george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Торг или Вече?

На книжном фестивале «Красная площадь» был впервые, в прошлом году не ходил. Неизбежным было сравнение с Московским международным открытым книжным фестивалем в ЦДХ, который имел схожую форму проведения и на смену которому, собственно, пришла год назад «Красная площадь».

Отличие к лучшему: бОльшая упорядоченность. Торговля книгами распределена по четырём разделам, обособленным тематически: «Детская и учебная литература», «Нон-Фикшн», «Художественная литература», «Региональные издания». Каждому разделу отдано по два навеса для торговли. Найти стенд нужного издательства теперь гораздо легче, особенно если ознакомиться заранее с программой. Навесы имеют цветовую дифференциацию штанов , на торце каждого – список представленных издательств. По одному навесу в разделах «Нон-Фикшн», «Детская и учебная литература» и «Художественная литература» отдано общей торговле книгами ряда издательств, не имеющих собственных стендов.

Минусы.

1. Очень сильная скученность. Стенды издательств в ширину крохотные (исключая некоторые организации, выкупившие сразу два, три и более мест), расположены в линию с двух сторон каждого навеса, покупатели и посетители перемещаются вдоль них, и места у каждого стенда, чтобы посмотреть и полистать книги, пообщаться с представителями издательств – крайне мало. Толкотня чрезвычайная. То же – в «общих» шатрах, где расположение стендов с книгами более изысканное, но проходы между стендами столь же узки. Постоянно приходится кого-то толкать, протискиваться, отпихивать, извиняться.
2. Навесы и шатры, где проходят мероприятия, не изолированы, как во дворе ЦДХ, а прикрыты только сверху. В случае дождя и сильного ветра (что имело место сегодня) продавцам приходится придерживать падающие с полок книги, прекращать торговлю и закрывать товар плёнкой – всё продувается и проливается насквозь. Посетители от грозы и ливня прячутся под навесами (если не успели добежать до ГУМа), жмутся кучей к стендам, т.к. у края навеса мокро, как снаружи. Затрудняюсь сказать, как себя чувствуют в этот момент люди в шатрах для мероприятий или на открытых площадках перед экранами…

Главное отличие от ММОКФ – большая ориентация мероприятия на торговлю, нежели на лекционную и презентационную программу. В ЦДХ центром фестиваля и самым притягательным местом был именно камерный внутренний дворик, где посетители перемещались между шатрами, меняя темы и форматы встреч, дискуссий, занятий, бесед, мастер-классов. Торговля книгами на втором этаже ЦДХ была лишь приложением к этому. На «Красной площади» шатров тоже много, но они явно рассматриваются как «соус», а не основное блюдо. Шатры отличаются от навесов по форме, но расположены между ними, не изолированы от уличного шума, и слушать в них лекции или беседовать с писателями не слишком уютно. Соответственно изменилась и программа, став более официозной и менее интеллектуально насыщенной. С содержательностью на «Красной площади» стало значительно хуже, чем было на ММОКФ. В первый день на фестивале, на мой вкус, вообще не было привлекательных мероприятий, программа второго и третьего уже позволяла что-то выбрать. Однако оценить уровень их проведения не удалось – в частности, из-за той же грозы. Вряд ли я многое потерял – на каждую встречу, лекцию или презентацию было отведено не более 45 минут, программа фестиваля в Интернете появилась дня за два-три до открытия, полного электронного списка участников я не нашёл вовсе. На сайте фестиваля почти до самого его начала висели почти исключительно информационные отчёты о пресс-конференциях с фотографиями разных чиновничьих ВИП-физиономий.

Короче, ММОКФ был удобным местом для общения, "Красная площадь" такой счастливой возможности не даёт.

Муссолини Путина с Мединским не видел (один вроде должен был выглянуть из-за стены вчера, на открытии; лекция второго - кажется, завтра).

Но по стендам пробежаться удалось. Спектр представленных издательств – довольно широкий. Особенно любопытно было, конечно, в навесах «Нон-Фикшн» и региональных издательств. Только безденежье удерживало от покупки большого количества фотоальбомов о прошлом и настоящем российских городов, выпуском которых занимается каждое второе областное издательство. Многие из них, кстати, имеют собственную тематическую специфику («патриотическую», «духовную», монархическую и т.п.). Забавно было наблюдать, словно нарочито подчёркнутое, непосредственное соседство стендов издательств либеральной направленности (например, Фонда Яковлева) с «имперско-почвенническими» (типа «Центрполиграфа» или «Комсомольской правды»). Учитывая тесноту прилавков и скученность товара, продавцов и покупателей, в этом прочитывался своеобразный сарказм организаторов. Стенды с изданиями политических партий (ЛДПР, КПРФ, СР и др.) тоже находятся по соседству, но всё же разделены тематически более «нейтральными» участниками.

В итоге – вот мой сегодняшний «улов». Не все книги новые (по времени издания) – кое-что из старенького просто можно было купить максимально дёшево. Но приходилось сильно экономить и брать лишь самое желанное, так что выбор – довольно жёсткий.

Асбьёрнсен из «Речи» и две книги от РГГУ – старая (2003 г.) и свежая: отдельное издание дополненного очерка О.Киянской и Д.Фельдмана о Якове Бельском с приложением его избранных произведений и графики (кстати, очень недурной!) – рекомендую!



Три новинки от ОГИ:



Альбомное – о музее Бартрама (от «Трёх квадратов») и Москве (от «Москвы, которой нет» и «Искусства – XXI век»):



И, наконец, четвёртые тома Ряшенцева (из Оренбурга) и Шергина (от «Москвоведения»).



Стенда "Молодой гвардии" (чтобы купить "13-го апостола") и двухтомника Благининой от "Виртуальной галереи" не нашёл. А на репринтное альбомное издание «Весёлых картинок» 1956-57 гг. денег не хватило…
Tags: книги, мероприятия, фестивали
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments