george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Войнович 2016

Дочитал «Малинового пеликана».

Сразу скажу, что книга очень плохо подготовлена к печати. То ли халтурил корректор, то ли вкрались технические сбои, но в тексте не только масса опечаток и перепутанных знаков препинания, но и многократные пропуски слов и даже предложений. Я бы на месте издательства задумался о профпригодности корректора Н.Ясневой.

Впрочем, качество прозы оценить это не очень мешает.

В.Н.Войнович, как мне думается, виртуозно справился со сложнейшей для сатирика задачей.

В «Москве 2042» он для выявления абсурдности советской действительности применил приём гиперболизации, перенеся действие в будущее и доведя все тенденции советской жизни до абсолюта. Приём сработал блестяще. Незаметная для привыкшего к подобному образу жизни и общественному устройству и воспринимающего его как норму советского гражданина нелепость существования внезапно становилась очевидной. Для путинской России этот фокус не годился, и Войнович это понимал. Здесь приходилось иметь дело с реальностью, изначально переполненной абсурдом, и оттого сатирическому описанию почти не поддающейся. В «Малиновом пеликане» это сформулировано прямым текстом в эпизоде с заплаканным Салтыковым-Щедриным, вылезающим из госдеповского автобуса. Недаром, например, Д.Л.Быков использует совсем другой, свежий ход: подъём актуальной стихотворной фельетонистики до высот метафизики. Это действительно даёт сегодня комический эффект.

Войнович пошёл несколько иным путём. Он на сей раз демонстрирует бред реальности, специально стирая границу между действительностью и сновидением, намеренно переходя без предупреждения из иллюзии в явь, смешивая детали взаправдашних политических и социальных новостей с вымышленными, детально и конкретно «инсценируя» тезисы телевизионной госпропаганды. Эта форма позволяет прозе конкурировать даже с ежедневным саркастическим обсуждением российского общественно-политического гротеска в соцсетях, с которым сатирику тягаться практически невозможно.

Но Войнович не был бы собой, если бы, начав действие с бытового события, не довёл бы его к середине книги до уровня мощного образного обобщения (в эпизоде стояния в гигантской пробке), а в последней трети внезапно не возвысил до исторического масштаба (как это уже происходило в «Чонкине» и той же «Москве 2042»). Именно последняя треть книги впечатляет больше всего. Здесь появляются и явные переклички со сценой Жванецкого «У кассы», с монологом клопа Говоруна из «Сказки о Тройке» Стругацких, с «Балладой о вертикали» Кима. Здесь вновь возникает тема «благородного тиранства» (с очевидным родством Гениалиссимуса и Перлигоса). Здесь, читая главу «Революция», уже невозможно удержаться от смеха. И здесь, к финалу, констатация абсурда обретает силу пощёчины. Нам.

Очень удивлюсь, если неологизмы «Перлигос» и «Черенковизация» не станут мемами.

И напоследок – одна сугубо личная ассоциация. Совпадение, о котором автор, конечно, знать не мог.

Цитата из «Малинового пеликана» о неосуществлённых намерениях Вторлигоса (Второго Лица Государства):

«Четыре года побыл, поправил, в одну маленькую войну поиграл. Хотел ещё кое-какие идеи осуществить относительно времени. Например, количество месяцев уменьшить с двенадцати до четырёх и называть их понятно, по-русски: весенник, летник, осенник и зимник, причём началом весны считать день, который раньше назывался первым января, а по новому стилю стал бы первым весенника. В этот же день согласно плану Вторлигоса следовало отмечать Рождество Христово, Новый год, День защитника Отечества, а потом даже и Светлую Пасху подтянуть к тому же числу».

Двадцать лет назад (!), 1 апреля 1996 года, когда Скулябин уже установил на «Союзмультфильме» наёмную охрану (если не ошибаюсь, ЧОП «Дельта», или что-то в этом роде, с почти одновременным запретом на работу в выходные дни и введением дополнительных временных пропусков), но шутки и розыгрыши на студии были ещё делом привычным, я спародировал типичный директорский приказ по студии, использовав две наиболее распространённых темы: пролонгацию производства («установить новый срок сдачи фильма/подготовительного периода/исходных материалов») и личный состав (с распределениями функций между руководителями отделов, формулами типа «с … г. отменить действие старого штатного расписания», «считать художника-постановщика N режиссёром фильма Y с окладом согласно штатному расписанию» и т.п.). Я напечатал текст на своей машинке, поставил фиктивный номер, сымитировал, как мог, подпись Скулябина, и вывесил 1 апреля на доске приказов. Вот как выглядела болванка:



Интересно, гожусь я во Вторлигосы?..
Tags: Союзмультфильм, книги, приключения, юмор
Subscribe

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Книжные новости

    Приобрёл ещё одну новинку от "Бомборы" - о восприятии аниме американскими зрителями. Читать пока побаиваюсь... )

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments