?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Белые Столбы - 2012 (Часть 2)
Билибин1
george_smf
Продолжение. Теперь - то, что запланировано мной (по собственной инициативе либо по поручению оргкомитета):

АРХИВНЫЕ НАХОДКИ

Фрагменты из фильмов Б.И.Антоновского.
Хронометраж – около 6 минут.

СМОТРИ В КОРЕНЬ
СССР, Ленинградская фабрика «Союзкино», 1930 г., ч/б, немой, рисованный, 260 метров.

Автор сценария, режиссер и художник Борис Антоновский.


ОНИ И МЫ
СССР, Ленинградская фабрика «Союзкино», 1931 г., ч/б, немой, рисованный, 310 метров.

Автор сценария, режиссер, художник и мультипликатор Борис Антоновский.


Борис Иванович Антоновский (1891-1934) – легендарный ленинградский карикатурист, поставивший как сценарист, режиссер, художник и мультипликатор несколько фильмов на ленинградской фабрике «Союзкино». Восторженные отзывы о его творчестве оставили такие ленинградские мастера анимации, как Михаил Цехановский и Виктор Григорьев (Гри). Однако долгие годы судить о мастерстве Антоновского-мультипликатора можно было лишь по этим воспоминаниям, да по статичным кадрам из его картин, опубликованным в кинопериодике, так как ни одной его ленты не сохранилось. Лишь в середине 1990-х годов на фильмотеке «Союзмультфильма» были найдены уникальные киноматериалы, сохраненные Верой Всеславовной Цехановской. Это – фрагменты из фильмов Антоновского длиной от нескольких кадров до нескольких секунд. Эта бесценная находка была передана в Музей кино, и позже переведена на кассету «Бетакам» усилиями работников ВГИКа. Благодаря сохранности этих пленок мы не только получили представление об Антоновском-кинохудожнике, о его вкусе и изобретательности, но и можем оценить его мастерство как потрясающего аниматора, ведь в наиболее длинных фрагментах хорошо видно качество пластики его персонажей.

Георгий Бородин



Неизвестный Норштейн

РАЗРАБОТКА МЕТОДА ОДУШЕВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СЪЕМКИ ГОТОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОМ КИНО
СССР, «Союзмультфильм», 1977 г., цв., рисованный, широкоэкранный, 5 минут 20 секунд.

Режиссеры Юрий Норштейн, Федор Хитрук
Оператор Игорь Скидан-Босин
Звукооператор Борис Фильчиков
Художники Лана Азарх, Елена Гаврилко


ДЕТИ И СПИЧКИ
СССР, «Союзмультфильм» по заказу Главного управления пожарной охраны МВД СССР, 1969 г., цв., кукольный, 121 м.

Автор сценария Ю.Островский
Режиссер Юрий Норштейн
Художник-постановщик Аркадий Тюрин
Оператор Генрих Навроцкий
Звукооператор Борис Фильчиков


В программу «Неизвестный Норштейн» включены две работы выдающегося мастера отечественной мультипликации Юрия Борисовича Норштейна, которые отсутствуют в коллекции Госфильмофонда, но к середине 2000-х годов сохранялись в фильмотеках киностудии «Союзмультфильм» и Высших курсов сценаристов и режиссеров в виде позитивных копий.
«Дети и спички» - одна из ранних режиссерских работ Ю.Б.Норштейна, которая, как правило, не упоминается его биографами и не включается в фильмографические справки. Это короткий фильм о правилах обращения с огнем, снятый по заказу Управления пожарной охраны в 1969 году. Как и многие другие заказные фильмы 1960-80-х годов, снятые на «Союзмультфильме», он чудом сохранился на фильмотеке студии в единственной копии. Других экземпляров картины пока не обнаружено.
Вторая работа – экспериментальный широкоэкранный ролик, снятый Ф.С.Хитруком и Ю.Б.Норштейном в 1977 году. Он представляет собой «эскиз» одного из эпизодов задуманной Ф.С.Хитруком масштабной постановки «За день до нашей эры», приуроченной к 60-летию Октябрьской революции и рассказывающий об истории мирового революционного движения и об Октябре 1917 года как сконцентрированном воплощении идей и чаяний участников всех предшествующих революций. К этой постановке был привлечен Ю.Б.Норштейн, но она осталась неосуществленной по решению самих авторов, которые после ознакомления с историческими и художественными материалами пережили разочарование в революционных идеалах. Снятый фрагмент посвящен истории Великой Французской революции и, будучи извлечен из контекста всего замысла, очень точно выражает авторское расставание с историческими иллюзиями.

Георгий Бородин



К 50-ЛЕТИЮ КИНОЖУРНАЛА «ФИТИЛЬ»

СОБСТВЕННИК
(сюжет из киножурнала «Фитиль» № 69)
СССР, «Союзмультфильм», 1968 г., цв., рисованный.

Автор сценария Светлана Куценко
Режиссер Роман Давыдов
Художники-постановщики Александр Винокуров, Петр Репкин
Оператор Елена Петрова
Звукооператор Георгий Мартынюк


«БОЛТУН-«АКТИВИСТ»»
(сюжет из киножурнала «Фитиль» № 112)
СССР, «Союзмультфильм», 1971 г., цв., рисованный.

Авторы сценария Аркадий Арканов, Федор Хитрук
Режиссеры Федор Хитрук, Геннадий Сокольский
Художники-постановщики Владимир Зуйков, Эдуард Назаров
Оператор Михаил Друян
Композитор Михаил Меерович
Звукооператор Георгий Мартынюк


В 2012 году отмечается не только 100-летие российской анимации, но и 50 лет со времени выхода первого номера Всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль», оставившего яркий след в истории отечественной мультипликации. Уже в 1959-60 годах «Союзмультфильм» начал работу над созданием сатирического рисованного киножурнала «Мультипликационный крокодил» («МуК»). После выхода шести выпусков он был упразднен, но материалы, готовившиеся для этого киножурнала, стали основой для первых рисованных сюжетов «Фитиля». За тридцать лет, с первого номера «Фитиля» (1962 г.) до 364-го (1992 г.) в составе киножурнала было выпущено на экран 217 мультипликационных сюжетов. Сегодня они почти не попадают в поле зрения киноведов и исследователей, что совершенно несправедливо: архив «Фитиля» хранит много незаслуженно забытых жемчужин рисованного кино. Режиссерами «Фитиля» в разное время были такие звезды советской анимации, как Ефим Гамбург, Владимир Попов, Владимир Пекарь, Федор Хитрук, Роман Давыдов, сестры Брумберг, Борис Дежкин, Роман Качанов, Валентин Караваев, Натан Лернер, Валерий Угаров, Геннадий Сокольский, Гарри Бардин, Борис Степанцев, Геннадий Новожилов, Роберт Саакянц. «Чемпионами» по количеству снятых для киножурнала новелл были Вячеслав Котеночкин (26 сюжетов) и Иван Аксенчук (21 сюжет). Для многих будущих классиков мультипликации «Фитиль» стал стартовой площадкой: дебютные работы Е.А.Гамбурга, Н.О.Лернера, В.Д.Арсентьева, Е.Ю.Пророковой и других режиссеров были созданы именно для «Фитиля». Над рисованными сюжетами журнала трудились такие выдающиеся художники, как Леонид Шварцман, Анатолий Савченко, Александр Винокуров, Светозар Русаков, Перч Саркисян, Николай Двигубский, Ильдар Урманче, Виктор Никитин, Даниил Менделевич, Левон Хачатрян, Петр Репкин, Константин Карпов, Евгений Шукаев, Лана Азарх, Татьяна Колюшева, Игорь Макаров, Аркадий Шер… Ввиду сжатых сроков подготовительного периода у художников было мало времени на разработку типажей и декорационных решений, что зачастую заставляло их мобилизоваться и проявлять изобретательность: во многих работах для «Фитиля» знакомые художники раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Иногда «Фитиль» продлевал жизнь знаменитым персонажам: например, съемочная группа сериала «Ну, погоди!» (А.Е.Курляндский, А.И.Хайт, В.М.Котеночкин, С.К.Русаков) сняла для киножурнала четыре сюжета с участием героев этого фильма, которые составляют своеобразный «дополнительный выпуск» «Ну, погоди!», снятый на документальном материале. Кроме «Союзмультфильма» (на счету которого – 163 сюжета для «Фитиля») для киножурнала работали и мультипликаторы союзных республик: на Украине был снят 41 сюжет, на «Таллинфильме» - пять, на «Арменфильме» - четыре, по два – в Грузии и Казахстане. Для съемок порой привлекались даже кинематографисты других стран (например, Венгрии).
Мы выбрали только два сюжета из малоизвестной анимационной сокровищницы «Фитиля», но рассчитываем, что фестиваль «Белые Столбы» не в последний раз обращается к этому интереснейшему материалу. В программе будут показаны работы, созданные классиками мультипликации: Ф.С.Хитруком, Р.В.Давыдовым и Г.М.Сокольским.

Георгий Бородин



ПРОГРАММА «ПОЛОЧНОЙ» АНИМАЦИИ

ЖУРНАЛ № 2
СССР, «Союзмультфильм», 1940 г., ч/б, рисованный, 10 минут.

Автор сценария Михаил Коссовский
Оператор Михаил Друян
Композитор Александр Варламов

Сюжет «Рыболов»:
Режиссер Александр Иванов
Художники Геннадий Филиппов, Лев Позднеев, Борис Дежкин, Юрий Попов.

Сюжет «Редькин занят»:
Режиссер Дмитрий Бабиченко
Ассистент Александр Беляков
Художники А.Баженов, Д.Циновский


«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
СССР, «Союзмультфильм», 1949 г., цв., рисованный, 10 минут.

Автор сценария Александр Медведкин
Режиссер Ламис Бредис
Художник-постановщик Сюзанна Бялковская
Композитор Николай Пейко
Оператор Елена Петрова
Звукооператор Николай Прилуцкий
Художники-мультипликаторы Фаина Епифанова, Рената Миренкова, Вадим Долгих, Лидия Резцова, Федор Хитрук


ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПТИЦА
СССР, Творческое объединение «Экран», 1975 г., цв., рисованный, 10 минут.

Автор сценария Роза Хуснутдинова
Режиссер Анатолий Солин
Художник-постановщик Инна Пшеничная
Композитор Софья Губайдулина
Оператор Владимир Милованов
Звукооператор Людмила Улькина
Художники-мультипликаторы Светлана Сичкарь, Анатолий Солин, Елена Вершинина, Михаил Першин.


ЛЯМЗИ-ТЫРИ-БОНДИ – ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК
СССР, Творческое объединение «Экран», 1976 г., цв., кукольный, 10 минут.

Автор сценария Людмила Петрушевская
Режиссер Марианна Новогрудская
Художник-постановщик Галина Беда
Композитор Виктор Суслин
Оператор Эрнст Гаман
Звукооператор Виталий Азаровский
Художники-мультипликаторы Аида Зябликова, Валерий Шуленин


Из нескольких десятков российских мультипликационных фильмов, положенных на «полку» в 1920-80-е годы, сохранились очень немногие. Большинство примеров «полочной» анимации относится к 1920-40-м годам («пик» запрещенных фильмов российская мультипликация пережила в 1939-43 гг.). Наиболее известные из сохранившихся «полочных» рисованных картин этого периода – «Дядя Степа» Владимира Сутеева (1939) и «Скорая помощь» Ламиса Бредиса (1949). В более поздние времена цензура предпочитала выпускать неудачные или неугодные картины ограниченным тиражом либо перерабатывать их в процессе сдачи Главку. Поэтому анимационная «полка» в 1960-80-е годы пополнялась, в основном, за счет фильмов, снятых в союзных республиках. Однако в число запрещенных картин редко включается продукция студии «Мульттелефильм» творческого объединения «Экран» при Гостелерадио СССР. На телевидении процедура запрета фильма выглядела иначе, чем в системе Госкино: картина официально принималась и даже демонстрировалась на годовом отчете и на фестивальном экране, но запрещалась к показу в телеэфире (в кинопрокат продукция «Мульттелефильма» не попадала). В программу включены два наиболее интересных телевизионных фильма такой судьбы.

Георгий Бородин



Хотя аккредитация гостей и участников фестиваля уже закончена, для тех, кто хотел бы посмотреть какую-либо часть программы, будет возможность приехать в один из дней из Москвы на специальном автобусе (по крайней мере, в прошлые годы было так). Надеюсь, что аниматоры не потеряли интереса к истории собственного искусства. А значит - есть вероятность увидеться на гостеприимной территории Госфильмофонда!..

  • 1
Огромное спасибо за информацию.

Получается, что сама собой сложилась и программа "Неизвестный Хитрук" - "За день до нашей эры" и "Болтун-активист".

Как бы приуроченная к 95-летию.

Да, именно этих двух фильмов нет в коллекции самого Ф.С. "Эру" я ему давно обещал переписать, а "Болтуна" у меня на диске пока нет, я его смотрел в ГФФ на кинопленке.
Про 95-летие можно будет упомянуть во вступительном слове к фильмам, хорошая мысль.

А "Отелло" разве доступен?

Негатив "Отелло-67" хранится в Государственном центральном музее кино, но пока не оцифрован. Ищем возможности.

Есть ещё позитивная копия, но не очень хорошей сохранности, со склейками и затёртая.

Спасибо, Георгий, за реконструкцию истории мультипликации! Надеюсь, что когда-нибудь будет написана книга о неизвестных и восстановленных мультфильмах.

Очень заинтересовала программа "Неизвестный Норштейн". Хотелось бы увидеть эту совместную работу с Ф.С. Хитруком.
"Дети и спички", кстати, выложили какие-то умельцы в сеть, правда качество оставляет желать лучшего: http://norshtein.livejournal.com/113300.html

На фестивале, видимо, будем показывать этот фильм с кинопленки. Той самой, единственной, с "Союзмультфильма". Так что качество, надеюсь, будет лучше. А "За день до нашей эры" - пойдет в оцифрованном виде.

  • 1