george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Виктор Дмитриевич АРСЕНТЬЕВ (окончание)

«Ну, погоди!» - наверное, самая яркая страница в биографии Арсентьева-аниматора. Котеночкин в своих картинах раздавал задания не сценами, а целыми эпизодами, поэтому Виктору Дмитриевичу здесь принадлежали уже не отдельные планы, а крупные куски действия. Опознать их можно тоже почти безошибочно.
Проход на пляж и стрельба из гарпуна по плакату в первом выпуске; эпизод в «комнате смеха» (и, вероятно, танец на эстраде) – во втором; сцены с подъемным краном и бочками – в третьем; с борьбой (очевидно) – в четвертом; пролог с телефонной будкой и эпизод в магазине телевизоров – в пятом; огромный кусок с косой, комбайном и курами и последующий – «речной», с удочкой - в шестом; начало седьмого выпуска (с попытками Волка пробраться на корабль), в нем же – погоня на яхте, «драйка» палубы и финал («Только мы с тобой одни на целом свете…»). В восьмом выпуске – два наиболее «ударных» эпизода: фигурное катание и «новогодняя песенка» (В.М.Котеночкин признавался, что танец на льду – одна из немногих сцен в собственных фильмах, которую он любил пересматривать). В девятом – фехтование, в десятом – погоня по этажам и замуровывание Волка, в одиннадцатом – начальные кадры с биноклем и погоней в цирке и (вероятно) финальные – с лошадью, в двенадцатом – стенобитное орудие, в тринадцатом – шахматы… Все это – мультипликат Арсентьева.
В титрах четырнадцатого выпуска фамилия Арсентьева уже «возглавляет» список мультипликаторов, выделяясь центральным положением. Но начиная с этого выпуска у Арсентьева появляется сильный конкурент – Александр Дорогов. Четырнадцатый и пятнадцатый выпуски «Ну, погоди!» фактически держатся на мультипликате двух этих мастеров, и уже не всегда можно сказать с определенностью, где чей «след». В четырнадцатом выпуске явно «арсентьевские» эпизоды – пролог с бутылкой сидра, причесывание Волка и первый диалог с зайцем-роботом, «дороговский» - финал в космическом «павильоне». В пятнадцатом – арсентьевский почерк заметен в эпизоде с хором мальчиков-зайчиков, дороговский – в балетных сценах. А вот кто делал замечательный эпизод фокусов с сигаретой – вычислить «на глаз» уже не так просто…
В 1986 году коллектив «Ну, погоди!» в третий раз (и снова безуспешно) выдвигался на Государственную премию СССР. Мультипликаторов в списке претендентов на награду не оказалось. По словам Арсентьева, именно это стало причиной его отказа от участия в шестнадцатом выпуске цикла – последнем, сделанном «классическим» составом съемочной группы, и единственном – без Арсентьева…
В режиссуре Арсентьеву себя проявить не удалось, его фильмы не только малоизвестны, но вероятно, частично утрачены. Хотя первая попытка попробовать себя в этом качестве была сделана еще в 1963 году (сюжет для киножурнала «Фитиль» «Куриная принципиальность»). Первая крупная работа – лента «Храбрый воробей», снятая на «Узбекфильме» в 1969 году. Так сложилось, что Арсентьев-режиссер снимал почти исключительно заказные фильмы, заставки (например, к передаче «Спутник кинозрителя») и сюжеты для «Фитиля». В каждой из его режиссерских работ, конечно, доминирует «фирменная» арсентьевская пластика. Он снимал фильмы о противопожарной безопасности – «Среди хлебов спелых» (с участием братьев Заволокиных, об использовании искрогасителей при уборочных работах в поле) и «Вот так новоселье»; о правилах дорожного движения («Как Хрюша к Степашке в гости пошел»), о медицине («Берегите зубы»), рекламировал 8-миллиметровую любительскую киноаппаратуру (в фильмах «Волшебная камера» и «Кто побудет с детьми?»). В «Волшебной камере» использовал персонажей «Ну, погоди!», создав свой своеобразный дополнительный «рекламный выпуск» цикла… К сожалению, сегодня увидеть эти работы затруднительно, а то и невозможно – в 1970-е годы Госфильмофонд принимал на хранение заказные фильмы несистематически, и большая часть подобных лент либо сохранилась лишь на фильмотеке «Союзмультфильма», либо попросту утрачена.
Едва ли не единственным незаказным фильмом Арсентьева стала картина «По собственному желанию» - попытка по-своему продолжить сюжет, начатый в фильме Курчевского «Бедокуры», эксцентрическая комедия о поваре, коте, мыши и боцмане. А сюжетов для «Фитиля» Арсентьев с 1982 по 1992 год сделал семнадцать, и был последним режиссером-аниматором, сотрудничавшим с прежней редакцией киножурнала. Именно его работа в 1992-м завершила традицию производства рисованных сюжетов для «Фитиля».
В 1990-е годы, когда «Союзмультфильм» в очередной раз пытался собрать заявки режиссеров на госфинансирование, Арсентьев выступил с инициативой создания пародийного рисованного сериала, но этот проект не был утвержден Экспертным жюри – конкуренты, видимо, «мстили» «Союзмультфильму» за недолгие привилегии в финансировании начала 1990-х. И основным занятием Арсентьева стало преподавание. Он занимался с учениками последних на «Союзмультфильме» курсов художников-мультипликаторов (уже в 1990-е), ездил с В.И.Тарасовым и А.Р.Давыдовым в Индию, учить тамошних аниматоров. Сам мультипликат делал уже редко. Одни из последних его работ – фильмы И.А.Ковалевской «Дора, дора, помидора» и Э.В.Авакян «Рыцарский роман».
Он очень любил делиться воспоминаниями – о своих учителях (особенно о Дежкине), о коллегах, о жизни «Союзмультфильма». Но никто не озаботился взять хотя бы одно официальное интервью у одного из самых ярких мультипликаторов советской школы, «звезды» «Ну, погоди!»…
В 2005-м Арсентьева не стало.
Сегодня в российской анимации почти нет мастеров подобного уровня. Более того, теперь вообще – дефицит аниматоров с ярко выраженным, легко узнаваемым почерком. Узнаваемым даже по скромному жесту и даже непрофессионалом. Один из редких примеров – Володя Никитин, «принявший эстафету» у Арсентьева в семнадцатом и восемнадцатом выпусках «Ну, погоди!» и «Обезьянках – скорой помощи». Ушла в прошлое традиция индивидуализации анимационной пластики. Вряд ли найдешь сегодня фильм, во время просмотра которого захочется остановить проекцию, чтобы крикнуть: «Стойте! Эту сцену делал Мастер! Он – и никто другой!». Когда ловишь «кайф» не от содержания сцены, а от самой пластики, от жеста или позы, от того, КАК она сделана. И «кайф» почти физиологический. Когда кожей чувствуешь, как мультипликатор «закачивает» в тебя с экрана энергию.
Уходит эпоха АВТОРСКОГО МУЛЬТИПЛИКАТА.
Одним из его представителей был Виктор Дмитриевич Арсентьев – «человек-стиль», мультипликатор «с лица необщим выраженьем».
Сегодня ему исполнилось бы семьдесят пять.
Tags: Арсентьев, Союзмультфильм, анимация
Subscribe

  • Аркадий Райкин - 110

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Аркадия Райкина. В 2011 году мне довелось поучаствовать в научной конференции, посвящённой его…

  • "А я вам весь ваш Фейсбук тогда испорчу!"

    Пока ФБ лежит, а ЖЖ не оживает, впечатление, что все внезапно вышли гулять. Как здесь: https://youtu.be/IaiLUDOrkQQ

  • "Гераклу у Адмета" - 35

    Сегодня исполняется 35 лет со дня окончания производства многострадального шедевра Анатолия Петрова «Геракл у Адмета». Именно тогда была поставлена…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments