george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

О памяти и беспамятстве

В октябре 2002-го мы хоронили Гелия Витальевича Аркадьева. По стечению обстоятельств на тот же день было назначено заседание «Клуба аниматоров России». Так что прямо с панихиды (или почти сразу после) я отправился в Музей кино, тогда этот клуб заседал там.
Помню, что меня потрясло тогда, что ни ведущая, ни один из выходивших на авансцену ни словом не обмолвились о том, кого аниматоры России проводили в последний путь в этот день. Пришлось обратить внимание и на то, что ни одного организатора и гостя клуба днем на панихиде не было. Как не было на клубе и тех, кто пришел попрощаться с Гелием Витальевичем. Вечер проходил весело, бравурно и без единой траурной ноты.
По следам этого события был написан такой стишок:

Скорбят друзья толпой согбенной,
Цветами устлан гроб и труп,
А за стеной самозабвенно
Пирует фестивальный клуб.
Обряд бесшумен похоронный,
Скорбь Анимация таит…
Не слышен плеск весла Харона,
Незрим властительный Аид
Для вакханальи фестивальной,
Где вспышек блеск, банкетов гам;
Где в честь премьеры сериальной
Тост поднимает Вальсингам.
Честь Анимации спасти бы…
Но как Адмету, ей решать –
Молчать о смерти Алкестиды?
Своей тусовке не мешать?..

22 октября 2002

К чему я это? К тому, что недавно на сайте «Аниматор» появился анонс очередного заседания того же клуба. С программой, посвященной преимущественно празднованию летних и сентябрьских юбилеев аниматоров.
Среди юбиляров (помимо бесспорных имен Бардина, Норштейна, Муат, Черкасовой, Ольшванга) затесались и некоторые фамилии, пока еще мало что говорящие зрителю или заявившие о себе лишь двумя-тремя картинами. Зато имени Лидии Викторовны Суриковой, которой 10 сентября стукнуло семьдесят (да простят меня женщины за оглашение этой цифры), и в творческом багаже которой более двадцати фильмов, вы там не обнаружите.
Может быть, причина в том, что Сурикова – слабый режиссер, внесший недостаточный вклад в искусство анимации? Да нет, непохоже. Все-таки большинство картин Лидии Викторовны – очень добротные произведения, а в лучших своих работах она никак не уступает профессиональному уровню основной массы сегодняшних авторов. Хотя ни одну ее работу нельзя назвать всенародно знаменитой, но у нее была своя тема, которую она разрабатывала небезуспешно и небесталанно. Тогда почему юбилей Петра Закревского, снявшего всего три фильма (если верить сайту «Аниматор»), которые мало кто сегодня вспомнит, Юрия Черенкова или Маши Дейнего (вполне уважаемых, без обид!) организаторы клуба посчитали более значимыми событиями, чем 70-летие Суриковой, отдавшей мультипликации больше двадцати лет жизни?
Сказать по секрету? (шепотом): Потому что в отличие от вышеупомянутых авторов, Лидия Викторовна НИКОГДА не бывала на Тарусском/Суздальском фестивале. А именно ОРФАК является учредителем мероприятия, гордо именующегося «Клубом аниматоров России».
Именно по этой же причине в 2009-2010-х годах среди празднований многочисленных дней рождений фестивальных завсегдатаев на клубе ни словом не было сказано о юбилеях таких крупных деятелей мультипликации, как Галина Сергеевна Баринова или Юрий Александрович Бутырин. И именно по этой причине я не уважаю то позорное мероприятие, которое именует себя Клубом всея российской анимации.
«Союзмультфильм» себе такого не позволял. Вспомните, как провожали на студии в последний путь даже давным-давно покинувших ее режиссеров и художников. Некрологи вывешивались безупречно. На юбилейных выставках всегда присутствовали произведения мастеров, не работавших в мультипликации уже по десять-двадцать лет. Только политика (например, эмиграция) могла послужить причиной вычеркивания человека из юбилейного календаря (но не из студийной памяти!). Ушедший со студии в незапамятные времена художник навсегда оставался Союзмультфильмовцем.

Может, хватит именовать этот междусобойчик «Клубом аниматоров России»? Может, называть его честно: «Клубом суздальской тусовки»? Потому что многолетняя практика подтвердила: критерий «свой-чужой» для этого Клуба намного принципиальнее, чем истинный вклад того или иного мастера в искусство мультипликации.

Ноги моей там не будет.
Tags: мероприятия, современная анимация, стишки, фестивали, юбилей
Subscribe

  • Непечатность

    …Об этой своей особенности я уже писал неоднократно. Вчера «коллекция» пополнилась, так что придётся повториться ещё разок – буквально тезисно: В…

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Непечатность

    …Об этой своей особенности я уже писал неоднократно. Вчера «коллекция» пополнилась, так что придётся повториться ещё разок – буквально тезисно: В…

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…