george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Карнавальная ночь в Музее кино

«Ночь в музее» (вернее, вечер) я отдал посещению Музея кино на ВДНХ. Именно сегодня там открывалась выставка «Куклы 2.0».

Для любителей следить за посещаемостью Музея кино сразу скажу: сегодня народу там было достаточно. Не знаю как в другие дни, но в бесплатную субботу залы музея были полны и оживлённы.

Мне было любопытно сравнить новую выставку (которая продлится до конца января 2019 года) с той, что была фактически постоянной экспозицией Музея в Киноцентре. Тогдашняя выставка размещалась в нижнем зале на первом этаже, не самом большом по площади. Однако на этом пространстве удалось представить почти всю историю отечественной мультипликации, с упоминанием разнообразных техник, имён, школ, направлений. Единственным серьёзным «белым пятном» тогда являлось отсутствие упоминаний о генерации режиссёров «Весёлой карусели», определивших лицо нашей анимации в 1970-1980-е годы. Все остальные эпохи и крупные фигуры были так или иначе затронуты.

Теперешняя экспозиция развёрнута в гораздо большем по площади зале. Вот как выглядит всё пространство выставки:





Однако задачи рассказать посетителям о разнообразии отечественной мультипликации создатели экспозиции не ставили. Её цель гораздо более проста: представить часть кукольной коллекции, собранной в Музее кино. Большая доля этого собрания приходится на картины студии «Мульттелефильм». Однако и к этой задаче кураторы подошли несколько нетривиально. Вот как изложена концепция выставки при входе в зал:



Итак, два больших стенда – «День» и «Ночь». Что символизируют эти названия и по какому принципу они «населены» - понять довольно трудно. На самих стендах куклы размещены по «средам обитания»: пустынной, лесной, подводной и т.п., обозначенным условными знаками. «День» значительно обширнее «Ночи». Однако подойти близко к куклам и разглядеть их детально чаще всего затруднительно. Вот примеры размещения кукол на стендах:









К некоторым группам можно подобраться чуть поближе:





Куклы из «Ночи перед Рождеством» более доступны для обзора, но попробуйте рассмотреть, например, Пацюка, запрятанного в декорации…



«Подводная» часть:







Видно, что экспозиционным пространством организаторы распоряжаются весьма щедро.

«Ночь»:







Чаще всего наиболее мелкие по размеру куклы отодвинуты на самую вершину «островов», что, наверное, обосновано композиционно, но не даёт разглядеть их публике.





Чебурашка действительно спрятан особенно искусно.



Создаётся впечатление, что «в прятки» играет с посетителями не только Чебурашка, который, как указано в концепции, будет перемещаться по «островам», но и остальные куклы. Если вы думаете, что легко опознаете кукол по этикеткам, то вы ошибаетесь. Этикетаж отделяет зрителя от кукольной «массовки», но догадаться, какая этикетка к какой группе кукол относится, очень затруднительно. Номера, которые должны бы, по идее, помогать ориентироваться в пространстве «островов», настолько отдалены от собственно экспонатов, что нисколько не помогают в этом, а только запутывают. Некоторых упомянутых в текстах кукол мне вообще найти не удалось.

Это особенно мешает непосвящённой публике, которая не помнит большинства представленных на выставке фильмов (при мне такие посетители недоумённо смотрели на этикетки, не в силах вспомнить упомянутые на них картины).

Но это ещё не всё. Куклы не только «прячутся» от зрителя, они ещё и играют в своеобразный «маскарад», меняясь друг с другом именами, коверкая фамилии своих творцов, притворяясь не тем, кто они есть.

Многие персонажи искажают свои имена на этикетках, чтобы остаться неузнанными. Так, Акаиро из одноимённой ленты превратился просто в «собаку», дворничиха из фильма «Следствие ведут колобки» названа «работницей», Каспар Шлих из «Плюха и Плиха» остался анонимным «хозяином собаки», а англичанин мистер Хопп поменял первую букву своей фамилии.

Морок наводит на посетителей Баба-Яга. Полюбуйтесь на её этикетку:



Да-да, если вы думали или читали, что этапный фильм «Конец Чёрной топи» снял В.Д.Дегтярёв, то не верьте титрам и киноведческой литературе! Однако присмотревшись к Бабе-Яге, можно заметить, что она и к «Концу Чёрной топи» отношения тоже не имеет и зачем-то скрывает истинную свою принадлежность к фильму «Краса Ненаглядная».

Настоящий «парад мимикрии» демонстрируют герои цикла «КОАПП». Многие персонажи из разных серий собраны под названиями совершенно чужих картин. Так, почти все морские обитатели приписаны к фильму «Что услышала медуза», хотя на деле ни одной куклы из этого фильма на стенде нет. Упомянутые в этикетке куклы принадлежат картинам «Дом для Барсука», «Перепись населения» и другим. Практически то же самое – с серией «Кошмар на Амазонке». Туда, в частности, включены куклы из «Переписи населения», «AB OVO – это значит – «от яйца»», «Разными глазами» и др. Названия же тех серий, откуда в действительности взяты куклы, отсутствуют (как и информация об истинных их авторах – режиссёрах и художниках-постановщиках).

Вот этикетка к куклам из фильма «Доктор Бартек и Смерть»:



А вот сами эти куклы.



Ничего не замечаете? Действительно, разглядеть что-либо с такого расстояния трудно. Тогда крупнее:



Если приглядеться, то только половина кукол имеет отношение к картине Новогрудской. Остальные Бартеком только притворяются, а на самом деле представляют собой разные возрастные ипостаси главного героя «Одуванчика» Юрия Клепацкого по сказке Шарова. Однако этот фильм в этикетаже не упоминается.



Художником-постановщиком всех фильмов Марии Муат была, оказывается, Ксения Пруткова. Видимо, династия Прытковых показалась слишком знаменитой организаторам выставки, и принадлежность к ней решили «замаскировать». Причём Ксении приписаны даже те фильмы, на которых она не работала (например, та же серия «КОАППА» «Что услышала медуза»). А вот как именуется на этикетке Марина Курчевская:



Елена Ливанова не названа среди авторов «Журавлиных перьев» вовсе. К тому же этот фильм ещё и неверно датирован.

Ещё один фокус: фильм «Остров капитанов», оказывается, снял не Алексей Соловьёв, а Мария Муат. В содружестве с той же «Прутковой»:



Надо добавить, что никакой информации об эволюции кукольного кино в СССР и России, о технике создания кукольных картин, об их авторах и истории представленных на выставке фильмов в экспозиции нет. Родители с детьми, придя на выставку, могут получить удовольствие, но человек, чьи интересы несколько шире разглядывания знакомых кукол и декораций, вряд ли будет удовлетворён. Правда, в преамбуле сказано, что с историей безымянного города и его жителей будет знакомить посетителей графиня Оливия, но, учитывая то, что ни Оливия, ни клоун Киноша (который «знает всё») не смогли уберечь экспозицию от столь грубых огрехов, у меня мало надежды на их познания.

Ну, и в завершение – список авторов этого карнавала:



P.S. На выставке застал дающего интервью министра. Тоже доктора вполне себе карнавальных наук…

Tags: Музей кино, Мульттелефильм, анимация, выставки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments