george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Книга совпадений

Дочитал книгу Дмитрия Быкова «Советская литература. Расширенный курс».

Если честно, подходил к этому чтению с некоторым опасением, с боязнью разочароваться. Давно и с интересом слушая лекции Быкова, не мог не заметить их компилятивность – по крайней мере, по темам, в которых я немного начитан. Это на какое-то время даже пригасило интерес к быковскому лекционному курсу и его передачам на «Эхе».

Так вот, книга, напротив, этот интерес возродила. Не знаю, велик ли в собранных в ней статьях элемент компиляции и заимствований (например, в главе о Галиче уже нет столь прямых, почти дословных цитат из Кима, которые резали слух в аудиовыступлении, да и вообще она совершенно иначе выстроена). Не в этом дело. Сборник статей о творцах и тенденциях советской литературы неожиданно прояснил для меня мировоззрение Быкова и его видение исторического процесса, которые раньше казались мне противоречивыми и не вполне последовательными. Теперь не кажутся. Может быть, за исключением нескольких деталей, порождённых чересчур категоричными утверждениями и формулировками. Пазл сложился. И многое в получившейся картинке мне чрезвычайно близко, а кое-что дополняет мои собственные выводы важными обобщениями.

В первую очередь, прояснилась оценка процессов, происходивших в ХХ веке с обществом и литературой. Оценка в целом полностью совпадает с моими наблюдениями и тенденциями в тогдашнем кинематографе. Некоторые нюансы буквально повторяют мои собственные догадки, сделанные независимо от автора книги – порой даже дух захватывало от совпадений. Например, вывод о первичности мировоззрения перед жизненным опытом – на примерах схожих лагерных биографий, из которых разные люди выносят совершенно различные убеждения, и которые описывают в несовместимых друг с другом тонах. Я рассматривал этот феномен, приводя в пример Шаламова, Солженицына и Фрида, Быков к этому добавил яркий случай Домбровского. Или мысль о том, что в заказных работах художник раскрывает себя более явственно, чем в «авторских» - я эту идею отстаивал во многих выступлениях последних лет, на неё же наткнулся в книге Быкова. А вот такой пассаж: «качественная массовая литература важней и насущней элитарной и бессмысленно пенять массовому автору на отсутствие вкуса – его миссия важней любой эстетики» - это практически буквально то, что я неоднократно декларировал (по поводу мультипликации, конечно) и в ЖЖ, и в статьях, и в высказываниях уже лет десять. Таких совпадений – десятки, это поистине счастливые моменты созвучия писательской и читательской мысли, но ещё больше мест, где Быков уточняет, продолжает, углубляет и проясняет то, к чему ты только подбирался. Натыкаясь на подобное, уже не думаешь о первичном авторстве той или иной идеи – важнее та гармоничная картина, которая из этих фрагментов складывается.

Это – редкая книга, которую я прочёл не просто не отрываясь, но с жадностью человека, получившего в руки то, о чём давно мечтал, но никогда не говорил вслух. При разнице в оценках и тоне рассказа о том или ином авторе, почти ни одной статьи, которая бы разочаровала, в ней нет. Некоторые восторженны, другие критичны (но никогда – огульно, всегда содержательно), а над главой о коллективном романе «Большие пожары» я хохотал буквально в голос.

Читая книгу, проникаешься авторским мироощущением настолько, что невольно замечаешь, как оно влияет на твои текущие зрительские впечатления. Так, недавно пересмотренные «Мистерия-Буфф» Черкасского и «Не заглушить, не вытоптать года…» Лернера воспринимались через призму быковских идей о сверхчеловечности, и прочитанные главы очень помогали в оценке достоинств этих кинопроизведений.

Но что мне особенно близко – так это сам авторский подход к литературному наследию. Быков собирает мозаичное панно, не просто находя место каждому его элементу, но подчёркивая его неповторимость и незаменимость. Точный анализ специфики каждого автора не призван создать ни уничижительного, ни елейного впечатления. Важнее подчеркнуть, чем важен и дорог в мозаике именно этот камешек, почему без него общая картина была бы намного беднее. Взгляд Быкова благожелателен к самым разнообразным текстам и готов разглядеть зерна интересного и ценного даже в произведениях таких писателей, как Шпанов или Панферов. Когда же заходит речь о любимых авторах Быкова, то будьте уверены: о них будет написано так захватывающе, что рука сама потянется к книжной полке за томиком Грина, Пантелеева, Катаева, Слуцкого, Воробьёва, Луговского, Пановой, Домбровского, Некрасова, Трифонова… Это именно тот эффект, которого я мечтаю добиться своими лекциями и статьями о советской мультипликации, и к которому стремлюсь с самого первого обращения к теме.

А по большому счёту, это книга не о сорока пяти писателях и литературных течениях или феноменах, а о ХХ веке, его наследии, уроках – и предстоящей нам всем новой попытке штурма тех вершин, на которые посягали люди этого века, пытаясь ответить на его вопросы и вызовы.
Tags: анимация, книги
Subscribe

  • "Кто так сказал - не помню, но он знал, что говорил!" (с)

    На сайте ПроДетЛит - статья о Б.П. Дёжкине, написанная с использованием фрагментов из моего текста в сборнике, до сих пор никому недоступном. В…

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments