?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Великий агитатор
Билибин1
george_smf
Имя Александра Васильевича Иванова нечасто упоминается в числе классиков «Союзмультфильма», его вспоминают скорее как «зачинателя» советской мультипликации – выделяя более по первенству, чем по вкладу в искусство рисованного кино.



Он действительно снял первые свои рисованные «опусы» в 1923-24 годах, когда другие «отцы-основатели» (Ходатаев, Меркулов, Комиссаренко, не говоря об их учениках – Вано и сёстрах Брумберг) только задумывались о рисованной фильме либо, в лучшем случае, делали первые шаги в этой области. Раньше А.В.Иванова (в 1922-м) в РСФСР начал систематическое производство рисованных лент лишь Александр Бушкин. Как и большинство советских мультипликаторов-первопроходцев, Иванов был энтузиастом, снимавшем на любительской, кустарного изготовления, технике, в неприспособленном для съёмки помещении:
«Я вспоминаю зиму 1924/25 года. Ночь. Подвал. Окна без стёкол. Земляной, заваленный железным ломом, пол. Дремлющие на шестках куры. Посреди мусора, разбитых корыт, водопроводных труб и прочего хлама – четыре грубо сбитых гвоздями деревянных бруска с двумя полочками (прототип современного механизированного мультстанка) и с «верблюдом» наверху.
Чертовски холодно. Температура –25о. Краска замёрзла. Клей застыл. Руки окоченели. Страшно дымит крошечная «буржуйка». Дым ест глаза. Работаю в перчатках, на корточках… Оператор Желинский Н.Я.стоически крутит ручкой. Трещит мороз. Воет ветер и забрасывает снегом разложенные на грязном верстаке рисунки и шрифт… Изредка испуганные куры наносят на кадр совершенно непредусмотренную художником «вырисовку»… И ещё.
Маленькая комнатка. Ночь. Душно. Всю комнату занимает мультстанок. Под потолком, скрючившись «в три погибели», «крутит» Желинский. Внизу под столом, животом лёжа на полу, Волков рукой передвигает плёнку в детском проекторе. На табурете, поставленном в свою очередь на стол, я передвигаю и перекладываю рисунки на тусклой проекции… Это с’емка опытных экспериментальных кусков натуры с мультипликацией («комбинированный способ», впоследствии нами усовершенствованный и запатентованный)
».

Первые работы Иванова, снятые с оператором Б.Франциссоном, – реклама продукции Винсиндиката, не вышедшая на экран, хотя и одобренная устно; вставка в натурный фильм «К надземным победам» («Вперёд и выше»). Однако с 1924 года основным жанром, к которому обращается Иванов, становится короткометражный политшарж. Агитфильмы и политшаржи в 1920-е – первой половине 1930-х годов снимали почти все мультипликаторы: и Юрий Меркулов, и Даниил Черкес, и Николай Ходатаев, и Борис Антоновский, и сёстры Брумберг, и Александр Птушко, и многие другие. Но только Юрий Меркулов и Александр Иванов были убеждёнными и последовательными сторонниками выполнения злободневных политических задач средствами мультипликации. Можно сказать, что Иванов агитировал настойчивее и эффективнее всех. Он делал это изобретательно и творчески состоятельно (в отличие от Меркулова) и оставался агитатором, даже работая в других жанрах. В разное время Иванов брался за те направления, которые объявлялись приоритетными, и каждый раз выполнял «партийное задание» настолько талантливо, что его достижения неоднократно бывали отмечены персональным вниманием «вождей».

"Борьба за ультиматум", "Путь изобретателя" и др.




По свидетельству киноведа С.С.Гинзбурга, Иванов создал наибольшее количество политшаржей (в сравнении со своими коллегами) – около пятидесяти. Одними из первых были «Как не нужно проводить шефство над деревней» и «К приезду английской делегации» (обе – 1924). Тогда же был снят, по-видимому, рекламно-агитационный фильм – «Деятельность Межрабпома». Не подлежат исчислению созданные группами Иванова за первые десять лет работы «живые надписи», рекламные ролики разнообразных товаров и выходящих на экраны новых кинофильмов – основная продукция советских мультипликаторов того времени.

Агитационные и рекламные картины А.В.Иванова 1920-х – 1930-х годов, как тогда и было принято, почти в обязательном порядке подкреплялись политическими доводами – как скажется тот или иной поступок, к которому призывает ролик, на экономическом росте или обороноспособности страны. Видимо, самым ранним сохранившимся агитационным фильмом, приписываемым А.В.Иванову, является лента «Нужна ли крестьянину сберкасса?» (1925), которая отличается эффектным графическим решением.

Нужна ли крестьянину сберкасса? (Влас и Игнат)


В том же 1925 году Иванов делает мультвставку в картину «Преступление коновала Матова», в следующем – в фильм «На все времена и для всех народов». К этому же периоду (1925-26 гг.) относится работа над оживлением шаржей Дени «Политические игрушки».

Политические игрушки




В 1926-м году Иванов с оператором Желинским организуют мультмастерскую, располагавшуюся в Малом Гнездниковском переулке, где они за девять месяцев создают около трёх десятков короткометражек агитационного и рекламного назначения. Видимо, к их числу относятся политплакат «Девять лет Октября» и рекламный комбинированный фильм «Шестилетие «Гудка»». В нём также важное место занимает ретроспективный эпизод о Гражданской войне – времени основания газеты – и упоминание важных политических задач, которые она призвана решать.

Шестилетие Гудка


Многие картины Иванова этого периода содержат не только мультипликацию, но и натурные съёмки – техника того или иного фрагмента избиралась по принципу целесообразности: то, что было удобнее изобразить натурными кадрами, монтировалось из фильмотечного материала, то, чего найти было нельзя – изображалось средствами рисованной мультипликации. Такой подход отличал многие короткометражные кинопроизведения 1920-х – начала 1930-х гг., работы Иванова здесь не были исключением.

Иванов всегда прислушивался к декларациям о политических задачах текущего момента и старался им следовать. Это касалось не только политшаржей и агитфильмов. В 1927 году, когда в СССР прошла первая волна призывов к развитию детского кино и к детской тематике обратились Вано, Меркулов, Черкес, Григорьев, Бендерская и другие режиссёры, он тоже снимает свой первый рисованный фильм для детей – «Тараканище» по К.И.Чуковскому. Соавторами Иванова были Н.В.Воинов и Н.Я.Желинский. И здесь, в духе эпохи, не были забыты агитационные цели: в финале таракана уничтожал не воробей, а пионер (при помощи банки клопомора). Как свидетельствует И.П.Иванов-Вано, за основу изобразительного решения «Тараканища» были взяты иллюстрации Сергея Чехонина. Картина, по отзывам современников, отличалась хорошим темпом и динамичным, напряжённым монтажом.

Тараканище




Второй детский фильм Иванова («Тип-Топ в Москве» по сценарию Николая Агнивцева, 1928) был одновременно представлением нового серийного героя – негритёнка Тип-Топа. В этой работе активно применялась комбинация рисунка с натурой – приехавший на поезде Тип-Топ путешествовал по советской Москве, посещая разнообразные московские достопримечательности, в том числе зоопарк, цирк, Кремль, Наркомпрос и другие наркоматы. Рисованный Тип-Топ «общался» с запечатлёнными хроникой Луначарским, Семашко, Калининым и Рыковым, «присутствовал» на собрании в Совнаркоме и «держал речь» с трибуны (приём совмещения рисованного героя с натурным, дающего эффект диалога, был применён в том же году и в Ленинграде – на картине «Обиженные буквы» по сценарию того же Агнивцева). Слабой стороной детских картин Иванова были их тексты: стихотворные титры часто опускались до уровня доморощенного графоманства.

Тип-Топ в Москве (?)


Помимо «Тип-Топа в Москве», в 1928 году Иванов снимает ещё одну агитационную ленту с совмещением рисунка и натурных съёмок: «Кто куда» (возможно, именно она упоминается также под названием «Второй заём индустриализации»). Эта работа очень выразительна и остроумна по своему монтажному решению.

Кто куда


В 1929-м, на заре звукового кино, Иванов отправляет Тип-Топа в зарубежное турне – в картине «Тип-Топ – звуковой изобретатель». В ней рисованный герой наблюдает политическую жизнь Западной Европы и США в сопровождении джазовой музыки Александра Цфасмана, которую пресса не преминула обвинить в «подражательности буржуазным образцам». Картина «Тип-Топ – звуковой изобретатель» завершала 1-ю Экспериментальную звуковую программу.

Однако к этому моменту время детских мультипликационных фильмов подходит к концу. Наступает «великий перелом» и эпоха агитфильма. В том же 1929 году Иванов снимает политшарж «КВЖД» и сюжет «Капкан» для «сборной экспериментальной программы» («СЭП»). Над этой работой он трудится совместно с Даниилом Черкесом, Николаем Желинским и Николаем Воиновым.

В начале 1930-х Иванов создаёт свои наиболее жёсткие политические картины, в первую очередь – агитфильм «Без промаха». В нём кучка контрреволюционеров (поп, кулак, вредитель и др.) воздвигали на пути к социализму баррикаду из церкви, водки и тому подобных символов. По этой «цитадели» производилась стрельба снарядами с надписями: «всеобуч», «ликнеграмотность». Это полностью соответствовало политическим лозунгам 1930 года, но было расценено политредакторами Главреперткома как «недостаточно чёткая» и «несколько голо агитационная» мультипликация, лишённая «необходимой дозы остроты сатирического характера». Впрочем, такая оценка не помешала выпустить ленту на экраны без поправок.

Помимо этого, в 1930 году Иванов выпускает политшаржи «Разоружаются» и «Смотрите, как бы чего не вышло» (по цитате Сталина о «правых оппортунистах»). В последнем ролике Иванов как бы цитирует (вслед за Сталиным) не только чеховского «Человека в футляре», но и «Тараканище» Чуковского (возможно, даже в собственной экранной интерпретации).

Разоружаются


Смотрите, как бы чего не вышло


В том же 1930 году Иванов делает рисованные вставки в дебютный фильм Маргариты Барской «Кто важнее, что нужнее».

Кто важнее, что нужнее


В начале 1930-х вокруг А.В.Иванова формируется группа «ИВВОС» (Иванов, Воинов, Сазонов), просуществовавшая фактически до середины десятилетия. Одной из первых работ нового коллектива стал крупный комбинированный фильм «Семь гигантов» (1931) - о советском дирижаблестроении.

Семь гигантов


Другая работа группы «ИВВОС» 1931 года – лента «У них и у нас».

В 1932 году ИВВОС выпускает ещё одну комбинированную рекламную картину – на сей раз по заказу Мосгорфинотдела, «Не будь беспечным» - о необходимости проверки облигаций госзаймов. За ней следуют два инструктивных фильма о правилах дорожного движения по заказу ОРУДа, снятые в 1933 и 1935 годах: «Помни!» (возможно, упоминается в фильмографиях также под названиями «Цветные поля» и/или «Линии безопасности») и «Неисправимый». В первом фильме действовал рисованный персонаж – светофор, объясняющий правила поведения пешехода в городе, во втором сюжет был значительно интереснее: любитель рыбалки москвич Улыбкин во сне попадал в подводный мир Москвы-реки, где не соблюдал правила подводного движения и разоблачался рыбами как злостный нарушитель. Таким образом, вторая картина носила и сатирический оттенок.

Важным занятием группы «ИВВОС» была практическая разработка метода получения «рисованного звука» «Иввостон». В одноимённой статье Пантелеймона Петровича Сазонова в журнале «Советское кино» подробно рассказано, как начиная с 1931 года от ролика к ролику («Пляска медведя», «Прелюд Рахманинова…», «Танец вороны» и др.) оператором Николаем Воиновым совершенствовалась техника и решались всё более сложные гармонические и тембровые задачи. С 1933 года метод вошёл в творческий арсенал группы «ИВВОС». Первые картины по заказу ОРУДа («Цветные поля» и «Линия безопасности»), вышедшие в прокат в феврале 1934 года, Воинов оснастил рисованной звуковой дорожкой. Своего рода вершиной в применении «Иввостона» стал фильм А.В.Иванова и П.П.Сазонова «Вор» (1934), сценарий которого написал Бела Балаш.
Помимо технической задачи (выполненной Воиновым), «Вор» был призван решить и ещё один вновь актуализировавшийся вопрос советской мультипликации: создание советского серийного героя. Пионер Вася и пёс Дружок должны были, по замыслу авторов, стать постоянными участниками серии фильмов, однако эта идея осталась невоплощённой: продолжения не последовало.
Интересно, что «Вору» предшествовал своеобразный «черновик», который был намного ближе к привычному Иванову жанру политической карикатуры. Как писал Николай Изволов в статье «Из истории рисованного звука в СССР», «Фильм «Вор» имел первый вариант, не вышедший в прокат и поэтому не упомянутый ни в одной фильмографии. По счастью, он сохранился и был обнаружен в РГАКФД киноведом А.Дерябиным несколько лет назад. Сценарий был написан Белой Балашем, только что переехавшим в СССР, и представлял собой экранизацию цитаты из Сталина, в которой говорилось, что «мы не пустим фашистскую свинью в наш советский огород». В фильме действительно фигурирует отвратительного вида свинья со свастикой на боку, пытающаяся что-то разрушить и получающая заслуженный отпор». В итоговом варианте сюжета его антифашистский оттенок исчез, и картина приобрела характер рассказа о борьбе пионеров с расхитителями урожая, которых символизировала та же свинья, лишённая всяких намёков на связь с нацизмом.

Вор


(Продолжение следует)


  • 1
«Шестилетие "Гудка"» - логично ожидать шаржей на знаменитых сотрудников и сотрудничавших.

Нет, таких подробностей там нет. Правда, портрет Троцкого как основателя промелькнул - кто-то из киноведов приметил...

Фантастика, просто фантастика.

  • 1