george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

От "Мозаики" до...

Сегодня отмечает юбилей Галина Сергеевна Баринова.

Её имя в ряду основателей мультжурнала «Весёлая карусель» (А.А.Петрова, Л.В.Носырева, Г.М.Сокольского, В.М.Угарова) обычно упоминают последним. Она всю жизнь невольно находилась «в тени» своих более известных коллег. О ней нет киноведческих статей, у неё нечасто берут интервью, - силён шлейф представлений о Бариновой как о режиссёре детских фильмов «средней руки».

А между тем Галина Сергеевна – один из последних «живых классиков» ушедшей союзмультфильмовской школы. Окончившая двухгодичные курсы художников-мультипликаторов 1956-1958 гг. – вместе с Анатолием Петровым, Валентином и Галиной Караваевыми, Мариной Восканьянц, Виолеттой Колесниковой, Виктором Шевковым, Владимиром Зарубиным, Александром Давыдовым, Павлом Петровым, Вячеславом Шилобреевым, Валентином Кушнеревым и другими. Работавшей на фильмах Владимира Полковникова, Александры Снежко-Блоцкой, Бориса Дёжкина, Фёдора Хитрука, Льва Атаманова, Бориса Степанцева, Ефима Гамбурга, Андрея Хржановского. Стоявшей (вместе с Анатолием Петровым) у самых истоков создания будущей «Истории одного преступления» Хитрука. Получившей образование художника-полиграфиста и работавшей художником-постановщиком в различных, почти полярных стилистиках – от примитивизма (в «Старой фотографии» В.И.Тарасова) и детского комикса (в заставках к мультжурналу «Весёлое звено») до гиперреализма (на картинах А.А.Петрова «Полигон», «Нимфа Салмака» и «Полифем, Акид и Галатея»).

Её дебютный сюжет «Мозаика» (1969) был стилизован под узор калейдоскопа и знакомил детей с принципами музыкальной формы «рондо». Вместе с «Рассеянным Джованни» Петрова «Мозаика» удостоилась клейма «использования трибуны советской мультипликации для пропаганды абстракционизма».



Уже в следующей режиссёрской работе – сюжете-загадке «Кто пасётся на лугу?» (1973) – Баринова начинает ориентироваться на эстетику югославского наивного искусства (в первую очередь – на работы Ивана Генералича). Этот стиль будет позже развит ею в технике целлулоидной перекладки.



Далее следуют визуально схожие друг с другом сюжеты «Путаница» (1974, по Корнею Чуковскому) и «Глупая лошадь» (1975, по стихотворению Вадима Левина); затем – «Апельсин» (1976, по стихам Людмилы Зубковой).







Уже в этот ранний период Галина Сергеевна стремится использовать в мультипликации нетривиальный изобразительный и музыкальный материал, обогащая стилистический спектр рисованного кино. К работе над «Глупой лошадью» был привлечён Владимир Щукин, к первой десятиминутке Бариновой («Жирафа и очки», 1978) – Людмила Лядова, редко работавшая в анимации. В этом фильме по стихотворению Ирины Пивоваровой Галина Сергеевна образует альянс с художником-постановщиком Ниной Николаевой. Почти все последующие фильмы (до 1985 года) будут сделаны ими как художниками в паре. Визуально картина «Жирафа и очки» как бы закрепляет найденное в сюжете «Апельсин».



В том же 1978-м, в коротком сюжете «Посылка» по стихотворению Пивоваровой, Баринова впервые в своей режиссёрской работе обратилась к технике «перекладки» (рассыпной марионетки). Здесь же она применила и сложную фоновую технику – работу акварелью по темперной фактуре.



В 1979-м в технологии «перекладки» она снимает «Страшную историю» по сказке Альберта Иванова, где продолжает развивать стилистику, заявленную в сюжете «Кто пасётся на лугу?».



По сюжету того же автора, но в совершенно иной технике, стилистике и в ином сказочном жанре Баринова ставит фильм «Хитрая ворона» (1980). Здесь при создании типажей вновь взята на вооружение эстетика детского комикса, опробованная на сюжетах «Путаница» и «Глупая лошадь». В ходе работы Баринова смело сокращает всю побочную сюжетную линию (для которой уже был готов черновой мультипликат). Музыку для фильма записывал ансамбль «Интеграл» Бари Алибасова. «Страшная история» и «Хитрая ворона» были частыми гостями на экране советского телевидения.

Уже по ранним картинам заметно, что при режиссёрской разработке литературного материала Галина Сергеевна очень бережно относится к нему, не затуманивая или подменяя смысл первоисточника, а органично дополняя и «продлевая» его действием, актёрской игрой и додуманными деталями.



В течение последующих четырёх лет Г.С.Баринова продолжает принимать к работе рекомендуемый сценарным отделом детский литературный материал. Четыре фильма по русским народным сказкам по сценариям Виктора Мережко образуют своеобразный цикл, объединённый общей фольклорной основой, единой стилистикой (заимствованной из «Страшной истории») и технологией. Песенные тексты к большинству картин были написаны поэтом-пародистом Александром Ивановым. Черновой мультипликат для этих «перекладочных» фильмов делался на бумаге, но в процессе чистовой съёмки под станком совершенствовался и оттачивался режиссёром.

Кот Котофеевич (1981)


Лиса Патрикеевна (1982)


Волчище – серый хвостище (1983)


Медведь – липовая нога (1984)


На пятой картине по сценарию Мережко («Перфил и Фома», 1985, по сатирическим сибирским сказкам) наступает перелом. В группу на смену Николаевой приходит художником-постановщиком окончившая Суриковский институт дочь Галины Сергеевны и Анатолия Алексеевича Петрова Галина Петрова и заявляет совершенно иное изобразительное решение – стилизацию под русские изразцы. Чуть раньше (на «Медведе – липовой ноге») Баринова отказывается от оригинальной музыки Владимира Кривцова и оформляет эти две картины народной музыкой в исполнении фольклорных коллективов (ансамбля Дмитрия Покровского и ВИА «Каникулы»). Обращение к компиляции при выборе музыки станет отныне постоянной чертой её фильмов.



После «Перфила и Фомы» Г.С.Баринова отвергает предложенный ей очередной сценарий Мережко и впервые получает возможность полной свободы в выборе материала. Им становится старинная русская баллада, по которой Галина Сергеевна снимает фильм «Когда песок взойдёт…» (1986). Автором сценария выступает Анатолий Петров, художником – Галина Петрова. В поисках основы для изобразительного решения она обращается к нескольким источникам, в частности – пермской деревянной скульптуре. В процессе работы над изображением применялись и размывка, и приёмы, разработанные Анатолием Петровым на своих картинах (съёмка в несколько экспозиций с применением диффузионов, и проч.) В результате появилось одно из самых неожиданных и впечатляющих произведений рисованной мультипликации 1980-х годов. С него начинается самый плодотворный период режиссёрской биографии Г.С.Бариновой, когда каждый новый её фильм представлял собой уникальный сплав неожиданной звуковой и изобразительной «фактур».



В следующем фильме, «Шурале» (1987), по поэме Габдуллы Тукая, Баринова и Петрова вновь обращаются к стилистике Ивана Генералича и школы хорватского наивного искусства. Лента о татарских обычаях, обрядах и приметах тоже снимается с применением многократной экспозиции и размывающих стёкол. В качестве звукового оформления картины используется народная музыка – на сей раз татарская – и специфически обработанные шумы. Итогом становится редкая для «Союзмультфильма» лента, воздействие которой на зрителя многие называют психоделическим.



Затем – вновь резкая смена жанра: остросовременная сатирическая интерпретация африканской сказки «Лев и 9 гиен» (1988). Художником и ведущим мультипликатором на сей раз выступает Анатолий Петров, находившийся в простое после завершения «Геракла у Адмета». За основу берутся образцы зарубежной карикатуры, почти весь фильм выполняется в технике перового рисунка по целлулоиду, без заливки и фонов. Современное звучание картине придают не только типажи, но и великолепно подобранный ансамбль актёров. Оттенок национального колорита обеспечивает использование в музыкальном оформлении исключительно ударных инструментов. Всё вместе рождает фильм, не стареющий с годами, а лишь приобретающий большую актуальность.



Наконец, в 1990 году Галина Сергеевна (опять в альянсе с Галиной Петровой) экранизирует необычный сценарий Анте Заниновича «Когда-то давно…», объединяющий в себе признаки фантастики, фэнтези и фильма-притчи. Авторам пришлось решать задачу изображения «вневременного» мира, синтезирующего приметы прошлого и гипотетического будущего. Этот выдающийся, но малозамеченный фильм замыкает собой период «взрослой» экспериментальной режиссуры Галины Бариновой.




После создания в структуре «Союзмультфильма» СП «Кристмас Филмз» возникает идея производства (при американском участии) серии фильмов по русским народным сказкам, рассчитанных на международный прокат. Первая картина (так и оставшаяся единственной) была снята Галиной Бариновой. Лента «Иван-царевич и Серый Волк» (1991) стала «дебютным» фильмом «Кристмаса…», которое за время работы выделилось в самостоятельную студию. Сценарий написал Владимир Голованов, а Галине Петровой на сей раз довелось работать в заимствованной стилистике – основой визуального решения по настоянию продюсера стала графика Ивана Билибина.





Последней картиной Г.С.Бариновой становится «Шут Балакирев» (1993) по русским народным сказкам о Петре Первом. В ней авторы возвращаются к найденному в «Перфиле и Фоме» «изразцовому» стилю и вновь используют старинную музыку – теперь уже XVIII века.




После «Шута Балакирева» Галина Баринова подготавливает к запуску ещё несколько проектов, в том числе экранизацию произведений Софьи Ростопчиной (графини де Сегюр). Однако все они, невзирая на готовность эскизов, последовательно отвергаются Экспертным Жюри Роскомкино. Новой постсоветской анимации режиссёр Галина Сергеевна Баринова с её жанровыми, музыкальными и стилистическими открытиями оказалась не нужна. Это подтолкнуло её к уходу из режиссуры. Последовали годы преподавательской работы, а затем – возможность делать то, что хочется, но уже не в мультипликации, а в графике. Галина Сергеевна создаёт циклы графических листов на разнообразные темы – автобиографические (фактически это воспоминания в рисунках, своеобразная «автобиографика»), литературные (без издательского заказа, для себя, по мотивам самых разных произведений), отвлечённые…

В начале марта киностудия «Союзмультфильм» планирует устроить творческий вечер Галины Сергеевны в стенах студии. Там у всех желающих будет возможность расспросить её о каждой из работ и пообщаться вживую с теперь уже бесспорным классиком отечественной мультипликации, самобытным и ни на кого не похожим режиссёром.

А пока – поздравляем Галину Сергеевну Баринову с юбилеем!
Tags: Галина Баринова, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Датское

    Год назад в этот же день попробовал пересмотреть все произведения отечественных аниматоров, посвящённые Пушкину. Не ПО его произведениям, а О НЁМ.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments