?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Анатолий Солин - 80 (продолжение)
Билибин1
george_smf
В 1978 году на «Союзмультфильме» сменилось руководство, и новый директор Д.К.Зотов, вызвав Солина к себе, потребовал впредь делать исключительно «советские» фильмы. Солин с Пшеничной, не дожидаясь «оргвыводов», вернулись на «Мульттелефильм».
Первый же фильм, сделанный ими после возвращения, вновь потребовал выбора нетрадиционной технологии. Речь шла о сценарии Леонида Лиходеева (доработанном Солиным) «Колесо Фортуны», сюжет которого был приурочен к Московской Олимпиаде 1980 года. Из-за сжатых сроков (к моменту завершения окончательного варианта сценария до лета 1980-го оставались считанные месяцы) Солин и Пшеничная избрали одну из самых экономных техник – рисунок на кальке с почти полным отказом от фонов (минималистские декорации рисовались на каждой фазе движения отдельно). Контур наносился ручкой и раскрашивался цветными карандашами. Благодаря экономии времени, затрачиваемого обычно на контуровку и заливку, двухчастёвый фильм был не только готов к сроку, но и, по воспоминаниям очевидцев, демонстрировался гостям и участникам Олимпиады на табло во время церемонии закрытия.
К этому фильму Солин хотел привлечь Ю.И.Визбора, работавшего в те годы на телевидении, и тот даже написал песню, которая, впрочем, в картину не вошла, однако её текст, возможно, до сих пор хранится в архиве режиссёра. Во время записи музыки для фильма Шандор Каллош предложил Солину самостоятельно продирижировать хором – Солин справился и этим, вспомнив давний опыт выступлений в качестве солиста детского хора.

Колесо Фортуны (1980)



Следующая работа Солина – вновь «серийная». Он берётся за осуществление цикла фильмов по сценариям Александра Курляндского «Великолепный Гоша». И вновь (как и в ленте «Спасибо, аист!») создаёт уникальный жанровый симбиоз – своеобразный «советский саркастический сюрреализм». Первые три фильма о Гоше вышли несколько скомканными, т.к. делались параллельно, в довольно сжатые сроки. В этот период сильно сокращались объёмы работы мастеров кукольной мультипликации «Мульттелефильма» – их производственная база переезжала из здания Телетеатра на восьмой этаж телецентра в Останкино, и образовавшуюся «дыру» в плане решили компенсировать сразу несколькими сериями «Великолепного Гоши». К тому же Инна Александровна во время производства перенесла тяжёлую болезнь. Однако и в этих первых сериях видна характерная солинская интонация, задающая тон всей работе.

Великолепный Гоша. История первая (1981)



Великолепный Гоша. История вторая (1981)



Великолепный Гоша. История третья (1981)



В последующие годы изобразительно сериал «выровнялся», усложнился характер контура, не раз менялся типаж главного героя. После пятой серии Курляндский отошёл от продолжения работы, новые сюжеты придумывали молодые писатели-сатирики; сменилась и кандидатура композитора – вместо Шандора Каллоша музыку к трём последующим фильмам написал Илья Катаев. Но неизменной осталось совмещение узнаваемых примет советской действительности с едкой гротесковой подачей сюжета, изобилующего фантастическими поворотами.

Великолепный Гоша. История четвёртая (1982)



Великолепный Гоша. История пятая (1982)



Великолепный Гоша. История шестая (1982)



Великолепный Гоша. История седьмая (1982)



Великолепный Гоша. История восьмая (1983)



В 1984 году Солин сделал сразу два фильма новогодней тематики – девятый фильм серии «Великолепный Гоша» и экранизацию сказки Андерсена «Ель». Обе картины заметно пострадали от редакторского вмешательства.
«Ель» - пожалуй, самая пронзительная и трагичная из картин Солина. Как будто с его лица на время сошла усмешка, но осталась горечь. Однако её трагическое звучание по первоначальному замыслу авторов было ещё сильнее. В фильме был другой финал, гораздо более впечатляющий. Ёлку сжигали, и во время сожжения происходило своеобразное «вознесение души» - дым над огнём превращался в антропоморфный образ Ели, который то таял в небе, то вновь проявлялся. Это завершение картины было объявлено мистицизмом и забраковано. Помимо переснятого финала, у Солина остались претензии и к мультипликату, который, по его словам, не удалось довести до необходимого уровня…

Ель (1984)



В девятом фильме сериала «Великолепный Гоша» цензурированию тоже подвергся финал, но по другой причине. В первоначальной редакции картина заканчивалась ситуацией-перевёртышем, персонажи как бы менялись «гендерными ролями»: мужчина на новогодней вечеринке готовил, мыл посуду и обслуживал гостей, а дамы отдыхали за разговором и курили, пуская дым в потолок. Но накануне сдачи готовой картины вышло постановление о борьбе с курением, и по требованию руководства Солину пришлось сокращать финал, избавляясь от кадров с курящими женщинами. Несколько планов было переснято, сигареты и дым из них были убраны (хотя жестикуляция осталась прежней). Но большинство сцен пришлось просто выбросить, изменив монтаж.

Великолепный Гоша. История девятая (1984)



Последний фильм о «великолепном» Гоше был снят в 1985 году. В девятой и десятой историях по-прежнему множество примет советского быта, однако уже нет «сюрреалистического» ореола – действие становится бытовым, и сериал дрейфует к чистому сатирическому жанру. Причём мало какая мультипликационная картина тех лет изображает советскую жизнь так же точно и едко, как работы Солина и Пшеничной.

Великолепный Гоша. История десятая (1985)



(Окончание следует)