george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

К юбилею А.Г.Снежко-Блоцкой - 1

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Александры Гавриловны Снежко-Блоцкой.

Это – ещё одна фигура из ряда классиков мультипликации, находящаяся «в тени». О Снежко-Блоцкой не написано почти ничего, кроме воспоминаний её дочери – Сюзанны Львовны Богдановой.

Анимационная биография Снежко-Блоцкой начиналась в 1933 году с работы над рисованным оформлением звуковых киножурналов. В 1934-35 гг. она – фазовщик и мультипликатор на «Межрабпомфильме», в группах Сутеева и Атаманова; затем – на «Мосфильме», где ей довелось участвовать в создании легендарного «Квартета» Иванова и Сазонова. Там же, на «Мосфильме», она впервые пробует себя в качестве ассистента режиссёра – на фильме молодого режиссёра Александра Евмененко «Роковые случайности». Фильму не повезло, он был подвергнут критике и на экраны не вышел, но начало пути в режиссуру было положено.

На довоенном «Союзмультфильме» Снежко-Блоцкая продолжает параллельно работать мультипликатором (на «Шумном плавании» Сутеева и «Мальчике с пальчик» Ходатаевой) и ассистентом режиссёра в группе Евмененко. В 1937-м заканчивает режиссёрские курсы при «Мосфильме». А с 1939 года начинается долговременное сотрудничество с Ивановым-Вано. В титрах Александра Гавриловна по большей части числилась по-прежнему ассистентом режиссёра (на фильмах «Ивась», «Краденое солнце», «Зимняя сказка», «Чужой голос»), лишь на «Коньке-Горбунке», «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Снегурочке» - вторым режиссёром. Однако союзмультфильмовцы знают, что в группе Иванова-Вано такая должность подразумевала участие, практически равное режиссёрскому вкладу. Снежко-Блоцкая работала над черновыми раскадровками вместе с Л.И.Мильчиным, принимала готовый мультипликат (и настаивала на переделках), занималась поиском актёров озвучания – так, именно она открыла для мультипликации Георгия Вицина. В качестве ассистента режиссёра работала также на «Телефоне» Цехановского и «Доме 13» Дёжкина и Филиппова.

Только в 1949 году, на картине «Гуси-лебеди», Снежко-Блоцкая в титрах упоминается «вровень» с Ивановым-Вано, как полноправный соавтор.





После «Снегурочки» Иванов-Вано и Снежко-Блоцкая расстаются, и Александра Гавриловна, сделав в 1953 году как режиссёр рисованные вставки в неигровые фильмы «Мастера русского балета» и «Происхождение жизни», образует режиссёрский альянс с Владимиром Ивановичем Полковниковым (по его предложению). Это содружество даст советской мультипликации два блестящих фильма, не нуждающихся в комментариях: «Оранжевое Горлышко» (1954) и «Заколдованный мальчик» (1955).





В «Заколдованном мальчике» Снежко-Блоцкая и Полковников совершают первый серьёзный шаг в преобразовании советской мультипликации – разрабатывают более условную, чем было принято в те годы, «конструкцию» персонажа. Позже этот приём возьмут на вооружение и будут развивать многие режиссёры.









После шедеврального «Заколдованного мальчика» Снежко-Блоцкая ставит свой первый самостоятельный фильм «Верлиока» (1957), который получился довольно посредственным.




Примерно в то же время Александра Гавриловна делает чёрно-белую рисованную вставку в игровой фильм «Военная тайна» по Аркадию Гайдару, а через год на основе того же сюжета и с тем же изобразительным решением – развёрнутую цветную версию: «Сказку о Мальчише-Кибальчише» (1958). Этот фильм, несмотря на несколько упрощённые характеристики героев, стал вторым крупным «прорывом» в советской мультипликации 1950-х. В нём была опробована новая стилистика фонов: гуашевый контур сухой кистью по цветовым плоскостям. Несколько последующих лет в этом ключе будут работать, помимо самой Снежко-Блоцкой, сёстры Брумберг, Николай Фёдоров и другие.





Последующие три фильма – «Янтарный замок» (1959), «Дракон» (1961) и «Чудесный сад» (1962) – были экранизациями легенд и сказаний разных народов: литовских, бирманских, казахских. Именно в них открылся особый дар Снежко-Блоцкой – ей, как никому другому на «Союзмультфильме», удавались экранные воплощения героического эпоса. Во многих иных сюжетах она зачастую чувствовала себя не очень уверенно, ей нужен был Герой, бросающий вызов стихиям, злодеям или богам. В этом ей не было равных. Многократно меняя национальный материал, совершив своеобразное «кинопутешествие» по разным странам, она вновь и вновь бралась за выражение героических характеров.













Снежко-Блоцкая часто меняла художников-постановщиков: за период 1957-1962 гг. ей довелось поработать с Григорием Козловым (на «Верлиоке»), Марией Рудаченко и Борисом Корнеевым (на «Сказке о Мальчише-Кибальчише»), Радной Сахалтуевым (на «Драконе»), Александром Трусовым (на «Чудесном саде»). Наиболее длительный альянс сложился с Гражиной Брашишките, вместе с которой ещё во время работы над «Заколдованным мальчиком» Снежко-Блоцкая ездила в Таллин собирать материал для изображения скандинавского города. Позже Брашишките работала над «Верлиокой», «Янтарным замком», «Драконом». На «Драконе» же Снежко-Блоцкая впервые сотрудничает с композитором Виталием Гевиксманом, и это творческое содружество продлится до самого конца её режиссёрской деятельности.

(Окончание следует)
Tags: Снежко-Блоцкая, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Гимны для Кремля

    Прикидываю, как может быть сформулирована новая политическая доктрина РФ. Так сказать, «для памятки Лаврову». Варианты: «Хочу – кусаюсь, Хочу –…

  • Из-под ёлки

    Из подарков Деда Мороза: Музыка: Кино, ЖЗЛ: Стихи и др.: Наука, политика: Архитектура, видео: Детская книга, театр:

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments