?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Брумберга - 3
Билибин1
george_smf
…Начало 1950-х было нелёгким временем для «Брумбергов» - лёгкость и непринуждённость изгонялись из мультипликации и уступали место пафосу, который был совершенно чужд режиссёрам. Первой работой эпохи рисованного натурализма стала для сестёр «Девочка в цирке» (1950), снятая по очень слабому и ходульному сценарию Юрия Олеши и интересная в первую очередь запечатлённой в фоновой части почти документальной Москвой рубежа 1940-х – 1950-х годов. Особенно подробно изображён московский цирк на Цветном бульваре – как снаружи, так и изнутри. Художником фильма выступила Надежда Строганова.

«Девочка в цирке»




В разгар «эклерной» эпохи сёстры Брумберг снимают ещё одну полнометражную работу по Гоголю – «Ночь перед Рождеством» (1951). Если не считать роли Чёрта (почти целиком выполненной Борисом Дёжкиным), в этом фильме почти совсем не чувствуется брумберговского озорства. К работе вновь привлекаются авторитетные мастера – Анатолий Петрицкий (в качестве художника эскизов) и «звёздный» актёрский ансамбль: Алексей Грибов, Михаил Яншин, Вера Марецкая, Владимир Грибков, Николай и Лилия Гриценко и другие. Благодаря такому составу, а также качеству прорисовки и фоновой части картина в исполнительском отношении достигает весьма высокого уровня.

«Ночь перед Рождеством»










В 1953 году сёстры Брумберг первыми откликаются на призывы к расширению жанрового диапазона советской мультипликации и снимают редкую для этого времени фантастическую картину «Полёт на Луну». Фабула фильма в целом повторяет сюжет игровой картины Василия Журавлёва «Космический рейс» (1935), однако зрелище сильно выигрывает от привлечения к сценарной работе Николая Эрдмана, насытившего картину комедийными ситуациями и диалогами. Этот фильм ещё выдержан в эстетике «эклерной» мультипликации, однако именно он откроет для «Брумбергов» период увлечения приключенческими сюжетами.

«Полёт на Луну»






Следующей их работой станет ещё одна современная сказка, которая изначально задумывалась как продолжение «Феди Зайцева» - «Остров ошибок» (1955). Хотя главный герой был переименован в Колю Сорокина, авторы сценария Михаил Вольпин и Николай Эрдман перенесли в новый фильм и идею путешествия школьника в фантастическую страну, и участие в сюжете оживающих контурных рисунков. Во второй раз (после «Полёта на Луну») режиссёры работают с художниками Григорием Козловым, Виктором Никитиным и Игорем Николаевым. Фильм был несколько сокращён цензурной правкой (судя по режиссёрскому сценарию, вырезана была сцена пения Коли Сорокина).

«Остров ошибок»






В октябре того же 1955 года «Брумберга» заканчивают ещё одну приключенческую картину – «Стёпа-моряк». В последних двух работах они уже чувствуют себя свободнее, постепенно отходя и от «эклерного» движения, и от натуралистических фонов. В «Стёпе-моряке» впервые в качестве художника-постановщика выступает Лана Азарх (в паре с Григорием Козловым), которая станет самым верным соратником сестёр Брумберг. Для изучения материала группа ездила в Ригу, поднималась на палубу четырёхмачтового парусного корабля в устье Даугавы, наблюдала за учебной тревогой, смотрела, как убираются паруса и отдаются команды.

«Стёпа-моряк»






В 1956-м «Брумберга» экранизируют албанскую сказку «Палка-выручалка», в ходе работы над которой знакомятся с Назымом Хикметом и способствуют привлечению его к сотрудничеству с «Союзмультфильмом». Как и многие картины этого периода (1955-1959), «Палка-выручалка» была подпорчена закадровым текстом, навязанным дирекцией студии.

«Палка-выручалка»




Одной из лучших картин сестёр Брумберг 1950-х годов становится «Исполнение желаний» (1957) по сказке Эдуара Лабулэ «Зербино-нелюдим». Художники Лана Азарх, Лев Мильчин и Гражина Брашишките применили в нём интересные конструктивные приёмы в построении типажей (схожие с теми, что использовались в «Заколдованном мальчике»), а декорационную часть заметно упростили. Тенденция к удешевлению производства мультипликационных картин была активно подхвачена режиссёрами. К сожалению, «Исполнение желаний» было выпущено в прокат ограниченным тиражом.

«Исполнение желаний»






Ещё один приключенческий фильм, «Тайна далёкого острова» (1958), стал одним из первых применений характерной для конца 1950-х годов фоновой стилистики – гуашевого контура, нанесённого сухой кистью на цветовые плоскости. Герои этого фильма уже подчёркнуто конструктивны. Сёстры Брумберг всё дальше уходят от натурализма, эта тенденция проявляется и в двух их следующих картинах.

«Тайна далёкого острова»






Примерно в том же ключе решена дагестанская сказка «День рождения» (1959). Вновь режиссёры добиваются командировки для изучения материала – на сей раз в Махачкалу. На этом фильме надолго формируется альянс художников-постановщиков Ланы Азарх и Валентина Лалаянца. До начала 1970-х годов они будут работать в группе сестёр Брумберг, от фильма к фильму видоизменяя решения декораций и изобретая новых персонажей.


Валентин Лалаянц и Валентина Брумберг (работа над «Тремя толстяками»)

Л.А.Азарх: «Лалай, как его звали на студии, был элегантен и неотразим. Слава донжуана сопровождала его всю жизнь. В отличие от режиссёров, от него можно было целый день не услышать ни одного слова. Сёстры считались с мнением Лалая. Он умел укрощать их бурные всплески. У нас с ним не было конфликтов по работе, хотя многое мы воспринимали по-разному. Как-то притёрлись друг к другу и в главном стали единомышленниками».

«День рождения»




В 1959-1960 гг. сёстры Брумберг наконец получают возможность реализовать сценарий «В царстве Лжи» в полном варианте. В 1960 году они завершают дополненный ремейк «Феди Зайцева» под названием «Человечка нарисовал я», полностью пересняв и первую часть сюжета с новой музыкой, типажами и фоновым решением. К сожалению, даже в эту редакцию вошли далеко не все многочисленные остроумные реплики и диалоги, выписанные Вольпиным и Эрдманом в первом варианте сценария.

«Человечка нарисовал я»










(Окончание следует)