george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Рязанов: времена и герои - 4

(Продолжение)


«ЖЕСТОКИЙ РОМАНС». 1984 год.



Во второй половине 1970-х годов в творчестве Рязанова начинает выходить на первый план тема цинизма, убивающего живое чувство. В «Служебном романе» она была заявлена в образе Самохвалова, в «О бедном гусаре замолвите слово» воплощением её стал экранный вариант Мерзляева, в «Вокзале для двоих» - проводник Андрей. Максимальной остроты эта тема должна была достигнуть в экранизации пьесы «Дорогая Елена Сергеевна», запуск которой в производство в ситуации 1982-83 годов оказался невозможным. Рязанов ищет воплощения схожих мотивов в политически нейтральной классической драматургии и находит в «Бесприданнице» Островского.

В «Жестоком романсе» Рязанов возвращается к заявленному в сценарии «О бедном гусаре замолвите слово» сюжету о добровольном отказе героя от шанса остаться человеком. Как и выписанный в сценарии Мерзляев, Паратов в рязановской трактовке не выдерживает испытания и продаёт возможность счастья – и своего, и Ларисы. Для Мерзляева эту возможность зачеркнул мундир, для Паратова – угроза разорения. «Жестокий романс» - фильм о том, как форс (рисковый или, напротив, дешёвый) и самолюбие заставляют превратить близкого человека в игрушку, о глухоте и эгоизме, приводящих к его гибели. В отличие от «Вокзала для двоих», в «Жестоком романсе» речь идёт о безрассудстве без готовности к самопожертвованию.

Это первая полностью некомедийная работа Рязанова, в которую он, однако, вплетает фарсовые элементы, что будет впоследствии отличать его кинодрамы. В следующей работе режиссёр вновь предложит версию истории о затаптывании человеком шанса на счастье, но уже на современном материале.





«ЗАБЫТАЯ МЕЛОДИЯ ДЛЯ ФЛЕЙТЫ». 1987 год.



Рязанов возвращается к жанровому симбиозу, соединяя сатирическую комедию с мелодрамой. Он вновь снимает фильм о герое, который отрекается от шанса остаться человеком. На сей раз на кону – не состояние, а карьера. Чтобы убедительнее показать драму Филимонова, Рязанов одним из первых рисует картину советского социального неравенства. Он погружает действие в мир элитных номенклатурных квартир и кабинетов, привилегий и спецснабжения. Обнажает хорошо ему знакомую систему карьерного роста, соперничества, аппаратных игр и подковёрной борьбы.

Особенно важно, что Филимонов работает в системе идеологического контроля, и его тяга к Лиде – это, как и у персонажей «Вокзала для двоих», попытка вырваться из мёртвого мира в живой, непосредственный, правдивый. Но жизнь в позднем СССР теплится в полунищенских коммуналках, контраст которых с филимоновским многокомнатным жилищем в номенклатурном доме слишком нагляден. В новом фильме авторы разворачивают тему тяги к естественности существования, лишь слегка намеченную ранее в монологе Платона Рябинина. Фактически «Забытая мелодия для флейты» - это «Вокзал для двоих» наоборот: там герои ломали социальные барьеры, выбирая погружение на дно, здесь же Филимонов от этой возможности отказывается и чуть не платит за это жизнью.

Рязанов вновь совмещает галерею сатирических типов с мелодраматической историей главных героев. Впервые вводит в фильм элемент мистики, поданной почти без пародийного оттенка. Смело вкрапляет в реалистическое действие откровенно гротескный эпизод сновидения, использует сложные приёмы повествования с предъявлением двойного варианта развития сюжета – воображаемого и реального.

Необычно музыкальное оформление картины: если не считать трёх обособленных песен, почти единственное музыкальное сопровождение – это скромная тема флейты, всё остальное время действие погружено в реальную звуковую среду.

«Забытая мелодия для флейты» - характерный отпечаток самого первого, почти безоблачного периода Перестройки, когда возникшая возможность реализации прежде запретных тем и замыслов ещё не была омрачена безнадёжностью ощущения страны, летящей в пропасть.





«ДОРОГАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА».1988 год.



Лишь в конце 1980-х Рязанов получает возможность экранизировать пьесу Людмилы Разумовской и доводит здесь тему столкновения с цинизмом до предельной остроты. В этой драме Рязанов ближе всего подходит к изображению бытового характера событий, отказываясь даже от оригинальной музыки.

Вновь, как и в «Гараже», действие происходит в течение одной ночи в изолированном помещении. Вновь эта ночь приводит к самораскрытию и перерождению героев. Но цена на сей раз предельно высока. В течение полутора часов экранного времени происходит жесточайшее столкновение группы циников с идеалистом, которое приводит к обоюдному крушению. Цинизм и идеализм проверяют друг друга на прочность, опытным путём ищут порог допустимого. В итоге рушится и мир идеалиста, и мир циника.

Это первый фильм, в котором Рязанов не любуется своим героем-идеалистом, а рисует его, не скрывая карикатурных тонов, выявляя в Елене Сергеевне и ханжеские черты, и глухоту, зашоренность и нечуткость к фальши. Авторское отношение к сторонам конфликта на редкость сбалансировано. Цинизм и идеализм представлены двумя сторонами одной медали, сталкивающимися лоб в лоб. К финалу лозунги Елены Сергеевны превращаются в выстраданные ценности, а большинство подростков осознаёт свою неспособность переступить через определённый моральный порог. Наращивание радикальности средств для достижения цели приводит к катастрофе. По-видимому, Елене Сергеевне не суждено узнать о своей моральной победе.

«Дорогая Елена Сергеевна» - своего рода итог развития темы, в течение которого повышались ставки рязановских героев-правдоискателей в их социальной борьбе. К концу 1980-х они расплачиваются полным крушением привычного мира. Теперь для этого героя выигрышем будет не победа, а выживание.





«НЕБЕСА ОБЕТОВАННЫЕ». 1991 год.



После несостоявшейся попытки экранизации «Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина» Войновича Рязанов вновь ставит картину на современном материале. «Небеса обетованные» - трагикомедия с элементами фантастики. Здесь впервые у Рязанова в картину, снятую в реалистичной среде, включаются не только фарсовые сцены, но и эпизоды-метафоры. Полуфантастический, символический характер событий подчёркнут автором. Безнадёжность тупика, в котором находилась страна, иначе выразить было сложно.

Вновь Рязанов показывает срез общества, но на сей раз помещает его на самое глубокое «дно». Строго говоря, в фильме нет единого сюжета и развития характеров, как в прежних рязановских картинах. Это ещё один «коллективный портрет» с несколькими выделенными из «массовки» героями - как в «Зигзаге удачи» и «Гараже». Главное достоинство картины – образ сообщества людей, обнищавших и вышвырнутых на обочину жизни, но готовых драться до конца за свою независимость и обособленность от государства.

В этом фильме поставлен последний диагноз советскому социуму: невозможность человеческого существования в агрессивной, бездушной и люмпенизированной среде. Откровенная враждебность и презрение к государству, отнимающему у людей даже последнюю надежду. Здесь уже не идёт речи о победе – метафорический финал не позволяет рассчитывать и на спасение. Посёлок нищих показан как последний оплот людей, предпочитающих независимую, но человеческую жизнь на свалке построению чистого и ухоженного, но бездушного и лицемерного мира. Здесь развивается противопоставление, заданное ещё в «Вокзале для двоих» и «Забытой мелодии для флейты»: естественность человеческих отношений против внешнего благополучия и комфорта.

Вряд ли какой-либо иной фильм точнее выразил состояние общества в последние два года существования СССР. Если в стране становятся актуальными «Небеса обетованные» - это верный знак, что жить ей остались считанные месяцы.





«ПРЕДСКАЗАНИЕ». 1993 год.



В период личного кризиса, совпавшего с общественными катаклизмами начала 1990-х, Рязанов решает экранизировать собственную повесть, изначально не предназначавшуюся для киновоплощения. Это – единственная попытка режиссёра снять мистическую драму, но – вновь не «чистую». Даже в этот, самый тревожный из своих фильмов, он вводит иронические эпизоды, добавляющие в картину времени привкус абсурда.

Горюнов-старший – почти автопортрет автора, наделённый многими его биографическими чертами, и в полной мере – обобщённый портрет представителя его поколения и мировоззрения. Он живёт в стране, в которой, по сути, уже нет государства. Вся картина – о существовании под прицелом, в отовсюду простреливаемом пространстве.

Герою грозит гибель сразу с трёх сторон, и какая из угроз в итоге окажется роковой - становится уже неважно. Действие фильма охватывает ровно сутки, которые должны стать последним днём Горюнова-старшего. И после развязки ситуация, по сути, не меняется. Отныне Горюнов, как и вся представленная в его лице генерация бывших советских людей, каждый день будет проживать как последний. Именно это мироощущение является главным впечатлением от картины.

В «Предсказании» Рязанов создаёт новый образ Москвы начала 1990-х. Город, когда-то изображавшийся исключительно уютным, на сей раз предстаёт холодным, ощетинившимся, чужим, пронизанным ощущением предстоящей катастрофы. «Предсказание» - последний фильм Рязанова, воплощающий эпоху советского Апокалипсиса. Уже в следующей работе герой Рязанова будет примерять на себя жизнь в новой стране.




(Продолжение следует)
Tags: Рязанов, кино
Subscribe

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments