?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Великий агитатор - 2
Билибин1
george_smf
(продолжение)

В дискуссиях середины 1930-х годов, разделивших советских мультипликаторов на сторонников и противников прямого внедрения американского опыта и конвейерной системы производства на советскую почву, Иванов был всецело на стороне «американизаторов». Он понимал, что «диснеевская система» прогрессивна, а советская кустарная – архаична, что американские аниматоры ушли далеко вперёд в умении создавать характеры, использовать гэг как элемент драматургии, синхронизировать звук с рисованным движением. Иванов находился на одной платформе с Виктором Смирновым, Владимиром Сутеевым и другими деятелями мультипликации. Оппонировали им, в основном, Николай Ходатаев, Михаил Цехановский, Иван Вано. Руководство Комитета по делам кинематографии оказало поддержку сторонникам внедрения американского опыта, создав экспериментальную мастерскую под руководством В.Ф.Смирнова и затем перенося её опыт на другие московские коллективы. Именно от Смирнова ждали решающего и убедительного доказательства совместимости американской технологии и эстетики с задачами советской мультипликации. Но это доказательство представил не коллектив Смирнова, а А.В.Иванов и П.П.Сазонов, сняв знаменитый «Квартет» (1935).

Этот фильм не просто стал самым популярным довоенным произведением советской мультипликации. Он доказал, что «советскую» тему действительно можно решить в рамках «американского метода». Он реабилитировал жанр басни, перевернув «буржуазную» крыловскую мораль и сделав её «пролетарской»: музыка – не удел элиты, а результат труда, знаний и профессионализма. Он был высоко оценен Сталиным и рекомендован им к широкому распространению в советской киносети. «Квартет» стал образцом для мультипликаторов СССР на ближайшие несколько лет, заработав статус классики советского кино. Сам Иванов в последующих своих фильмах многократно цитировал собственное достижение, вводя в действие героев «Квартета».

Квартет (1935)


После «Квартета» тандем Иванова и Сазонова распадается. Александр Васильевич пытается закрепить успех в последующих картинах той же направленности: «Лисе-строителе», законченной в середине 1936 года, и «Любимце публики», завершённом в начале 1937-го. В «Лисе-строителе» обращают на себя внимание обилие комических деталей и находок и первая заметная работа Б.П.Дёжкина-мультипликатора: сцена дуэта Петуха и Лисы, озвученной Любовью Орловой. Этот эпизод в экспериментальном порядке даже хотели отснять в цвете.

Лиса-строитель


«Любимец публики» - попытка продолжить «Квартет», введя в сюжет свежих действующих лиц. Новая для советской мультипликации форма музыкального фельетона об эстрадных халтурщиках с участием Владимира Хенкина успеха «Квартета» не повторила.

Любимец публики


Следующий фильм, «Волшебная флейта» (1937), был типичным для продукции «Союзмультфильма» этого времени: адресованная детям морализаторская сказка с персонажами, изображёнными в «диснеевской» манере. Сюда из «Квартета» перекочевал учитель музыки Марабу.

Волшебная флейта


В 1937 году назревает протест против «заячье-поросячьей тематики» советской мультипликации последних лет. На «Союзмультфильме» одним из активных сторонников возвращения на мультэкран современной актуальной проблематики становится А.В.Иванов. Он пытается добиться запуска героической советской сказки «Жив Чапай», но не получает поддержки у руководства студии (много позже, в 1958 году, этот сюжет экранизируют Михаил и Вера Цехановские). С этого момента основным жанром для отображения современности в мультипликации становится не шарж или агитфильм, а политическая сказка. Однако на пути её реализации стоит пресловутый вопрос: может ли появиться в рисованном фильме полноценный положительный герой – советский человек?

Пока другие режиссёры и кинодеятели вели на этот счёт споры, Иванов, как мог, пытался опробовать эту задачу на практике. Одной из первых попыток решения проблемы стал фильм «Охотник Фёдор» (1938), являющийся отголоском вооружённых конфликтов на Дальнем Востоке. В нём в кадрах наступления Красной Армии Иванов одним из первых применил метод «эклер» - копирование в рисунке натурного киноматериала. Чуть ранее, летом того же года, Иванов делает попытку вернуться к форме политической мультипликационной карикатуры, сняв сюжет «Самурайские мухи» («Влипли», «Японские самураи») в первом выпуске «Журнала политсатиры» - тоже на дальневосточном материале (о вторжении японцев в Китай).

Охотник Фёдор


К Женскому дню 1939 года Иванов снимает внеплановую шуточную картину «Таёжные друзья» - о полёте экипажа Расковой, Гризодубовой и Осипенко. Он не решается шаржировать образы ставших знаменитыми советских лётчиц, и поэтому применяет фотофазы, распечатанные с хроникальных кинокадров. Этот приём выглядел неубедительным и заслужил критику Александра Радакова в его статье 1940 года «Ожившая книга».

Таёжные друзья


В 1939 году Иванов заканчивает и свой первый цветной фильм – «Дед Иван», вновь по современной советской сказке. Этот типичный для предвоенного советского искусства сюжет о небывалых достижениях СССР в области строительства, сельского хозяйства и обороны был выпущен на экраны в цветном и чёрно-белом вариантах. Здесь Иванов уже использует ротоскопирование как основной метод для изображения человеческих персонажей.

Дед Иван


Ни в одной из довоенных «политических сказок» Иванову не удалось достичь убедительности и технической чистоты в изображении «современного героя». Однако в 1939 году в ответ на упрёки в адрес «Союзмультфильма» в том, что на студии не ведётся борьба за создание мультипликационного советского типажа, он мог с полным основанием сказать, что такая борьба уже идёт, и привести в пример собственные картины.

В 1940 году, откликаясь на предвоенное ужесточение контроля за дисциплиной на предприятиях, Иванов снимает сатирический сюжет для «Журнала №2» - «Рыболов». Но выпуск журнала «кладётся на полку», и об этой работе режиссёра долгое время не знает почти никто – информация о его существовании проникает лишь в некоторые именные фильмографии.

Рыболов


В конце 1940 года А.В.Иванов заканчивает работу над первой редакцией фильма «Два генерала» по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Картина также снимается в двух вариантах – цветном и чёрно-белом. Однако данная редакция бракуется Комитетом и отправляется на переработку. На подготовку второй редакции уходит полгода, а затем работы прерываются – начинается война.

(Продолжение следует)