george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Владимир Попов - 90 (окончание)

(Окончание)

В начале 1980-х годов, согласно тематическим планам, Попов собирался ставить третий фильм «простоквашинского цикла» – «Побег из Простоквашино». Однако, видимо, тема не была утверждена, и этот сюжет Эдуард Успенский опубликовал лишь в 1988 году, позже переработав в повесть «Тётя Дяди Фёдора».

Попов же снимает в 1983 году ещё один сюжет для «Фитиля» («Технокрады») и берётся за постановку фильма об отношении к слову и языку – на сей раз к детской речи, по книге Корнея Чуковского «От двух до пяти».

«От двух до пяти», 1983 г.


Лишь в 1984 году цикл о Простоквашино пополняется новой работой, превратившись в трилогию.
«Мы с Успенским долго пытались написать продолжение. И однажды, когда мы в полном отчаянии решили, что уже ничего «простоквашного» нам больше не создать, Успенский вдруг сказал, что хочет ненадолго уехать. Две его знакомые старушки живут в маленькой деревеньке за 170 километров от Москвы. Летом им подбрасывают внучат, приезжают дачники, а на зиму они остаются совсем одни. И случилось так, что с осени соседки поссорились, впереди 3 – 4 снежных месяца, а поговорить не с кем. И Успенский собрался, пока не выпал снег, съездить и помирить этих бабушек. Вдруг нас осенило: да это же поссорились Кот Матроскин и Шарик, которые зимуют в деревне! А Почтальон Печкин старается их помирить».

Так началась работа над новогодним фильмом «Зима в Простоквашино». Успенский насытил сценарий политически острыми сатирическими репликами (о «пятилетке экономии», построении социализма и др.), и Попов, видимо, не тяготевший к чрезмерной «политизации» фильма, часть реплик Матроскина записал в двух вариантах, выбрав в итоге более мягкие. Помимо прочего, этот фильм – редкая работа Попова, тяготевшего к стилизации фонов, с живописцем-«реалистом» Александром Винокуровым. Возможно, не случайно больше эти два художника ни разу не сотрудничали.

«Зима в Простоквашино», 1984 г.


В середине 1980-х, на пике популярности серии фильмов о Простоквашино, Попов проводит много встреч со зрителями по линии Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства. «Я люблю ездить и за последнее время побывал в самых разных уголках нашей страны. Тюмень и Киев, Иркутск и Ростов – сколько городов, интересных людей. Но самая интересная и приятная для меня встреча произошла несколько дней тому назад в Астрахани с трамваем… по имени Простоквашино. Он очень любовно украшен персонажами нашего фильма, и на нём возят ребят по городу, причём в каникулы это делают бесплатно. Придумано очень хорошо».



В 1985 году, сняв сюжет «Фитиля» «Осторожно! Пришельцы…», Попов возвращается к излюбленному приключенческому жанру и вновь ставит пародию на детектив. Фильм «Мы с Шерлоком Холмсом» по сценарию Виталия Злотникова в который раз собрал блестящую компанию актёров (Андрей Миронов, Василий Ливанов, Вячеслав Невинный, Лев Дуров). Художником по фоновой части на этот раз стал молодой Игорь Олейников.

«Мы с Шерлоком Холмсом», 1985 г.


Фильм «Мы с Шерлоком Холмсом» тоже мог стать началом серии – Злотников уже писал сценарий продолжения. Однако Попов, по его собственному признанию, готовился к постановке другой приключенческой ленты, являющейся уже прямой экранизацией Конан-Дойля. «Собираюсь перенести на экран его фантастический роман «Затерянный мир», где, как вы помните, по воле автора научная экспедиция попадает на высокогорное плато с сохранившимися формами первобытной жизни, удивительными животными и растениями. Работа эта очень сложная, такой на нашей студии ещё не было. А пока для творческой разминки экранизирую стихотворение Успенского «Академик Иванов». Это будет картина для самых маленьких о том, как не надо бояться докторов и парикмахеров».

Фильм «Академик Иванов» был завершён в 1986 году и оказался последней работой режиссёра. Перед этим, в том же году, Попов успел завершить и свой последний сюжет для «Фитиля» - «Шефская помощь».

«Академик Иванов», 1986 г.


Парадоксальным образом, сняв фильм, призывающий не бояться врачей, Попов столкнулся с тяжелейшей болезнью. Он умер 1 апреля 1987 года от рака мозга.

Рассказ о Владимире Попове был бы неполным без упоминания его работ в качестве художника-постановщика – к сожалению, немногочисленных. В первую очередь это две заказных картины. Первая – «Агент Г.С.» Влалимира Пекаря (1966). Здесь Попов блестяще проявил себя как стилист, объединив пародии на классическую живопись с элементами подражания детективу.

«Агент Г.С.», Владимир Пекарь


Вторая заказная картина – тоже пародийная, «Индекс» Ефима Гамбурга (1972).

«Индекс», Ефим Гамбург


Третья работа – фильм сестёр Брумберг «С бору по сосенке» (1974). К съёмочной группе этой картины Попов был прикреплён в ходе подготовительного периода. Его влияние заметно в фоновой части и в типажах положительных героев.

«С бору по сосенке», Валентина и Зинаида Брумберг


Незадолго до смерти Попов собирался ставить четвёртый фильм о Простоквашино. В это же время они с Эдуардом Успенским работали над сборником сценариев «Четыре истории про Простоквашино» (вышел в 1988 году под названием «Разные события в деревне Простоквашино»). Но, хотя четвёртым сюжетом сборника является сценарий «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино», судя по ряду статей в прессе, Попов собирался ставить несколько иную историю – «Гости из Простоквашино». Об этом, в частности, идёт речь в репортаже Л.Валентинова «Нарисуют – будем жить» в журнале «Крестьянка» (№6 за 1986 год):



А в другой публикации пересказываются и детали сюжета:
«А дальше вот что. В новой серии почтальон Печкин говорит:
- Раз нас мама дяди Фёдора в гости приглашала – значит, ехать нужно.
- Верно, - говорит кот Матроскин, - а я в городе на рынке Муркино молоко продавать буду и сметану. Они там дороже, чем магазинные. А ты, Шарик, здесь оставайся, будешь дом сторожить.
- Нет, - отвечает Шарик, - сам дом сторожи, раз мама дяди Фёдора всех приглашала, все и поедем.
- Ну хорошо, - подумав, соглашается кот Матроскин, - тогда ты в поезде моих коров охранять будешь…
»

Однако ни «Побегу из Простоквашино», ни «Гостям из Простоквашино» попасть на экран было не суждено. В далёком 1987 году мысль о том, что можно продолжать серию о Простоквашино без Попова, никому на «Союзмультфильме» не могла привидеться даже в кошмарном сне…



Благодарю Романа Кобзарева за помощь в подготовке материала.
Tags: Владимир Попов, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • Книжные новости

    Приобрёл ещё одну новинку от "Бомборы" - о восприятии аниме американскими зрителями. Читать пока побаиваюсь... )

  • Вне эпохи

    Любопытно: начинают вымирать аниматоры, с которыми я не только не был знаком, но и не видел ни одного фильма. В некрологах, меж тем, читаю о них,…

  • Датское

    Год назад в этот же день попробовал пересмотреть все произведения отечественных аниматоров, посвящённые Пушкину. Не ПО его произведениям, а О НЁМ.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments