george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Публикации об анимации

Поскольку на эту информацию есть спрос, пробую опубликовать ее в Сети. Это - список всех публикаций в журналах "Киноведческие Записки" и "Кинограф", имеющих отношение к анимационному кино. Насколько я помню, он когда-то уже вывешивался в сообществе ru_animalife, но после этого дополнен и исправлен. Кому интересно - пользуйтесь!

КИНОВЕДЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ
Историко-теоретический журнал.

Публикации об анимационном кино:

№ 1
М.Б.Ямпольский. Старевич: мимика насекомых и культурная традиция. (Стр. 84)

№ 6
М.Е.Гуревич. Покадровое чтение: литература и анимация. (Стр. 100)

№ 10
А.В.Прохоров. К философии анимации. (Стр. 126)

№ 12
М.М.Цехановский. Выступление на конференции по цветному кино 17.09.- 4.10.1945 года. (Выдержка из стенограммы, стр. 150)

№ 15
Ю.Б.Норштейн. Будет ли у кино второе столетие? (Ответ на опрос, стр. 11)

№ 28
З.Рыбчинский. «Мы думаем, что живем в трех измерениях…». (Беседу ведет Т.О.Паухова, стр. 263)

№ 33
М.Е.Гуревич. Анимация вещи и овеществление маски. О некоторых чертах кинопоэтики Маяковского. (Стр.172)

№ 34
М.Б.Ямпольский. Органическая машина у Эйзенштейна и Диснея. (Стр. 52)
А.Ю.Хржановский. Феномен Бергмана. (Из выступлений на конференции, стр. 121)
А.И.Куприн. Добрый волшебник. (Статья о В.А.Старевиче из парижского журнала «Театр и жизнь», 1928 г., публикация Н.И.Нусиновой, стр. 233)

№ 40
Ю.Б.Норштейн. «Туда б, в заоблачную келью…». Комментарии к фильму «Листопад». (Стр. 173)

№ 41
А.Ю.Хржановский. Кинорежиссура как предмет киноведческого анализа. (Стр. 73)
Ю.Б.Норштейн. Тайны анимации, или Как делается «Шинель». (Стенограмма лекции во ВГИКе, стр. 106)

№ 42 («Пушкинский»)
А.Ю.Хржановский. «Бывают странные сближения…». (Стр.165)
Ю.Б.Норштейн. О пушкинском письме в «Зеркале» Тарковского. (Фрагмент лекции во ВГИКе, стр. 176)
В.Е.Вишневский. А.С.Пушкин и его творчество на экране. Историко-фильмографический обзор. (1936 г., упоминаются анимационные фильмы, стр. 178)
«Идеологически и художественно негодна…». Из протоколов репертуарной комиссии 1926 года. (Публикация Н.А.Дымшиц, есть заключения на игровые фильмы Старевича «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка», на стр. 210, 211, 214)

№ 48
Р.М.Янгиров. Русский художественный авангард и кинематограф. 1917-1922. Новые материалы и документы. (Включена статья А.М.Авраамова «Машине – дорогу» из петроградской газеты «Дело народа», 1917 г., стр. 290)
Л.Гильберсеймер. Динамическая живопись (Беспредметный кинематограф). (Статья из берлинского журнала «Вещь», 1922 г., публикация и комментарии Р.М.Янгирова, стр. 329)

№ 49
«Скорая помощь». Судьба мультфильма Медведкина. (Публикация и предисловие Г.Н.Бородина, стр. 83)
Весь Медведкин. Фильмография (Стр. 86); Кинопоезд. Каталог фильмов (Стр. 115) – (Публикации А.С.Дерябина, упоминаются анимационные фильмы и их авторы)

№ 52 («Анимационный»)
Хроника развития анимационных технологий. (Стр. 6)
А.М.Орлов. Анимация третьего тысячелетия: веяние тихого ветра. Мозаика из восьми фильмов в жанре заметок и собеседований. (Стр. 27)
А.К.Петров. «Я не могу сказать, что становлюсь умнее с каждым фильмом». (Беседу ведет Е.О.Долгопят, стр. 49)
Ф.С.Хитрук – А.Ю.Хржановский. Беседы при ясной луне. (Стр. 59)
С.М.Эйзенштейн. Заметки об искусстве Уолта Диснея. (Публикация, предисловие и комментарии Н.И.Клеймана, стр.98)
Д.Котеншульте. Que viva Disney! Восприятие Диснея Эйзенштейном. (Перевод Л.С.Масловой, стр. 115)
З.Кракауэр. «Дамбо». Новый фильм Уолта Диснея. (Статья из газеты «Neue Züricher Zeitung», 1942 г., перевод С.Л.Петрова, стр. 129)
А.С.Дерябин. Вертов и анимация: роман, которого не было. (Материал включает фильмографию, стр. 132)
Х.Н.Херсонский. Лекция о мультипликации. (Стенограмма лекции во ВГИКе, 1936 г., публикация, предисловие и комментарии А.С.Дерябина при участии А.С.Трошина и Г.Н.Бородина, стр. 145)
А.Л.Курс. Сказка о царе Дурандае. Киносценарий (мультипликация). (Публикация А.Я.Бернштейна, стр. 171)
«Придя из неизвестности, я и ухожу в неизвестность…» Николай Ходатаев о причинах своего ухода из мультипликации. (Публикация, предисловие и комментарии И.Р.Марголиной, стр. 186)
К.Г.Малянтович. Как боролись с «космополитами» на «Союзмультфильме». Рассказ-воспоминание (Стр. 191); Е.Т.Мигунов. Я – космополит? (Стр. 197) – (Публикация, предисловие и комментарии Г.Н.Бородина)
А.Г.Раппапорт. Пульсирующее бытие. Заметки о мультфильмах-анимациях Нормана Мак-Ларена. (Стр. 206)
А.М.Орлов. AniFreud. Фрейдистская символика в анимационном кино. (Стр. 216)
Т.Танака. Психологическое время в кинематографе Юрия Норштейна. (Стр. 235)
Р.Пальдис. Четыре фильма Прийта Пярна. (Перевод К.Лебедя, стр. 244)
Н.И.Нусинова. Волшебник из Фонтенэ. (Стр. 259);
Ю.П. Час волшебства. В студии Л.Старевича (Статья из парижского журнала «Театр и жизнь», 1929 г., стр. 264); Н.Я.Рощин. В волшебном царстве (Письмо из Парижа) (Статья из рижской газеты «Сегодня», 1929 г., стр. 267) – (Публикация и комментарии Н.И.Нусиновой)
А.А.Алексеев. Забвение, или Сожаление. Воспоминания петербургского кадета. (Публикация В.Г.Непевного, начало, стр. 271)
Г.Н.Бородин. Унесенные ветром. Каталог редких и несохранившихся мультипликационных фильмов. (Стр. 295)

№ 53
Н.А.Изволов. Из истории рисованного звука в СССР. (Стр. 290)
Арсений Авраамов. Материалы к биографии. (Публикация и комментарии А.С.Дерябина, стр. 297);
А.М.Авраамов. Синтонфильм (Статья в журнале «Пролетарское кино», 1932 г., стр. 313); Синтетическая музыка (Статья в журнале «Советская музыка», 1939 г., стр. 324) – (Публикация Н.А.Изволова, комментарии Н.А.Изволова и А.С.Дерябина)
Е.А.Шолпо. Искусственная фонограмма на кинопленке как техническое средство музыки. (Публикация Н.А.Изволова при участии А.С.Дерябина, стр. 334)
Б.А.Янковский. Акустический синтез музыкальных красок. 2-й отдел книги «Теория и практика графического звука» (1939-1940), VI раздел. (Публикация и комментарии Н.А.Изволова, стр. 353)
Библиография. Статьи о «рисованном звуке». (Стр. 367)

№ 54
Дыхание воли. Дневники Михаила Цехановского. (Публикация и комментарии С.Ким и А.С.Дерябина, предисловие С.Ким, начало, стр. 170)
З.Кракауэр. Абстрактные фильмы. (Перевод С.Е.Шлапоберской, стр. 231)

№ 55
Дыхание воли. Дневники Михаила Цехановского. (Публикация А.С.Дерябина, С.Ким, комментарии А.С.Дерябина, продолжение, стр.216)
А.А.Алексеев. Забвение, или Сожаление. Воспоминания петербургского кадета. (Продолжение, стр. 274)

№ 56
А.А.Алексеев. Забвение, или Сожаление. Воспоминания петербургского кадета. (Продолжение, стр. 272)
Е.Т.Мигунов. О, об и про… (Публикация Г.Н.Бородина, материал включает статьи «Про Славу Котеночкина», «О Романе Качанове», «Борис Ефимов», «О Н.В.Воинове (о «Коке»)», «О Д.Н.Бабиченко», «О К.П.Ротове», стр. 305)
Ранние отечественные цветные фильмы (1931-1945). Фильмография. (Публикация и предисловие А.С.Дерябина, включены анимационные фильмы, стр. 322)

№ 57
Дыхание воли. Дневники Михаила Цехановского (Окончание, стр. 351); М.М.Цехановский. Сказка о попе и о работнике его Балде. Кинолубок (Стр. 351); Письма Д.Д.Шостаковича М.М.Цехановскому (Стр. 360) – (Публикация С.Ким, А.С.Дерябина, комментарии А.С.Дерябина)

№ 58 («Первый немецкий»)
Б.Эйзеншиц. Немецкое кино. 1895-1933. (Перевод В.Румянцевой, включая главу «Немецкий авангард» на стр. 33-34)

№ 60
А.Ю.Хржановский. Спектр жизни. (Воспоминания об Э.П.Гарине, стр. 155);
Из писем Эраста Гарина. (Публикация и комментарии А.Ю.Хржановского, стр. 176)
А.А.Алексеев. Забвение, или Сожаление. Воспоминания петербургского кадета. (Окончание, стр. 345)

№ 61
Г.Н.Бородин. Николай Эрдман и анимация. (Материал включает фильмографию, стр. 175);
Е.Т.Мигунов. Две встречи с Эрдманом. (Стр. 192)

№ 62
«Картина сильная, хорошая, но не «Чапаев»...». Записи бесед Б.З.Шумяцкого с И.В.Сталиным после кинопросмотров. 1935-37 гг. (Публикация, предисловие и комментарии А.С.Трошина, включены обсуждения фильмов «Новый Гулливер», «Квартет», «Лиса и волк», мультвставки в фильм «Крестьяне», стр. 115)
Е.Т.Мигунов. О, об и про… Алма-Ата. Студенческие годы (1941-1943). (Публикация, предисловие и комментарии Г.Н.Бородина, стр. 276)

№ 63
А.С.Дерябин. ««Эрмитаж» - это двери, через которые я смогу войти в сферу киноискусства». (Стр. 59);
М.М.Цехановский. Эрмитаж. Культурфильм в 2-х частях. (Сценарий). (Публикация С.М.Ишевской, комментарии А.С.Дерябина, стр. 62)

№ 64
Н.В.Баклин, А.Г.Калашников. Первые шаги научного кино в России. (Материал 1946-1948 гг., публикация А.С.Дерябина, комментарии С.В.Сковородниковой, в т.ч. о рисованном фильме «Излучение электромагнитных волн вибратором Герца», стр. 184)

№ 65 («Петербуржский»)
И.В.Евтеева. Документ, анимация и игровое кино. Точки пересечения. (Стр. 26)

№ 67
«Запоздавшая премьера». Первые впечатления:
Н.И.Клейман. Лакуны, которые предстоит заполнить (Стр. 7); М.Б.Ямпольский. Дранкова жалко (Стр. 9); Н.А.Дымшиц. Архивисты и новаторы (Стр. 10); Д.А.Салынский. Наше вечно непредсказуемое прошлое (Стр. 13); Н.А.Изволов. Заметки на полях кинопленки (Стр. 14); П.А.Багров. К вопросу о кинопленках Ширяева (Стр. 19) – (отзывы на фильм В.В.Бочарова «Запоздавшая премьера» о киноопытах А.В.Ширяева, в т.ч. анимационных);
Ю.Н.Григорович. Александр Ширяев – послание издалека. (Записал А.Колесников, стр. 29);
В.В.Бочаров: «Забава была впечатляющей». (Беседу ведет Н.А.Мазур, стр. 33);
Д.А.Савельев: «Ширяев был человек одержимый». (Беседу ведет П.А.Багров, стр. 48);
Александр Ширяев в воспоминаниях современников: Хашим Мустаев, Зайтуна Насреддинова. (Записала Т.В.Сергеева, стр. 57);
М.Х.Франгопуло. Чудеса в волшебном ящике. Вариант предисловия к книге «Петербургский балет». (1940 г., стр. 58);
А.В.Ширяев. Петербургский балет. Из воспоминаний артиста Мариинского театра. (Под редакцией Ю.О.Слонимского, предисловия Ю.О.Слонимского и М.Х.Франгопуло, запись Н.И.Насилова и М.Х.Франгопуло, стр. 61)

№ 68 («ВГИКовский»)
«Личное дело №…». Из студенческих биографий … (Публикация, предисловие и комментарии Н.Самойловой, М.Жирковой, А.Хачатрян, О.Баженовой, в т.ч. материалы по биографии А.Ю.Хржановского – на стр. 87-90)
ВГИК: Размышления. (В т.ч. монологи А.Ю.Хржановского – на стр. 190-192, и С.М.Соколова – на стр. 314-317)
Е.Т.Мигунов. О, об и про… ВГИК, 1939-й и другие годы. (Публикация, предисловие и комментарии Г.Н.Бородина, стр. 324)

№ 70
А.Ю.Хржановский. О теории относительности, вороне на снегу и других вещах, о которых полезно знать режиссеру. (Стр. 259);
Слушатели высших курсов сценаристов и режиссеров. (В т.ч. аниматоры, стр. 297)

№ 71 («Восточноевропейский»)
В.С.Левитова. Ян Шванкмайер сквозь призму чешской культуры. (Стр. 248)

№ 73 («Второй анимационный»)
Ф.С.Хитрук. Воспоминания. Размышления. Исследования. Лекции. (Публикация и предисловие Ю.А.Михайлина – стр. 4-89, в т.ч.: «Жаль, что к чуду привыкают» - стр. 7, «Воспоминания» (начало) – стр. 8, «Профессия – аниматор» (начало) – стр. 39, «О фильмах» - стр. 50, «О зарождении идеи фильма» (Беседу ведет Ю.А.Михайлин) – стр. 55, «Мысли великие, средние и песика Пафика» - стр. 66);
Ю.Б.Норштейн: «Он внес иное понимание изображения…» (Стр. 90);
А.К.Петров, М.Б.Тумеля: «Наука удивлять». (Стр. 103);
«Ситуация у вас достаточно обещающая». Стенограмма занятия в мастерской Ф.С.Хитрука на Высших курсах сценаристов и режиссеров 14 января 1987. (Стр. 123);
Учебная программа подготовки режиссеров-аниматоров. (Стр. 126);
Методические указания к учебной программе по дисциплине «Техника одушевления». (Стр. 129);
Сценарий мультфильма. Конспект лекции. (Стр. 134)
К.Лейборн. Анимационная книга. (1979 г., предисловие Дж.Гриффина, перевод Ф.С.Хитрука, именной указатель Ю.А.Михайлина, стр. 137);
Ф.С.Хитрук. Рассказы об аниматорах. (Запись Ю.А.Михайлина, стр. 204);
Ю.Б.Норштейн. Несколько слов о Кэролайн Лиф. (Запись Ю.А.Михайлина, стр. 212);
Мировая анимация: лучшие анимационные фильмы и режиссеры. (Стр. 213)
История «нехрестоматийной» картины. «Сказка о глупом мышонке» М.М.Цехановского в документах. (Публикация и предисловие Г.Н.Бородина, стр. 216);
Переписка Н.П.Ходатаева и М.М.Цехановского. (Публикация С.Ким, предисловие Г.Н.Бородина, стр. 235)
Э.А.Гайлан. Когда-то… Воспоминания о ленинградской предвоенной мультипликации. (Публикация, предисловие и комментарии П.А.Багрова, стр. 238);
Письмо М.С.Пащенко Э.А.Гайлан. (Публикация П.А.Багрова, стр. 255)
М.В.Алдашин. Живая и неживая мультипликация. Беседа со студентами Московской Международной Киношколы, февраль 2004. (Запись Ю.А.Михайлина, стр. 257)
Г.Н.Бородин. В борьбе за маленькие мысли. Неадекватность цензуры. Глава из книги «Анимация подневольная». (Стр. 261)
Е.Т.Мигунов. Работа в кукольной мультипликации. (Публикация, предисловие и комментарии Г.Н.Бородина, стр. 310)

№ 75 («Японский»)
Ю.Б.Норштейн. «Японская поэзия – скрытый в строчках кинематограф». (Беседу ведет А.С.Трошин, стр. 218)
А.М.Орлов. Некоторые аспекты эстетики и культурософии японских аниме. (Стр. 229)

№ 80
Г.Н.Бородин. «Союзмультфильм». Ненаписанная история. (Стр. 149);
Н.М.Кива. «Союзмультфильм» - начало пути. (Публикация, предисловие и комментарии Г.Н.Бородина, стр. 153);
И.П.Иванов-Вано. [«Эклер» - за и против]. Стенограмма доклада «Применение эклерного метода в производстве рисованных фильмов», 1951. (Публикация, предисловие и комментарии Г.Н.Бородина, стр. 174);
Анимация на переломе. (Стр. 187-209, в т.ч.: Е.Т.Мигунов. [«Новаторам достается не только по голове…»]. Замечания о перестройке творческого процесса, 1960 (Стр. 188); И.П.Иванов-Вано. [«С чем мы приходим к этому постановлению»]. Советская мультипликация, 1960-1962 гг. (Стр. 192); Л.К.Атаманов. [«…А перестраиваться надо было…»] (Стр. 201) – Публикация и предисловие Г.Н.Бородина, комментарии Г.Н.Бородина при участии А.Н.Васильковой)
Г.Н.Бородин. Кастрация бегемота. Глава из книги «Анимация подневольная». (Начало, стр. 210)
С.В.Капков. Мастера дуракаваляния. Фрагменты ненаписанной книги. (Стр. 237)

№ 81
Г.Н.Бородин. Кастрация бегемота. Глава из книги «Анимация подневольная». (Окончание, стр. 140)
К.Г.Малянтович. Аниматоры «Союзмультфильма». (Литературная редакция, предисловие и комментарии Г.Н.Бородина, стр. 168)

№ 84
Наум Клейман-70. (В т.ч. монологи Ю.Б.Норштейна – на стр. 8-12, и А.Ю.Хржановского – на стр. 14-15)
«Киноцентр – это в основе музей, такой же, как Бахрушинский, Литературный…». Из протоколов Музейной комиссии СК СССР, начало 1980-х гг. (Подготовка текста, публикация и предисловие Н.А.Дымшиц, в т.ч. о замысле выставки к 100-летию В.А.Старевича, упоминается А.Ю.Хржановский, стр. 56)
Н.И.Клейман. «Идеальный Музей кино». (Беседу ведут Н.А.Дымшиц и А.С.Трошин, в т.ч. о проблемах комплектации, экспонирования и пополнения анимационных фондов, стр. 80);
Общая концепция российского Музея кино. (Проект, в т.ч. об анимационных фондах, упоминаются аниматоры и их выставки, стр. 111)

№ 92/93
Г.Н.Бородин. [К 100-летию российской анимации]. (Стр. 59)
Неизвестный Атаманов. (Стр. 61-117, в т.ч.: Л.К.Атаманов: «Мультипликация – это все что угодно плюс еще кое-что» (Беседовала Л.Ф.Закржевская, стр. 61); [Автобиографические наброски] (Стр. 84); Путешествие Льва Атаманова в Китай. Из истории несостоявшегося фильма «Начжа возмущает спокойствие моря», 1958 (Стр. 92); «Рисуют Би Эф Эф», «Петрушка» и нереализованные замыслы (Стр. 110) – Публикация и предисловия Г.Н.Бородина, комментарии Г.Н.Бородина и С.А.Торопцева)
А.М.Орлов. Судьба бескамерной анимации в СССР: Александр Гладышев и Надежда Асланова. (Стр. 118)
Н.Е.Голованова. Древний Рим. Opus I. (Биографическая справка Г.Н.Бородина, стр. 132)
Н.Г.Кривуля. Удивительные путешествия в пространстве культуры, или Интеллектуальные игры Андрея Хржановского. (Стр. 319)

№ 94/95
А.Ю.Хржановский. Поэт и фильм. (Беседовала В.П.Полухина, стр. 328)
Б.Боймерс. Александр Ширяев: поправка к истории анимации. (Авторизованный перевод Н.А.Цыркун, стр. 340)


КИНОГРАФ
Журнал прикладного киноведения.

Публикации об анимационном кино:

№ 7
Л.А.Азарх. Каляевская, 23 а. Главы будущей книги. (Стр. 152)

№ 8
Отечественное кино в лицах. Андрей Хржановский. Фильмография (Составитель В.Н.Антропов). Хронологический указатель публикаций (Составитель Е.Н.Довбня). (Стр. 51-76)
Е.Т.Мигунов. Из воспоминаний. (О работе с сестрами Брумберг; предисловие и публикация Г.Н.Бородина, стр. 152)

№ 9
К.Г.Малянтович. Из записок старого мультипликатора. Как на «Союзмультфильме» получали Сталинскую премию. (Послесловие Г.Н.Бородина, стр. 168)

№ 10
Е.Т.Мигунов. Из воспоминаний. (О работе с М.С.Пащенко, В.Г.Сутеевым, А.В.Ивановым; публикация Г.Н.Бородина, стр. 138)

№ 11
К.Г.Малянтович. Из записок старого мультипликатора. Воспоминания о курсах. (Предисловие и комментарии Г.Н.Бородина, стр. 229)

№ 16
Г.Н.Бородин. Анимация подневольная. Предисловие. Глава 1. Про медведей и вождей. (Стр. 54)

№ 18
Е.Т.Мигунов. 1941: Ополченческая Одиссея. (Материал включает биографическую справку; публикация, предисловие, комментарии и приложение Г.Н.Бородина, стр. 188)

№ 19
С.Л.Богданова. Очерки о жизни и творчестве Александры Гавриловны Снежко-Блоцкой. (Материал включает фильмографию, стр. 207)

№ 20
И.А.Ковалевская. «Бременские музыканты». Первый мультипликационный мюзикл. Непридуманная история его создания. (Материал включает фильмографию и биографическую справку; предисловие, комментарии и приложения Г.Н.Бородина, стр. 326)


Материал подготовлен Г.Н.Бородиным. В список включены тексты, имеющие непосредственное отношение к искусству анимации, или написанные профессиональными деятелями анимации. Не названы публикации, в которых анимационные фильмы упоминались вскользь. Издания можно приобрести в редакциях по адресу: 125009, Москва, Дегтярный переулок, д. 8. Телефоны: (495) 650-23-80 («Киноведческие Записки»); (495) 650-20-23 («Кинограф»). Сайты изданий: www.kinozapiski.ru , http://kinograph.net/ . Электронные адреса: kinozapiski@yandex.ru , kinograph@kinograph.net .
Tags: анимация, публикации
Subscribe

  • Вдогонку празднику

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Актуальное

    Ликует запретитель, Пришла его пора! Отныне просветитель – Агент из-за бугра. Его настигнет кара, Ему придёт конец! На каждого Икара Найдётся свой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Вдогонку празднику

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Актуальное

    Ликует запретитель, Пришла его пора! Отныне просветитель – Агент из-за бугра. Его настигнет кара, Ему придёт конец! На каждого Икара Найдётся свой…