?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Великий агитатор - 3
Билибин1
george_smf
(продолжение)

…Общеизвестно, что между двумя союзмультфильмовскими Ивановыми (И.П.Ивановым-Вано и А.В.Ивановым) существовала стойкая неприязнь. Их разделяло не только отношение к «диснеевскому вопросу». Требовательно относящийся к изобразительному решению картин, национально ориентированный художник, окончивший ВХУТЕМАС, Иванов-Вано был чужд по взглядам Александру Иванову – плакатисту и «космополиту», не боящемуся заимствований, бросившему ВХУТЕМАС из-за неприятия тамошнего «формализма». Иванову-Вано было к чему ревновать однофамильца – по ощущению характеров, темпу действия, музыкальности, изобретательности и зрелищности фильмы Иванова давали много очков вперёд затянутым и скучным лентам Вано. Тем не менее, титул «мэтра» отечественной мультипликации закрепился именно за Ивановым-Вано, которого вспоминают гораздо чаще, чем Александра Васильевича.

Лишь единожды И.П.Вано и А.В.Иванов объединились – в работе над первым антигитлеровским сюжетом «Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины», снятым на «Союзмультфильме» летом 1941-го, за две с половиной недели, с 24 июня по 11 июля.

Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины


На производство короткометражных политшаржей и фильмов-плакатов перешла вся студия, и А.В.Иванов успел завершить ещё один – «Крепкое рукопожатие», вошедший в «Журнал Союзмультфильма №2», который не был допущен до экрана, так же как и его предшественник 1940 года. Причиной было, как можно сегодня догадаться, несоответствие реальному катастрофическому положению дел на фронте бодрого боевого настроя вошедших в журнал четырёх сюжетов.

Крепкое рукопожатие


Работу над третьей короткометражкой – «Сметём с лица земли фашистских варваров» прервала эвакуация студии. В этой незавершённой ленте фашистское нашествие изображалось в символических образах (огненный смерч, уничтожающий цветущую землю; силуэты рабочих в кандалах за колючей проволокой; горящая исполинская свастика, мечущаяся по карте Европы; туча воронья над пламенем; звериная, рычащая морда Гитлера, крадущегося к советской границе, и отпор советских танков, артиллерии и эскадрильи самолетов). Для Иванова предназначался и ещё один сценарий такого рода, написанный З.М.Каликом и носивший символическое для режиссёра название «Квартет» (изображение Муссолини, Хорти, Антонеску и Маннергейма, под руководством Гитлера пытающихся исполнить «блицкриг»). Однако приступить к реализации этого сюжета Иванов не успел.

После размещения части «Союзмультфильма» в Самарканде, в апреле 1942 года, студия спешно развернула работу над ещё двумя короткими лентами военной тематики, одну из которых – «Репка» - снимала группа А.В.Иванова. В ней Гитлер и его клика пытались вырвать на Востоке большую репку, но из-под нее вырывался замаскированный советский танк и уничтожал их. Отчитаться этими картинами за первое полугодие студия не успела, и работы вновь были свёрнуты. О возвращении к доработке «Двух генералов» речи уже не шло – затраты по этой картине были списаны в убыток. И в июле 1942 года А.В.Иванов в альянсе с выбравшимся из блокадного Ленинграда по «Дороге Жизни» М.С.Пащенко начинает работу над экранизацией басни Крылова «Синица». Несмотря на актуальность сюжета, эту картину режиссёры решают не как плакат или фельетон, а как традиционную сказку-аллегорию, не придавая персонажам характера шаржей на немецко-фашистских захватчиков. Однако работа над «Синицей» затягивается, и в январе 1943 года Иванов вновь берётся за завершение «Репки». Производство этой короткометражной ленты велось параллельно со съёмками «Синицы», и оба фильма студия рассчитывала сдать уже в первом квартале 1943 года. Однако эти планы не сбываются, Иванов заканчивает «Репку» лишь после возвращения студии в Москву, и эту ленту постигает судьба «Журналов политсатиры» - картина не принимается руководством и «ложится на полку».

В Москве Иванов и Пащенко завершают и «Синицу». Фильм, снятый в тяжёлых условиях экономии средств и материалов, в котором вновь «блеснули» мультипликаторы Б.П.Дёжкин и Г.Ф.Филиппов, был сдан в самом начале 1944 года.

Синица


В 1945 году Иванов экранизирует народную сказку «Лиса и дрозд», которую завершает (из-за болезни) тоже с опозданием – в 1946-м. Эта работа стала «пробой пера» для многих молодых мультипликаторов, только что окончивших восьмимесячные курсы.

Лиса и дрозд


В 1946-47 гг. Иванов вновь берётся за фильм-плакат, посвящённый продвижению хлопковых культур в новые районы. Картина «Белое золото» («Хлопок») становится одним из ярких образцов этого жанра (позже опыт работы над «Белым золотом» поможет Иванову при создании знаменитой «Чудесницы»), однако в дальнейшем фильмы-плакаты на десять лет исчезают из продукции «Союзмультфильма».

Белое золото (Хлопок)


В том же 1947 году Иванов (уже без П.П.Сазонова) выполняет довоенное пожелание Сталина – снимает цветную версию «Квартета». Хотя в картине использована фонограмма легендарного чёрно-белого фильма 1935 года и сохранён его монтаж, всю изобразительную часть, включая типажи, фоны и мультипликат, пришлось делать заново. На этом фильме А.В.Иванов впервые работает с художником-постановщиком Е.Т.Мигуновым, с которым впоследствии снимет многие из лучших своих лент. Хотя цветной «Квартет» не стяжал славы чёрно-белого, герои фильма вновь вернулись в качестве авторских цитат в последующие работы Иванова – «Чемпион» и «Дедушка и внучек».

Квартет (1947)


Завершение фильма «Чемпион» (1948) совпало с началом «борьбы с диснеевщиной». «Чемпион» становится главным объектом критики, а А.В.Иванов – кандидатом на изгнание из профессии (наряду с другими студийными работниками). Уже на внутристудийном собрании ситуацию в последний момент спасают члены группы Иванова – И.С.Аксенчук и Е.Т.Мигунов. Благодаря их аргументации под удар попадает один из гонителей «космополитов» - Ламис Бредис, и студия в итоге избегает кадровой «чистки». Однако с этого момента становится опасным применять «диснеевский» подход к изображению сказочных героев – очеловечивать их, одевать в костюмы и придавать им социальные характеристики. Всё это скажется уже на следующей работе Александра Иванова.

Чемпион


Экранизация басни Михалкова «Полкан и Шавка» изначально должна была решаться именно в басенном ключе – герои её совмещали признаки животных и людей. Однако это решение было объявлено «рецидивом формализма» и забраковано худсоветом. А.В.Иванову с художником-постановщиком Е.Т.Мигуновым пришлось переработать подготовительный период, переведя изображение в «реалистический» регистр. Сперва они рассчитывали таким образом доказать худсовету его неправоту – «от противного». Но именно эти эскизы были восторженно приняты, и Иванову пришлось снимать фильм в несвойственной и ему, и материалу манере. Картина «Полкан и Шавка» была завершена в 1949 году. Не за горами была эпоха «натурализма» и «эклера»…

Полкан и Шавка


(Окончание следует)