george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

"Полные метры" XXI века

Что-то давненько я не высказывался на тему современной анимации. Теперь появился повод.

В последние недели по рабочей необходимости я знакомился с отечественными полнометражными анимационными фильмами текущего века – с 2003-го по 2017-й. Пересмотрел или увидел впервые почти полсотни картин. Всего за этот срок, по моим подсчётам, было сделано порядка 55-ти «полных метров», хотя какие-то работы я мог упустить. Для сравнения: до «полнометражного бума», в XX веке, с 1935 по 2000 год, полнометражных анимационных или комбинированных (мультипликация+натура) лент производства РСФСР/РФ насчитывается меньше на десяток – примерно 45 работ.

По окончании отсмотра решил составить свою индивидуальную «золотую дюжину» отечественных полнометражек XXI века. Сегодня делюсь этим «рейтингом», хотя и понимаю, что сравнивать приходилось порой несравнимое, и результат получился сугубо субъективный. Важную роль в моей оценке играла оригинальность фильма, его несоответствие заданному модой международному «формату», поиск собственных путей развития жанра.

Располагать фильмы буду по убывающей - с первого места по двенадцатое. Комментарии сведу к минимуму.

1. Ку! Кин-Дза-Дза – Георгий Данелия, Татьяна Ильина, 2012



Об этой работе я писал сразу по посещении предпремьерного показа, так что повторяться не буду – просто дам ссылку на тогдашний свой пост:
https://george-smf.livejournal.com/57936.html


2. Фиксики. Большой секрет – Василий Бедошвили, Андрей Колпин, Иван Пшонкин, 2017



На мой взгляд, на сегодняшний день – лучший образец освоения 3D-технологии, с блестящим мультипликатом, «живыми» персонажами, нешаблонным сюжетом, отличным песенным оформлением. Заряжает энергией надолго.


3. Смешарики. Начало – Денис Чернов, 2011



Помимо технических и творческих достоинств, в картине остроумно отработана идея разоблачения «телезомбирования», подмены реального мира телефизионной «картинкой». Не только захватывающее, но и актуальное кино.


4. Белка и Стрелка – звёздные собаки – Святослав Ушаков, Инна Евланникова, 2010



Первая отечественная удача в 3D-технологии и полнометражном формате. Отличный сценарий и блестящее исполнение. Несколько портят результат неудачно сконструированные человеческие персонажи, но их в фильме немного. Зато животные одушевлены превосходно.


5. Знаешь, мама, где я был? – Леван Габриадзе, 2017



Этот фильм на любителя. Ценителей качественного мультипликата он не впечатлит. Но это – интересный опыт изобразительного и пластического минимализма в полнометражном анимационном кино. К тому же, это единственный в своём роде образец иронической биографии в анимационном «полном метре», ценный более интонацией, чем техническим воплощением.


6. Крепость. Огнём и мечом – Фёдор Дмитриев, 2015



Пока единственный в отечественной полнометражной анимации образец настоящей героико-исторической картины. Отсутствие привычного для наших псевдоисторических фильмов мистического элемента, построение действия на реалистическом сюжете, хорошо разработанные характеры компенсируют традиционность сатирического показа образов противника (эта традиция уходит корнями в довоенные образцы, но сегодня уже выглядит некоторым анахронизмом). На мой взгляд, финальная сцена со встречей героев – лишняя, но и в таком виде фильм смотрится отлично.


7. Савва. Сердце воина – Максим Фадеев, 2015



Неожиданно удачная картина в жанре «фэнтези», которая, несмотря на заимствование многих идей из зарубежных образцов, отличается вполне совершенным исполнением. Очень хорошо проработана мимика героев. Один из лучших, на мой взгляд, отечественных фильмов, сделанных в «3D».


8. Смешарики. Легенда о Золотом Драконе – Денис Чернов, 2016



Второй полнометражный фильм о Смешариках – более традиционный по мысли, но более «навороченный», со стремительным темпом действия и (пере)насыщением трюками. Выигрывает благодаря блестяще придуманным и разыгранным комедийным ситуациям: на кульминации я поймал себя на том, что смеюсь уже больше минуты.


9. Ролли и Эльф. Невероятные приключения – Пекка Лехтосаари, Андрей Игнатенко, 2007



Ещё один хороший образец «фэнтези» - на сей раз рисованного. Как и в «Савве», сюжет восходит к зарубежным образцам (в частности, «Бесконечной истории»), но смотрится на одном дыхании.


10. Карлик Нос – Илья Максимов, 2003



Экранизация сказок Гауфа, хотя и грешит шаблонными ходами (в том числе – в типажной части), но сохраняет при этом романтическую интонацию.


11. Белка и Стрелка. Лунные приключения – Александр Храмцов, Инна Евланникова, Вадим Сотсков, 2014



Вторая часть дилогии о «звёздных собаках» сделана ненамного хуже первой. Хороши новые персонажи, отражение темы «космического противостояния» двух держав и неожиданный поворот сюжета в финале.


12. От винта – Ольга Лопато, 2012



Картина отмечена за умение обходиться без сложной мимики героев и при этом держать внимание зрителя благодаря не трюковой насыщенности, а сюжетной интриге.

Такова моя личная «золотая дюжина». Позже могу для сравнения опубликовать аналогичный список лучших отечественных «полных метров» века XX-го. Тоже по моему «гамбургскому счёту».
Tags: современная анимация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments