george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Друян

Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Захаровича Друяна.

…В 2000-м, когда его не стало, я написал короткий некролог, опубликованный в «СК-Новостях»:

ДРУЯН МИХАИЛ ЗАХАРОВИЧ
1911-2000


12 июля 2000 года ушел из жизни Михаил Захарович Друян. Старейший кинооператор «Союзмультфильма», работавший здесь с 1939 года, заслуженный работник культуры России.
Он любил вспоминать. Вспоминал свой «дебют» в операторском деле – рисованные титры к «Веселым ребятам», поцелуй Любови Орловой в просмотровом зале… Приезд на «Союзмультфильм» Калатозова и Урусевского, которых он консультировал для съемки лесного пожара в «Неотправленном письме»… Изматывающие ночные съемки с Е.Т.Мигуновым – ночи, проведенные без сна за мультстанком – до обмороков, лишь бы успеть сдать в срок картину… Подмосковные похождения в первые военные месяцы с однополчанами из ОМСБОНа, куда, как и все, пошел добровольцем… Ночной приезд жены в Дмитровский район, где их часть расположилась на ночлег…
Он не любил вспоминать свое харьковское беспризорное детство. И с тем большим усердием всей жизнью старался подарить юным зрителям то детство, которого сам был лишен.
Ему было что вспомнить. Его вклад в мультипликацию – многоярусные съемки в «Охоте» и «Путешествии муравья» Э.В.Назарова, точное использование плексигласа – в «Голубом щенке» Е.А.Гамбурга или в «Окне» Б.П.Степанцева, кропотливейшее овеществление знаменитой «фотографики» Анатолия Петрова – в «Полигоне», «И мама меня простит», «Геракле у Адмета», диффузионы и оптические впечатки в фильмах Г.С.Бариновой «Когда песок взойдет» и «Шурале». И фейерверк различных спецэффектов – прожогов, многократных экспозиций, сложных многослойных панорам и т.п. – в «Аленьком цветочке», «Золотой антилопе», «Снежной королеве», «Сказке о рыбаке и рыбке», «Когда зажигаются елки», «Коньке-горбунке»… По пальцам можно пересчитать классиков советского рисованного кино, кто не работал бы с Друяном.
Для него минутами счастья были встречи с незнакомыми людьми, которые, услышав его фамилию, вспоминали:
- Друян?.. Что-то знакомое, подождите…
- А Вы мультфильмы смотрите?
- Да, действительно!.. Друян! Тот самый? – и улыбка до ушей.
Он последние годы занимал на студии место, освободившееся со смертью его друга и учителя – И.П.Иванова-Вано. Место «патриарха», символа преемственности студийных поколений. Казалось: пока Друян снимает, не порвется эта ниточка. Даже в последние два года, после смерти его любимой жены – Полины Ильиничны и инсульта (в 85 лет), он стремился приехать на студию. Если не работать, то просто быть в этих стенах. Но видел пустоту и разруху.
Теперь его нет. Осталось его имя – в титрах более трехсот фильмов и сюжетов, снятых им, – с 1930-х по 1996-й. Это имя и сейчас звучит и живет на Долгоруковской (Каляевской) – на студии, которой он отдал жизнь, – Друянова комната, Друяновский станок, Друяновы стены… Пока они еще есть. И Михаил Захарович где-то рядом…

Подписал я этот текст не своим именем. Подпись гласила: «Работники ФГУП «Союзмультфильм»».

Зря. Зря я чтил память Друяна под чужой подписью. Потому что именно работники ФГУП «Союзмультфильм» не уберегли главного наследия Друяна – знаменитую «Друянову комнату». Студийный музей, сохраненный мной и остававшийся нетронутым в течение всех четырех лет агонии старого «Союзмультфильма». Погибали эскизы, пропадали куклы, разворовывалась библиотека, вывозились в неизвестном направлении документы – но из Друяновой операторской комнаты не пропало ни одного винтика, ни единого целлулоидного листа.
Михаил Захарович признавался мне, что часто видит дурные сны, в которых, отперев дверь в свою комнату, не обнаруживает на стенах нескольких титров. Очень волновался за судьбу этой коллекции и станка после своего ухода на пенсию. Когда я стал хранителем этого музея, такие кошмары стали преследовать и меня. Больше того: я видел не только стены без титров, но и комнату без станка и мебели, пустую и разоренную. Сегодня эти сны сбылись.
Разорение Друяновой комнаты началось сразу же после создания ФГУП «Союзмультфильм», с воцарением на студии Рахимова, Киракосяна и Шилобреева. После того, как Киракосян обманом отнял у меня ключ от операторской. Сперва стала расхищаться техника. Прижимные стекла, аппаратура для станка, диффузионы… Затем настал черед титров со стен. Когда я убедился, что комнату не спасти, я ушел с «Союзмультфильма» и поклялся, что больше не переступлю порога друяновой операторской. Для меня комната погибла уже тогда. Погибла навсегда.
Скоро настанет и черед друянового станка – он будет демонтирован, как только придет срок переезда студии. Не исключено, что после демонтажа он будет украден или распилен на драгметаллы, как уже случалось на этой студии с другими мультстанками, не столь ценными и уникальными.
Уничтожение друянового наследия – вот то главное, с чем пришел новый «Союзмультфильм» к 100-летию Михаила Захаровича. Главный «подарок» студии к этой дате.
Если бы сегодня Друян был жив и увидел судьбу своей комнаты, он бы умер тут же.
Как писал Галич, «Похоронить в Москве трудно. Убить – легко».
Tags: Друян, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…

  • Пащенко - 120 (2)

    (Продолжение) Начинался самый продуктивный период жизни М.С.Пащенко, когда почти каждая новая его работа вскоре после завершения получала статус…

  • Пащенко - 120 (1)

    Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Мстислава Сергеевича Пащенко. Совсем недавно на портале «Чапаев» появилась страница, посвящённая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments