george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Владимир Попов - 90 (продолжение 2)

(Продолжение)

Первый самостоятельный фильм Попова – «Радуга» по сценарию Гарри Бардина, замечательное рисованное свидетельство недолгого периода «разрядки».

«Радуга», 1975 г.


«Радуга» - ещё и последняя картина, где Попов сам выполнял функции художника-постановщика. Однако и впоследствии, сотрудничая с другими художниками, он будет отдавать предпочтение излюбленным приёмам работы над фонами, контуром, мизансценировкой.

Первым соавтором Попова стал Николай Ерыкалов. С ним Попов сделал следующую картину – «О том, как гном покинул дом и…».

«О том, как гном покинул дом и…», 1976 г.


Следующая лента была во многом этапной. Попов возвращался к работе с репликой, где ему предстояло подтвердить приверженность дотошному отношению к слову.

«Конечно, говорить можно и самими образами, и символами, и пластикой, и музыкой, но путь слова от сердца к сердцу мне кажется короче. Поэтому если заметили, в моих фильмах много говорят».

Фильм «Бобик в гостях у Барбоса» свёл Попова с Олегом Табаковым – ещё одним партнёром, обогатившим фильмы режиссёра и ставшим их полноправным соавтором. Его вклад в своих интервью Владимир Иванович всегда выделял. Кроме того, эта лента – редчайший образец работы над озвучанием Юрия Никулина.

В «Бобике…» к Попову и Ерыкалову присоединился Левон Хачатрян, создавший декорационное решение и приложивший руку к рождению типажа дедушки.


(Фото из архива Николая Ерыкалова)

Наконец, «Бобик в гостях у Барбоса» - редкий фильм Попова без участия Евгения Крылатова. Композитором картины стал музыкальный редактор «Союзмультфильма» Владимир Комаров, именно ему принадлежит авторство популярной песни «Человек собаке друг».

«Бобик в гостях у Барбоса», 1977 г.


В 1978-м году Попов возвращается к сотрудничеству с киножурналом «Фитиль». Отныне он станет заполнять работой над его сюжетами паузы между крупными фильмами. Это возвращение отмечено выходом двух сюжетов: «Надёжная деталь» и «Обыкновенное чудо».

Третьим фильмом 1978 года становится самая главная творческая победа Попова – «Трое из Простоквашино». Именно о ней он чаще всего рассказывал в интервью.

«С Эдуардом Успенским, автором повести «Дядя Фёдор, пёс и кот», мы были знакомы по студии, здоровались, но мысль о совместной работе не возникала. В начале 70-х годов я видел по телевидению многосерийный мультфильм по этой повести, но он прошёл незаметно, не запомнился». Открытие сюжета о Простоквашино произошло лишь несколько лет спустя.

«Открыл не я, а моя дочь. Открыла на первой странице и прочитала за завтраком вслух про то, как идёт по лестнице мальчик и бутерброд ест. А на подоконнике кот сидит и говорит: «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой вверх ешь, а надо колбасу на язык класть. Так вкуснее получится».
Я взял у неё эту книжку Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот», прочитал несколько страниц, чего мне было достаточно для того, чтобы с уверенностью сказать: «Я буду делать такой фильм». Потому что и ситуация, и говорящий кот, и качество юмора, и проблема взаимоотношений между членами семьи были мне по душе
». По словам Попова, его «покорила знакомая с детства атмосфера старого московского подъезда».

Попов произвёл чистку сюжета, избавившись от второстепенных персонажей и сюжетных линий. Важнейшим этапом работы была запись реплик. О выборе Табакова на роль кота Матроскина свидетельства разнятся – по одним данным, он был выбран сразу, по другим – изначально приглашался Поповым на другую роль, папы Дяди Фёдора. Но в экземпляре сценария, отправленном артисту, роль выделена не была, и когда Табаков пришёл на студию, он так удачно продемонстрировал найденные им интонации Матроскина, что Попову оставалось только безоговорочно утвердить исполнителя. Позже, в процессе производства, Матроскин обретёт и второго «родителя» - мультипликатора Эллу Маслову.

О Табакове Попов высказывался восторженно: «Это поразительный художник. Мы долго искали интонации этого героя, но даже когда я уже был удовлетворён, он всё пробовал оттенки, нюансы и даже дома, как рассказывают его близкие, продолжал разговаривать голосом кота Матроскина. И мне очень приятно, что в интервью Табаков часто называет эту роль в числе своих лучших кинематографических и театральных работ».

Доволен был Попов и другими актёрами собранного им «ансамбля»: «Мне очень нравится работать с Львом Дуровым. Это очень нежный, милый, ранимый, обаятельный актёр с необыкновенным тембром голоса. И поэтому пёс Шарик получился таким приветливым, общительным, покладистым. А вот почтальона Печкина удачно воплотил в звуке артист Борис Новиков, за спиной которого целая серия запоминающихся характерных ролей. Мне думается, что между приглашением его на съёмки фильма «Белые Росы» и работой в нашем фильме есть определённая связь».

С типажами к картине всё обстояло не так гладко. Нескольких героев, в том числе Дядю Фёдора, Попову пришлось разработать самому. «Трое из Простоквашино» - последняя работа режиссёра с Николаем Ерыкаловым.

«Трое из Простоквашино», 1978 г.


Успех картины был столь очевиден, что съёмки продолжения были неизбежны. В 1979 году Попов снимает ещё два сюжета для «Фитиля» («Мужчины и женщины» и «Волшебный ящик»). В «Мужчинах и женщинах» он впервые приглашает в качестве художника-постановщика по типажам Аркадия Шера. С ним режиссёр будет работать до самых последних дней.

В 1980 году выходит второй фильм о Простоквашино. Попов вновь усложняет контурную обработку типажей. Сюжет «Каникул в Простоквашино» уже в значительной мере оригинальный. В работе над озвучанием и мультипликатом Попов часто поощряет импровизацию исполнителей, это становится одной из характерных черт его подхода к созданию картины.

«Каникулы в Простоквашино», 1980 г.


После того как «Простоквашино» стало дилогией, Попов, сняв ещё один сюжет для «Фитиля» («Телетренаж», 1981), берётся за гораздо более рискованный материал – прозу Юрия Коваля. Экранизация «Приключений Васи Куролесова» становится самой крупной по метражу его работой. Это первая попытка Попова снять иронический детектив, хотя прежде элементы пародии на этот жанр уже проникали в их с Пекарем картины. Вновь огромное внимание уделялось подбору актёрского ансамбля, и он сложился безупречно: Михаил Кононов, Лев Дуров, Борис Новиков, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Вячеслав Невинный и другие мастера. Левон Хачатрян наполнил декорации узнаваемыми деталями пригородного подмосковного быта, причём метод изготовления фонов, найденный уже в процессе производства, сильно удешевил работу: перевод контура с бумаги на целлулоид методом электрографии, ранее применявшийся для фаз движения. Типажи Аркадия Шера идеально легли на выписанные в повести Коваля характеры. Несмотря на неизбежные при переводе прозы на экран потери, «Приключения Васи Куролесова» стали одной из самых популярных работ Попова.

«Приключения Васи Куролесова», 1981 г.



(Окончание следует)
Tags: Владимир Попов, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments