george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Тарусские тайны

В ФБ набирает силу флешмоб «Моя первая Таруса». Видимо, к 25-летию ОРФАКа.

Сначала мне не хотелось в нём участвовать по принципу «все побежали – и я побежал». Но потом подумалось – а почему бы и мне не вспомнить то, о чём рассказать могу, наверное, почти только один я?

Я, конечно, понимаю, что разглашаю тайну и вторгаюсь в «святая святых», но ради юбилейного флешмоба…


Итак, первая «Таруса», 1996 год. Перед этим два года подряд – в 1992 и 1993 годах – годовые отчёты аниматоров России проходили в одном из залов Музея кино. Затем возникла пауза, и первый тарусский конкурс собрал все доступные фильмы за два года – 1994-1995. Поэтому программа была всё-таки богатая.

Система призов была построена по профессиональному принципу – как на «Нике»: «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа оператора», «Лучшая музыка», «Лучший рисованный мультипликат», «Лучший кукольный мультипликат». Соответственно было подобрано и жюри – по одному человеку от каждой профессии. В него вошли, помнится, А.П.Тимофеевский, В.Н.Зуйков, А.Б.Жуковский, Ш.Э.Каллош и другие мастера.

Единственным «чужим», присутствовавшим на последних заседаниях жюри, был я. Меня приставили, чтобы обеспечивать видеопоказ – включать, выключать, перематывать. Так что я был единственным свидетелем процесса.

На этих последних заседаниях выявилась главная сложность задачи жюри – «раскидать» достойные награды фильмы по номинациям. Это было не так-то просто. Часто при отличной музыке или недурном мультипликате сам фильм не представлял из себя ничего выдающегося. А наградить хотелось именно работы с достойным результатом. Члены жюри долго бились, чтобы уместить всё намеченное к награждению в «прокрустово ложе» регламента.

Наконец, уже ближе к концу, возник вопрос о «Коте в сапогах» Бардина. Фильм представлялся всем вполне заслуживающим награждения, осталось решить – «за что». Выяснилось, что вакантна награда «За лучший кукольный мультипликат». Жюри довольно переглянулось – почему бы и нет? – и взоры обратились к Сергею Олифиренко. За кукольный мультипликат в жюри «отвечал» он.

Олифиренко вздохнул и сообщил, что награждать там не за что. «Я этих девочек знаю, девочки очень талантливые, и мне самому непонятно, почему они так слабо сработали» - резюмировал он.

С этим мнением пришлось считаться. В результате другого места для «Кота в сапогах» в регламенте не нашли, и картину не наградили вообще ничем. Что, насколько мне известно, страшно оскорбило Бардина, который с тех пор прекратил предоставлять свои работы в конкурс фестиваля, в лучшем случае – только для информационного показа.

Ещё более занимательная история произошла с картиной Ольги Флоренской «Рассказ о чуде из чудес». Она тоже безоговорочно была оценена как удача, и даже уже заняла своё место в черновике протокола жюри. Но…

Но тут восстал Шандор Каллош. Он произнёс прочувствованную речь, в которой сказал, что, как человек православный, не считает возможным награждать на РОССИЙСКОМ фестивале фильм, в котором обсирается Русская Православная Церковь.

Все очень удивились. Каллоша спросили, где именно в этой картине он такое увидел. Никто из членов жюри ничего подобного не заметил. Выяснилось, что композитор имеет в виду план, в котором механическая нога (главный герой фильма) пролетает над Петербургом, от неё отделяется пластилиновая капля, стекает по куполам храма (видимо, Спаса-на-Крови) и превращается в звёздочки.

Возникла бурная дискуссия. Каллоша старались убедить, что ничего оскорбительного для православия в этом кадре нет. Но он стоял на своём. Он не может себе позволить наградить такое глумление над православным храмом, тем более – исходящее от режиссёра, носящего столь значимую для каждого верующего фамилию, как Флоренский. Каллош был стоек и непреклонен, и ради своего решения готов был пойти на костёр.

В итоге все махнули рукой и решили «Рассказ о чуде из чудес» тоже не награждать. Так два ярких фильма не были отмечены на первой из «Тарус». А призовую систему через два года изменили.

Теперь, спустя 25 лет, это тоже становится историей…
Tags: Бардин, Таруса, приключения, современная анимация, фестивали, юбилей
Subscribe

  • Новая мифология

    Хароновирус Подземное царство Ковида Антитени ПатологоТанатом

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Актуальное

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments