?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Анатолий Солин - 80 (окончание)
Билибин1
george_smf
…Книгу Валерия Шульжика с пьесой-сказкой «Четвёртый поросёнок» Солину предложила редактор Людмила Стефанова. Выбор сюжета о Фунтике принадлежал Солину (сам Шульжик настаивал на экранизации другой своей сказки). Режиссёру было поставлено условие: «снимать в традиционной манере». Солин с Пшеничной согласились – их привлекала возможность после долгого перерыва вновь вернуться к репличной форме. В процессе подготовки к производству нового многосерийного фильма авторы тщательно изучали материал, в том числе в библиотеках и в ленинградском Музее циркового искусства, делали зарисовки во время цирковых представлений. По словам Анатолия Ивановича, он поставил задачу добиться в этом цикле качества, не уступающего лучшим союзмультфильмовским образцам.
Поросёнок Фунтик благодаря усилиям Солина и Пшеничной действительно стал одним из самых популярных мультперсонажей позднего СССР. В заключительном, четвёртом фильме («Фунтик в цирке») Солин сократил финал сказки, который был, по его мнению, неэффектным. Сам Шульжик в это время уезжал в Германию и в сочинении новой концовки участвовать не стал.

Неуловимый Фунтик (1986)



Фунтик и сыщики (1986)



Фунтик и старушка с усами (1987)



Фунтик в цирке (1988)



Окончив тетралогию о Фунтике, Солин вновь берётся за неиспробованное. Он находит рассказ Евгения Шатько «Упущенная Галактика», и в 1989 году они с Пшеничной снимают по нему короткий фильм, который можно охарактеризовать как «саркастическую фантастику». Стилистика его ничем не напоминает прежние картины. Львиная доля фильма снята методом «тотальной анимации», к которой добавляется эффект «мерцания», сильно усложняющий работу оператора. В этой картине (как и в последующей) Солин и Пшеничная заявлены в титрах на равных как два режиссёра и художника-постановщика, хотя распределение функций между ними осталось прежним. Титры наконец уравняли участников творческого тандема, возможно, самого прочного и долговечного в отечественной анимации.

Упущенная Галактика (1989)



В том же 1989 году Солин и Пшеничная заканчивают ещё одну картину, совершенно непохожую на предыдущие – ни стилистикой, ни интонацией. «Записки Пирата» сняты по сказочной повести Сергея Лукницкого и буквально сотканы из разнообразных нетрадиционных приёмов, техник и способов съёмки. Фильм до сих пор изумляет авторской изобретательностью. Впрочем, доля горькой усмешки есть и здесь – в эпизоде встречи Пирата со своим загородным «тёзкой».

Записки Пирата (1989)



К началу 1990-х годов на «Мульттелефильме» уже ощущается острая нехватка мультипликаторов, и Анатолий Солин во второй раз берётся за преподавательскую работу. Они с Инной Пшеничной возглавляют ТПО «Телескоп»: Солин – в качестве художественного руководителя, Пшеничная – в качестве директора. Согласно замыслу, ТПО должно было совмещать обучение мультипликаторов с производственной деятельностью: после полугода «чистой» учёбы курсанты переключались на практическую работу, завершая таким образом обучение и оттачивая квалификацию. Фильмы, сделанные их руками, выпускались в эфир под маркой «Телескопа». Среди учеников Солина и Пшеничной – такие ныне признанные мастера, как Владимир Никитин, Сергей Антонов, Алексей Штыхин и другие.
За четыре года существования ТПО «Телескоп» выпустило семь фильмов. В четырёх из них режиссура принадлежит Инне Пшеничной, в трёх – Анатолию Солину. Однако все они сделаны в единой стилистике и в едином жанре. Это ещё один новаторский «симбиоз»: сюжеты русских народных сказок в современной остросатирической интерпретации. Три картины Солина – «Гостья» (1990), «Бабья работа» (1992) и «Два жулика» (1993) наполнены приметами эпохи, по которым можно отслеживать изменение политической и общественной ситуации в СССР и РФ начала 1990-х годов.

Гостья (1990)



Бабья работа (1992)



Два жулика (1993)



К середине 1990-х «Мульттелефильм» оказался на грани закрытия – руководству телевидения невыгодно было содержать собственное мультпроизводство при возможности закупки готовых и успешных зарубежных мультсериалов. Чтобы хоть как-то заинтересовать руководителей, от которых зависела их судьба, мульттелефильмовцы переходят на производство серийной продукции, отказываясь от авторских проектов. Солин и Пшеничная вспоминают давние рекомендации Лапина и возвращаются к «Приключениям Мюнхаузена».
Завершить удаётся только один фильм – «Волк в упряжке». Он становится последней режиссёрской работой Анатолия Ивановича Солина. Вскорости «Мульттелефильм» был ликвидирован.

Волк в упряжке (1995)



Преподавательскую и режиссёрскую работу Солин совмещал с общественной – с 1989 по 1993 год он возглавлял профком работников культуры ТО «Экран» («Союзтелефильм»), где смог добиться, в частности, выплаты квартальных премий режиссёрам объединения.
Солин был человеком глубоко порядочным, принципиальным и прямолинейным до крайности. Всегда высказывал своё мнение в глаза, пренебрегая последствиями. Очень болезненно относился к неравным условиям для творчества. Но никогда не выходил «на тропу войны». Лишь однажды, уже в «нулевые» годы, ему пришлось вести долгую юридическую борьбу, отстаивая профессиональную честь – свою и Инны Александровны.

Последние годы совместной работы Солина и Пшеничной были вновь заняты преподаванием – на этот раз во ВГИКе. Итогом пяти лет обучения студентов основам режиссуры стала книга «Задумать и нарисовать мультфильм», обобщающая накопленное за десятилетия.

Анатолий Солин и Инна Пшеничная прожили и проработали вместе чуть меньше пятидесяти лет. «На двоих» - почти век. Только на счету Солина – тридцать режиссёрских работ. Сколько учеников и творческих открытий – вряд ли кто возьмётся подсчитать. Тем более – количество зрителей, выросших на их картинах.

Сегодня самое время об этом вспомнить.

  • 1
Спасибо за обстоятельный и подробный рассказ. Да, это был настоящий мастер!

Спасибо! Я немного торопился, надо было успеть к дате. Может, ещё мелкие поправки буду вносить.

  • 1