george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Владимир Попов - 90

Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения Владимира Ивановича Попова – одного из самых любимых народом режиссёров-мультипликаторов, первоклассного графика-стилиста.



Его приход в мультипликацию был предсказуем.

«Мечтал с детства. Знаете, что я делал? Брал обычную фотоплёнку, смывал с неё эмульсионный слой, на белой прозрачной основе размечал кадрики и, вооружившись увеличительным стеклом и цветной тушью, рисовал в них шаржи и пародии на соседей по коммунальной квартире, в которой жил.
В те вечера, когда у меня выходил новый «фильм» из этой увлекательной серии, все жильцы собирались в просторной кухне, и под бульканье борща и шварканье котлет на плите начинался очередной сеанс, сопровождавшийся моими комментариями.
Каждый «фильм» по просьбе зрителей, как правило, демонстрировался по нескольку раз, и всё это было до такой степени весело, что посуда в шкафчиках дребезжала от смеха
».

Помимо склонности к рисованию и обучению в художественной школе, в судьбе Попова сыграло роль его место жительства:
«Наш дом находился неподалёку от студии, и каждый раз, проходя мимо этого храма мультипликации, я думал о том, как должно быть здорово и интересно там работать. И вот в один прекрасный день, набравшись смелости, я зашёл в отдел кадров студии и предложил свои услуги».


(материалы из библиотеки Романа Кобзарева)

Рисунки, принесённые Поповым, не были совершенными, однако Евгений Мигунов угадал в их авторе способности к прорисовке. Довольно скоро Попов стал делать и мультипликат – начиная с 1954 года, его фамилия фигурирует в титрах картин студии.
«Семь лет рисовал мультфильмы, работал с большими мастерами – Иваном Ивановым-Вано, Борисом Дёжкиным, Леонидом Амальриком. Большое влияние оказали на меня фильмы Амальрика «Серая Шейка», «Волшебный магазин», «Непьющий воробей» по Сергею Михалкову – там герои много разговаривают. Хотя динамика важна в мультипликации, но без слова не обойтись.
Мне близко дотошное, добросовестное отношение к слову
».

Уже в этот период Попов образовал альянс с Владимиром Пекарем – учеником Дёжкина, отличным художником-мультипликатором. Вместе они и пришли в режиссуру, почти не расставаясь до 1975 года.

Первой режиссёрской работой Пекаря и Попова должен был стать сюжет «Дуб и дубина» в первом номере сатирического мультжурнала «Дятел», который разрабатывал Е.Т.Мигунов. Однако разработка Мигунова была обвинена в «зубоскальстве», от работы над журналом он отошёл, и первый номер «Мультипликационного крокодила» (так стал называться журнал) Пекарь и Попов поставили самостоятельно, в соавторстве с Львом Позднеевым. Из четырёх сюжетов этой картины, помимо «Дуба и дубины», рука Попова видна в рисованной карикатуре о доставке скота на комбинат.

«Мультипликационный Крокодил №1», 1960 г.


В марте 1961 года Пекарь с Поповым завершают свой первый детский фильм – «Впервые на арене». Уже в нём проявляется тяга Попова к острой, геометризованной композиции кадра.

«Впервые на арене», 1961 г.


Осенью того же года выходит пятый номер «Мультипликационного Крокодила», сделанный тем же творческим дуэтом. В сюжете «Брюзга» уже применено плоскостное решение мизансцены, открытие которого позже многие будут приписывать Ф.С.Хитруку. А второй сюжет – «Мечты гражданина Лежебокова» - делался, по всей видимости, с активным участием Светозара Русакова. Однако и здесь в некоторых деталях фона (портрет Лежебокова) видна рука Попова. С этих пор внедрение в фильм статичных элементов, созданных в узнаваемой поповской стилистике, станет отличительной чертой картин Пекаря и Попова.

«Мультипликационный крокодил №5», 1961 г.


В том же году Пекарь с Поповым работают над пока неопознанной постановкой с рабочим названием «Репортаж» (очевидно, мультвставками в натурную картину).

В 1962-м режиссёры создают рисованную вставку в игровой фильм «Дети Памира». С этого же года начинается их сотрудничество с киножурналом «Фитиль» (первая работа – сюжет «Клубок» во втором номере журнала). За ним следуют сюжеты «Вирус равнодушия» (1962), «Проболтали» (1963), «Колобок» (1964) и вставка в фильм «Рассказы о Шевченко» (1964).
Количество заказных и прикладных работ Пекаря и Попова велико (особенно в 1960-е годы), однако им как никому другому удаётся проявлять в них подлинное творческое новаторство. Сюжеты «Фитиля», снятые ими в 1960-е – едва ли не лучшие мультипликационные работы за всю историю журнала.

Следующую крупную постановку Пекарь и Попов осуществляют на «Киевнаучфильме». В картине «Буквы из ящика радиста» они эффектно применяют элементы лимитированной мультипликации. Здесь вновь доминирует стилистика Попова, хотя в фонах городских эпизодов видно влияние второго художника-постановщика – Радны Сахалтуева.

«Буквы из ящика радиста», 1966 г.


Вслед за «Буквами…», уже на «Союзмультфильме», режиссёры снимают рисованный ролик «Космос» (1967 г., для Международной выставки «ЭКСПО-68»).

В картине «Случилось это зимой» Попов впервые работает с композитором Евгением Крылатовым, который станет его постоянным соавтором практически до конца жизни. Этот фильм – эксцентрическая трюковая комедия, вновь снятая с использованием элементов лимитированной анимации.

«Случилось это зимой», 1968 г.


В том же 1968 году Пекарь и Попов создают, быть может, самый совершенный из сюжетов для «Фитиля» - «Чертовщина» («Отдал богу душу»), снятый по блестящему сценарию Феликса Камова.

(Продолжение следует)
Tags: Владимир Попов, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • Вдогонку празднику

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Актуальное

    Ликует запретитель, Пришла его пора! Отныне просветитель – Агент из-за бугра. Его настигнет кара, Ему придёт конец! На каждого Икара Найдётся свой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments