созидательного начала.

Таким образом сформировалась программа, состоящая из трёх частей. В первой представлены ленты, имеющие «антипацифистскую» направленность, работающие на возбуждение нетерпимости к внешнему врагу и психологическую подготовку населения к будущей войне. Во второй и третьей – собраны многочисленные картины, преследующие обратную цель: борьбу с идеями войны, агрессии, фашизма; работы, в которых происходит переоценка военного опыта. В этой ретроспективе, развёрнувшейся на десять киносеансов, представлены работы не только мультипликационных студий Москвы (прежде всего – «Союзмультфильма»), но и картины, созданные в союзных республиках, в частности – украинские и армянские. Многие фильмы, демонстрируемые в рамках этих программ, недоступны ни в сети Интернет, ни на лицензионных дисках. Каждый сеанс будет предварять небольшая лекция составителя Георгия Бородина, который расскажет об истории создания этих картин, о том, какое значение они приобретают в сегодняшней общественной ситуации, какие уроки мы можем извлечь из творческого наследия советских мультипликаторов.

Первая часть – «Анимационный антипацифизм» - состоит из трёх сеансов. В первом показано, как мультипликаторы откликались на события начала Первой Мировой войны, как отразился в кукольном кино сопровождавший их агрессивно-патриотический общественный подъём. Здесь же собраны сохранившиеся мультипликационные ленты 1920-х – начала 1930-х годов, призванные помочь мобилизовать человеческие, хозяйственные и финансовые ресурсы на отражение «империалистической угрозы». Наконец, в этом же разделе – ленты, направленные против мирной конференции в Женеве, разоблачающие «истинные намерения» империалистических держав – членов Лиги Наций, скрытые за миротворческими усилиями.
Второй сеанс охватывает период 1938-40 гг., включая начало Второй Мировой войны. В нём будет показано и рассказано, как отражались в тогдашнем мультипликационном кино приграничные конфликты конца 1930-х годов, арктическая экспансия СССР, присоединение к Советскому Союзу Западной Украины и Западной Белоруссии, «Зимняя война». Зрители увидят, как мультипликация воплощала «оборонную» тематику – в том числе в детском кино. Наконец, будет рассказано о несохранившихся образцах антифашистской мультипликации 1933-38 гг.
Наконец, третий сеанс – фильмы времён Великой Отечественной войны – 1941-44 гг.: дошедшие до наших дней образцы антигитлеровских политшаржей, патриотических музыкальных роликов. В лекционной части будет рассказано и об условиях их создания, и о кинопроизведениях, которые не были завершены или не сохранились. Завершит сеанс последний антипацифистский рисованный фильм «Союзмультфильма», снятый уже в 1949 году, в разгар кампании по борьбе с космополитизмом.

Вторая часть – «От антиимпериализма к пацифизму» - также разделена на три сеанса. В первом собраны картины 1960-х – 1970-х годов, направленные на обличение империализма как угрозы миру на планете, а также фильмы 1980-х годов, в которых тема милитаризма уже утрачивает «социально-классовый» оттенок. Многие картины этого сеанса – отклики на военные операции 1960-70-х годов, которые мультипликаторы трактуют как примеры катастрофичного для культуры вооружённого вмешательства в чужую жизнь.
Второй сеанс объединяет картины, направленные на преодоление агрессии и искоренение «образа врага». В нём прослеживается та же тенденция: если в 1970-е годы агрессивное поведение прочно связывается с образом жизни в «каменных джунглях капитализма», то в 1980-е трактовка темы становится общечеловеческой.
Наконец, третий сеанс представит фильмы, рассказывающие об угрозе «ядерного Апокалипсиса» и его последствиях. К этой теме мультипликаторы подходили тоже очень по-разному: от шокирующих реалистических или сюрреалистических сюжетов до притчевых и карикатурных трактовок. По картинам третьего сеанса легко проследить ещё один путь, пройденный советскими художниками: от поисков угрозы существованию человечества за океаном – через ужас осознания близости катастрофы – к обнаружению причин кризиса в собственном «доме».

Третья часть программы посвящена отражению тех же тенденций в картинах, снятых на материале Великой Отечественной войны. Первые два сеанса – это ретроспективный показ мультипликационных фильмов о войне, снятых в 1960-80-е годы, с дополнением его лучшими образцами работ последних лет. В ходе просмотра будет рассказано о противоборстве двух подходов к военной тематике: требования героизации показа событий, исходившего от руководства советским кинематографом, и осмысления режиссёрами военного опыта как Трагедии.
Тема третьего сеанса – неразрывно связанная с военной тематикой антифашистская. Фильмы, объединённые в этой подборке, трактуют неофашизм и как исключительно империалистическую угрозу, и как более универсальное явление, способное поразить любое общество. В лучших из представленных работ средствами мультипликации не только анализируется механизм зарождения фашизма, но и даются рекомендации, как избежать заражения его «бациллой».
Наконец, последний, четвёртый сеанс – своего рода «эпилог» всей программы. В нём собраны фильмы, направленные на извлечение света из мрака военного опыта, на возрождение человеческого начала из пепла войны. В них ощущается воздух победной весны, обожжённая войной эпоха сливается с Вечностью, и маленький Человек пытается остановить движение своей страны к гибели…


Состав и расписание сеансов можно посмотреть на сайте биеннале:

http://uralbiennale.ru/cartoon-network/

С 22 по 31 октября я – в Екатеринбурге. Надеюсь, трясти не будет. В Интернет вернусь уже в ноябре.
Tags: Союзмультфильм, анимация, лекции, мероприятия, сеансы, современная анимация
Subscribe

  • Предсказание

    Школьник на стене сортира Написал: "Колян - гондон!" Видно, Нобелевкой Мира Скоро будет награждён...

  • "Гераклу у Адмета" - 35

    Сегодня исполняется 35 лет со дня окончания производства многострадального шедевра Анатолия Петрова «Геракл у Адмета». Именно тогда была поставлена…

  • По мотивам Шварца...

    …И сколь судьба ни предлагала трасс, Ты выбор не доверил безразличью И вскоре стал Охотник Номер Раз, Считавший тайно каждую добычу. А кто теперь?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments