george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

К юбилею А.Г.Снежко-Блоцкой - 2

(Окончание)

После «Чудесного сада», в 1963 году, Снежко-Блоцкая ставит два фильма с художником Ильдаром Урманче, в характерной для 1960-х годов радикально-условной манере. Первый из них, казалось бы, не свойственен ей по жанру – это современная «школьная» сказка Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!». Однако Александра Гавриловна достойно справляется и с таким материалом, создав яркое и запоминающееся кинопроизведение.





Второй фильм – «Дочь Солнца» - снова экранизация героических сказаний, на сей раз северных народов. Многие коллеги высоко ценили эту работу, особенно отмечая смелость художника. В «Дочери Солнца» действительно много изобретательности – в колористическом и фактурном решении, в конструкции и образности персонажей. Но отличают этот фильм и режиссёрские достоинства, прежде всего – мастерство создания выразительных характеров.





Следующий альянс Снежко-Блоцкая образует с Максом Жеребчевским, работая над экранизацией киплинговского «Рикки-Тикки-Тави» (1965). Хотя, казалось бы, налицо смена жанра, но в центре сюжета – вновь героический образ молодого мангуста, ежесекундно готового к битве с кобрами.





А вот следующий фильм Александра Гавриловна снимает по сценарию, изначально предназначенному для другого режиссёра. «Сказку о Золотом петушке» собирался экранизировать М.М.Цехановский, и её сценарную разработку Виктор Шкловский создавал в расчёте именно на него. Как обычно и бывает в подобных случаях, фильм получился не очень выразительным – Снежко-Блоцкая явно работала не со своим материалом. Несмотря на участие Виктора Никитина – блистательного колориста и художника типажей, ни один из образов фильма не вышел до конца убедительным. В пушкинской сказке не было героики (несмотря на «военную» завязку сюжета), и картина превратилась в рассказ о том, как коварная женщина обольстила троих мужчин, не считая звездочёта. Эта работа, законченная в 1967 году, до сих пор оставляет весьма странное и двойственное впечатление.







Следом Снежко-Блоцкая вновь берётся за Киплинга – её новой работой становится «Кот, который гулял сам по себе» (1968). И, хотя героического в этом сюжете тоже мало – скорее, речь идёт о философской сказке, - здесь Снежко-Блоцкая одержала победу. Вновь все характеристики точны и выразительны, типажи и мультипликат отточены, монтаж и музыкальное оформление – на высоте. Видимо, доисторический антураж и архетипичность образов сказки были близки режиссёру, а может быть, показ женской мудрости для неё оказался гораздо органичнее изображения женского обольщения.





Наконец, после Киплинга Снежко-Блоцкая возвращается к эпосу. Её последние пять фильмов – экранизации античных мифов (или фантазии на их тему): «Возвращение с Олимпа» (1969), «Лабиринт» (1971), «Аргонавты» (1972), «Персей» (1973), «Прометей» (1974). Над циклом работает единая группа: сценарист Алексей Симуков (знакомый со Снежко-Блоцкой ещё со времён учёбы), художник-постановщик Александр Трусов (до этого сделавший «Кота, который гулял сам по себе»), композитор Виталий Гевиксман, оператор Борис Котов. А.Е.Трусов не только создаёт типажи многочисленных персонажей древнегреческих мифов, но и экспериментирует с материалом, применяя при работе над фонами песок для создания эффекта шершавой мраморной поверхности. Симуков, адаптируя сюжеты для детского и подросткового восприятия, "гуманизирует" их, смягчая побуждения персонажей и делая их более эмоциональными и менее расчётливыми. Но главное достоинство цикла – опять-таки, галерея героических характеров. Каждого из героев Симуков и Снежко-Блоцкая выписывают абсолютно современными и узнаваемыми. Если ближе к началу цикла (в «Лабиринте» и «Аргонавтах») Тесей и Ясон ещё похожи друг на друга, отличаясь лишь типажно, то персонажи других фильмов являются носителями очень индивидуальных и выразительных характеристик, близких современному зрителю. Симуков вспоминал, что в образе Орла, спутника Зевса, он вывел «самого заштатного кагебешника, но который неимоверно гордится: - Самого Прометея клевал!». Столь же конкретные социальные прототипы явно были и у других экранных образов. Особенно ярко выписаны, конечно, герои «Возвращения с Олимпа», «Персея» и «Прометея»…





















Удивительно, но многие из лучших своих картин Александра Гавриловна создавала в периоды мучительных болезней (1958-1963, 1970-е гг.). Ряд её замыслов, в том числе выстраданная экранизация «Синей птицы», остался невоплощённым. Двое братьев были репрессированы. Суровые испытания были перенесены во время эвакуации (1941-1943). Тяжким ударом стала смерть композитора Льва Александровича Шварца (1962), бывшего когда-то гражданским мужем Снежко-Блоцкой. Уход на пенсию в 1975-м тоже был вынужденным и пережитым весьма нелегко.

Ничего этого в её фильмах нет. Зато есть правда сильных характеров, упорство борьбы, стойкость перед лицом смерти. Это и есть главное наследие режиссёра Александры Гавриловны Снежко-Блоцкой, её «прометеев огонь».
Tags: Снежко-Блоцкая, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • Космическая-патриотическая

    Мы едем, едем, едем К далёкой МКС – Помочь родимым Федям Наладить там процесс. У нас не жизнь, а сказка, Преграды нам – мираж. Покруче, чем у Маска,…

  • Предсказание

    Школьник на стене сортира Написал: "Колян - гондон!" Видно, Нобелевкой Мира Скоро будет награждён...

  • По мотивам Шварца...

    …И сколь судьба ни предлагала трасс, Ты выбор не доверил безразличью И вскоре стал Охотник Номер Раз, Считавший тайно каждую добычу. А кто теперь?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments