?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Великий агитатор - 4
Билибин1
george_smf
(окончание)

В 1950-е годы А.В.Иванову, как и его коллегам, приходилось работать главным образом для детского зрителя. Но, даже снимая детские фильмы, Иванов почти всегда решал прагматичные и инструктивные задачи. Целью его фильмов было вовлечение детей в занятие спортом (в «Чемпионе» и «Дедушке и внучке»), сдача ими норм БГТО (в «Спортландии»), обучение принципам личной гигиены (в «Лесной истории») и правилам уличного движения (в «Зае и Чике»), агитация за здоровый образ жизни (в «Трубке и медведе»). Иванов по-прежнему работал на конкретный результат, оставаясь агитатором и в детском кино, но делал это так изобретательно и темпераментно, что даже при самом слабом сценарии зрелище захватывает ребёнка и не отпускает его до самого «морализаторского» финала.

Фильм «Дедушка и внучек» (1950) имел целью привлечение детей к занятиям фигурным катанием. Может быть, именно спортивная тематика позволила Иванову вновь допустить антропоморфную трактовку героев фильма, невзирая на печальный опыт «Чемпиона». Как отмечал в своих мемуарах Е.Т.Мигунов, картина, которую консультировал Самсон Глязер, была насыщена трюками и номерами, невыполнимыми для спортсменов тех лет, однако позже вошедшими в арсенал реальных, а не рисованных фигуристов.

Дедушка и внучек


В 1951 году Иванов снимает заказную инструктивную ленту «Помни!» («Осторожно с огнём!», «Помни и соблюдай правила пожарной безопасности!»). По требованию Министерства кинематографии фильм был лишён игрового сюжета, что несколько осложнило работу режиссёра и драматурга (избранный для постановки сценарий был написан И.С.Аксенчуком). Тема была решена чисто плакатными средствами.

Затем Иванов опять берётся за картину для малышей. Фильм «Зай и Чик» (1952) рассказывал детям о правилах поведения на городской улице. Перенесение действия в игрушечный магазин (очень частое в картинах тех лет) давало возможность применения «антропоморфных» трактовок без угрозы новых обвинений в формализме.

Зай и Чик


В 1953-м Иванов экранизирует сказку Ивана Франко «Крашеный Лис». Сценарий этого фильма (под названием «Голубой лис») в 1948 году разрабатывался Ламисом Бредисом, который к 1953 году уже уволился с «Союзмультфильма». В этой картине о бдительности Иванов прибегает к общему для практики начала 1950-х годов приёму: сохранение «зоологичности» в облике персонажей с приданием им человеческих характеров и повадок.

Крашеный Лис


В 1954-м Иванов заканчивает ещё одну детскую картину, «В лесной чаще». Это – редкий для режиссёра фильм чисто «воспитательной» направленности. Лента по сценарию Веры Чаплиной и Георгия Скребицкого несёт явный отпечаток влияния «Лесных путешественников» М.С.Пащенко, но, в отличие от них, к категории рисованной киноклассики обычно не причисляется.

В лесной чаще


В этот период наблюдаются первые попытки расширения жанрового диапазона советской мультипликации. В частности, в 1954 году после долгого перерыва «Союзмультфильм» выпускает сразу несколько сатирических картин – ещё робких, снятых зачастую по слабым сценариям: «На лесной эстраде», «Злодейка с наклейкой», «Козёл-музыкант». Александр Иванов тоже участвует в этом процессе – фильмом «Подпись неразборчива». Его сценарий (написанный Леонидом Ленчем, по-видимому, также для Ламиса Бредиса) довольно странный: вся вина за расхищение народной собственности возлагается на директора, принявшего на работу вора, а сторож, проспавший кражу, авторами оправдывается. Однако в этом фильме (как и в ряде других) «реабилитируется» басенный подход к сатирическому изображению недостатков советской жизни. После долгого перерыва стал допустимым антропоморфизм, времена гонений на «диснеевщину» кончились. Кроме того, для Иванова «Подпись неразборчива» стала последним обращением к теме бдительности в борьбе с воровством (прежде он поднимал её в таких картинах, как «Вор», «Лиса-строитель» и «Крашеный Лис»).

Подпись неразборчива


В 1955-м Иванов вновь возвращается к детскому зрителю. В фильме «Трубка и медведь» по сценарию Сергея Михалкова он рассказывает о вреде курения – как всегда, изобретательно и остроумно. Эта картина – последняя совместная работа режиссёра с Евгением Мигуновым.

Трубка и медведь


Следом за «Трубкой и медведем» Иванов ставит схожий фильм, но уже призывающий к соблюдению гигиены. Главным героем «Лесной истории» (1956) снова становится медведь, а темой – призыв чистить зубы, не бояться стоматологов и не заниматься самолечением.

Лесная история


В 1957-м году Иванов совершает ещё один прорыв в жанре агитфильма. Снятая им картина вновь отмечена вниманием высшего руководства – на сей раз Хрущёва. Знаменитая «Чудесница» действительно была очень популярна. В первую очередь благодаря эпизоду с сорняками, в котором Иванов сделал серьёзный шаг вперёд в актуальной тогда «борьбе за отрицательного мультгероя». Но не только. «Чудесница» была новаторской по жанру: агитационный фильм-плакат в форме музыкального ревю. Иванов объединил два своих «конька»: искусство агитации и музыкальную составляющую. Стихотворные диалоги и песенные тексты были написаны давним соавтором Иванова – мультипликатором и художником Львом Позднеевым – под редакцией М.Д.Вольпина. Образ Чудесницы-кукурузы перекочевал во многие другие кинокартины (включая «Мультипликационные Крокодилы» и сюжеты для киножурнала «Фитиль»). Но главное – «Чудесница» реабилитировала политическую тематику в мультипликационном кино. После десятилетней паузы стало возможным вновь освещать актуальные политические задачи средствами рисованного и кукольного фильма. Это было возвращением мультипликации прежнего доверия и высокого общественного статуса.

Чудесница


1957-й год расширил жанровые границы советской мультипликации не только благодаря «Чудеснице». К 40-летию Октября «Союзмультфильм» выпускает сразу несколько фильмов-плакатов – этот жанр не использовался мультипликаторами с далёкого 1947 года. После завершения «Чудесницы» Александр Иванов снимает ремейк своего же «Белого золота» - под новым названием «Дитя солнца». Он добавляет крупную преамбулу – восточную легенду о попытке орошения бесплодных земель, удаляет ставшие неактуальными упоминания о продвижении хлопковых культур в новые районы, изменяет показатели 1947 года на современные, вводит упоминание имён знатных хлопкоробов и осовременивает финал картины изображением модных в конце 1950-х годов моделей одежды.

Дитя солнца (Хлопок)


Последней работой Иванова становится детский фильм «Спортландия» (1958), призывающий ребят сдавать нормы БГТО. И вновь, несмотря на прагматизм поставленной задачи, Иванов создаёт захватывающее и динамичное зрелище. До сих пор кажется, что этот фильм снимал молодой и энергичный режиссёр…

Спортландия


Вслед за «Спортландией» А.В.Иванов, вероятно, мог бы снять своего рода продолжение «Чудесницы» - именно такой характер носил сценарий И.С.Аксенчука и Л.В.Позднеева «Весёлый спор» о достижениях современной химии в области освоения полимеров. Однако этому замыслу осуществиться было не суждено – в марте 1959-го Александра Васильевича Иванова не стало. Реализация сценария «Весёлый спор» в 1960-м году была поручена его авторам, но, по-видимому, не была доведена даже до стадии подготовительного периода.

Со дня кончины А.В.Иванова этой весной исполнилось 60 лет. Со дня рождения сегодня исполняется 120.

Автор выражает благодарность за помощь в работе Николаю Изволову, Александру Дерябину, Николаю Майорову и Алексею Медведеву.