george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

В Ельцин-центре

Немного о впечатлениях от осмотра музейной экспозиции Ельцин-центра в Екатеринбурге. Впечатлениях, разумеется, субъективных – не исключаю, что я чего-то не заметил или что-то плохо запомнил.



С точки зрения современного музейного профессионализма и изобретательности ЕЦ можно только похвалить. Исторический пролог в формате панорамной анимации, совмещение инсталляций с видеопроекцией, разнообразие приёмов экспонирования, тщательное воссоздание кремлёвского кабинета – всё это сделано на высочайшем уровне. Что же касается содержательной «начинки» - то здесь возникает масса вопросов.

Экспозиция и сопроводительные тексты словно «подогнаны» под заранее сформулированную концепцию биографии БНЕ как человека, принесшего России долгожданную свободу. Но при подобной «подгонке» авторам пришлось весьма лукаво обращаться с фактографией (а речь о времени, которое многие ещё помнят по собственному жизненному опыту). Притом множество возникающих вопросов остаются без ответа.

Объективного освещения фигуры и роли Ельцина в истории не складывается. Напротив: есть ощущение сильного упрощения «линии жизни» БНЕ и эпохи, в которой ему довелось строить политическую карьеру. Создатели экспозиции «лепили» фигуру вершителя истории, тогда как БНЕ, имхо, во многом был, напротив, фигурой ведомой – общественными запросами, обстоятельствами, политической целесообразностью. Создать экспозицию о человеке, соответствовавшем своему времени, которое диктовало многие его поступки, на мой взгляд, не удалось, а именно такой подход был бы наиболее интересен.



Музей разделён на три части, которые некоторые екатеринбуржцы называют «адом», «чистилищем» и «раем». Ознакомившись с анимационным обзором истории России (тоже больше плакатным, нежели объективным), посетитель попадает в экспозицию, повествующую об истории ХХ века – от Первой Мировой войны до Перестройки. Эта часть залов погружена во тьму, и даже высвечивание документов и раритетов в витринах кажется недостаточным – далеко не всё можно детально разглядеть. В этом разделе буквально воспроизведён принцип «личность в историческом контексте» - посередине каждого из залов находится витрина с личными документами БНЕ и его семьи того периода, которому посвящена экспозиция.

Второй раздел – основной: история политической биографии Ельцина – от выступления 1987 года и опалы до ухода в отставку 31 декабря 1999 года. Он разделён на «семь дней, которые изменили Россию» - «Мы ждём перемен!» (1987-1991 гг., гонения, народная поддержка и политический взлёт), «Августовский путч», «Непопулярные меры» (1992-1993 гг.), «Рождение Конституции» (конфликт 1993 года, Конституция РФ и первые выборы в Госдуму), «Голосуй или проиграешь!» (включая чеченскую тему), «Президентский марафон» (второй срок, операция, итоги правления) и «Прощание с Кремлём». Здесь тоже много любопытного: например, очень интересно читать отзывы членов Политбюро и руководящих работников на выступление 1987 года. Но именно этот раздел рождает много вопросов. Несмотря на обилие документов и свидетельств, логика развития событий остаётся туманной.

Например, несмотря на то, что текст скандального выступления приведён целиком, остаётся непонятным, что его спровоцировало. При описании событий августа 1991-го совершенно игнорируется то, какое именно событие должно было состояться 20 августа и послужило «спусковым крючком» путча. Ответа на интереснейший вопрос: как борец против привилегий в итоге оказался строителем государства с чудовищным расслоением общества – тоже нет. Во всяком случае, я его в экспозиции не нашёл.

Темы взаимоотношений президента с олигархами и Семьи как политической силы не затронуты вовсе. Во многих случаях тексты и подбор экспонатов как бы «затушёвывают» неудобные моменты. Например, рассказ о первых выборах в Государственную Думу (трактуемых как заложение основ парламентаризма) игнорирует название партии и имя политика, одержавшего на тех выборах триумфальную победу (его лицо лишь однажды появляется на экране монитора) – а ведь это и есть главный итог событий осени 1993 года. Говорится о многочисленных спекуляциях на тему состояния здоровья Ельцина после перевыборов на второй срок, но умалчивается о причинах – отсутствии правдивой официальной информации о его болезни ни в ходе выборов, ни после них. Рассказывается о решении идти на второй срок и «президентском марафоне», но «забывается», что ранее Ельцин давал обещание на этот самый второй срок не баллотироваться.

В зале «Первого дня» целая стена уделена достижениям гласности – острым спектаклям, легализации рок-музыки и т.п., но как-то не акцентируется, что всё это – заслуга Горбачёва. Видимо, потому, что это не вяжется с приписыванием «главному герою» музея заслуги в освобождении и раскрепощении России. Мне, во всяком случае, так показалось. Видеосъёмки событий осени 1993-го оставляют ощущение всеобщей народной поддержки сторонников Верховного Совета и одинокой растерянности противоположной стороны конфликта. Возможно, такая цель и ставилась, но насколько я помню, реакция москвичей была более нейтральной, если не сказать – равнодушной к обеим сторонам.

Подбор экспонатов тоже несколько грешит односторонностью. Мне, в частности, очень не хватило статьи в московской газете «Каретный Ряд» «Станет ли Ельцин президентом России, и если да, то что нас ждёт?» (ок. 1990 года). Это была любопытнейшая «антиельцинская» публикация в одной из самых демократических районных газет Москвы с анализом четырёх главных деяний БНЕ в должности главы московского горкома. Вообще, осматривая стенды и витрины, то и дело хочется добавить что-то, выправляющее общий крен. Например, на стенд, рассказывающий о свободе совести – историю Аум Синрикё. И таких примеров множество.



Наконец, финал экспозиции – «Зал Свободы». Он выглядит огромным пустым и светлым пространством, ограниченным мониторами, на которых известные (и неизвестные мне) люди (Познер, Жванецкий, Басилашвили и т.п.) произносят монологи о свободе. Абстрактность и незаполненность этого завершающего историю ельцинского правления зала мне кажется символичной. Пустота подменяет собой реальные итоги «эпохи Ельцина», которые мы все сегодня пожинаем – фактическую отмену конституционных свобод, политические репрессии, народную поддержку новой реакции, ненависть к понятиям «либерализм», «права человека», «реформы». Вместо всего этого – «сияющая пустота» Рая, Которого Нет.

В заключение – о приятном. Очень понравилась сувенирная лавочка музея. Многие товары сделаны с истинной самоиронией, которой зачастую не хватает музейной экспозиции. Жалею, что ничего не купил.

Tags: музеи, приключения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments