george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Роман Качанов - 100

100 лет назад в Смоленске, в семье сапожника, родился Рувим Абелевич Качанов.



В одиннадцать лет он остался без матери, а отец и сестра погибли в годы немецкой оккупации Смоленска. В школьные годы Качанов учился в изостудии Дворца пионеров, в 1939 году был призвал в РККА, служил стрелком-радистом, летал на истребителях, в 1940-м пережил аварию и лечился в госпитале. Весной 1941-го поступил в МИИТ, с началом войны вновь призван в армию. Был инструктором парашютно-десантной службы ОМСБОНа (по другим данным – Харьковского военного авиационного училища), позже перевёлся на службу в киноотдел НИИ ВВС в Болшево. Выполнял прикладную мультипликацию, оживлял схемы и чертежи. В Интернете можно найти инструктивный фильм «Немецкие самолёты» (1943 г.), в титрах которого уже числится мультипликатором «сержант Качанов Р.А.».

Именно тогда Качанов впервые почувствовал желание работать в художественной мультипликации. Сам он описывал это так:

«Нам показали американский фильм, в котором рассказывалось о преимуществе автопилота перед ручным управлением. В фильм была вкраплена мультипликация.
В мозгу сидящего за штурвалом лётчика вдруг возникает дымящаяся на сковородке яичница. Самолёт начинает вилять, но вот яичница пропадает, и самолёт снова летит ровно. Затем в воображении пилота возникает образ переодевающейся девушки. Самолёт начинает петлять всё сильнее и сильнее и… врезается в гору. Но всё заканчивается почти благополучно. Лётчик лежит весь забинтованный, в гипсе, с подвешенными руками и ногами, а та самая девушка кормит его с ложечки, засовывая её куда-то в бинты. Она что-то говорит лётчику. Тот закашливается.
Эта наивная мультипликация повергла меня в изумление. Я подумал, как замечательно было бы, если бы я смог оживить собственные рисунки и шаржи».


Это было первое столкновение будущего мастера мультипликации Романа Качанова с преображением знакомой по собственному опыту реальности в рисованный сюжет. Позже ему доведётся познакомиться и с создателем той самой мультвставки – Оли Джонстоном, приезжавшим в СССР.

После демобилизации, в 1946 году, Роман Качанов поступает на курсы художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Учился на одном курсе с Борисом Степанцевым, Борисом Чани, Елизаветой Комовой, Налем Драгуновым и другими.

«Первым режиссёром, к которому я пришёл как мультипликатор, был Александр Иванов. Человек эмоциональный, умеющий воодушевить всех, кто с ним общался. Потом я работал у весёлых и жизнерадостных сестёр Брумберг, у техничного и мужественного Бредиса, у спокойного и рассудительного Сазонова, у приветливого Бабиченко. И, наконец, у загадочного Цехановского».

По отзывам коллег (Евгения Мигунова, Кирилла Малянтовича и других), в этот период Роман Качанов ещё ничем не выделялся среди других мультипликаторов и не проявлял особенных талантов. Даже напротив, с трудом справлялся с заданиями, не создав «ничего выдающегося». Положение Качанова на студии заметно укрепилось, когда он стал «эклеристом», работая мультипликатором у Цехановского, а с 1949 года – ассистентом режиссёра в группе у Атаманова. О методе «эклер» (ротоскопировании) Качанов отзывался так: «Некоторые клянут эту пору. Говорят, что этот метод принёс вред мультипликационному искусству. Возможно, что в каком-то смысле это так, но в то же время «эклер» принёс и несомненную пользу. <…> Мультипликаторы, переводя с плёнки на бумагу сыгранные <…> мастерами сцены, познавали тайны актёрского мастерства, жеста, артикуляции, постигали секреты движения».

Следующей ступенью профессионального роста для Качанова стала работа художником-постановщиком – сперва на картине Евгения Райковского и Владимира Дегтярёва «Храбрый Пак», а затем в группе В.И. Полковникова и А.Г. Снежко-Блоцкой. После завершения «Заколдованного мальчика», над которым Качанов работал в соавторстве с Л.И. Мильчиным и Г.С. Брашишките, он продолжает работать с Полковниковым на фильмах «Грибок-теремок» и «Шакалёнок и верблюд». Именно Полковникова Качанов считал одним из главных своих учителей. «У него я научился работе с художниками, с актёрами, композитором».

Однако настоящий вкус к актёрской работе с мультипликационным персонажем Качанов ощутил, перейдя в Объединение кукольных фильмов. Первой объёмной картиной, на которой попробовал свои силы Качанов, стал «Петя и волк» Анатолия Карановича, где Роман Абелевич был ассистентом режиссёра и мультипликатором. Для Карановича это был первый фильм, снятый с использованием преимущественно покадровой съёмки кукол, и он нуждался в профессиональной поддержке. «До сих пор помню то удовольствие, которое я испытал, когда увидел куклу, которую я оживил» - писал Качанов. Готовый фильм Качанова скорее разочаровал, но сам процесс работы с куклой уже захватил его, и в том же 1958 году Качанов при помощи писателя Финка создаёт сценарий «Старик и журавль» и предлагает его Карановичу как основу для первой совместной постановки.

Первая режиссёрская работа Качанова ничем не выделялась среди других кукольных лент «Союзмультфильма» того времени, хотя и была совершеннее «Пети и волка» по движению. Но именно на этой картине Качанов открыл для себя принцип «запланированного неудобства», который станет одной из отличительных черт его режиссуры:

«На озере, у берега, стоит лодка. В лодку садится старик. Сцену я снимал сам, и снял её следующим образом: ступив в лодку, старик ногой отталкивается от берега.
Когда мы увидели на экране снятую сцену, то были просто поражены, потому что увидели не куклу, а персонаж с характером, как живой. Так выразителен был этот простой штрих, незначительное движение ногой. То был мультипликационный «велосипед», но я его изобрёл сам».


«Старик и журавль», 1958 г.



Второй совместный фильм Карановича и Качанова был экспериментальным по технологии. В нём соединялись плоская шарнирная марионетка с элементами барельефной, полуобъёмной куклы. Это была первая работа такого рода на «Союзмультфильме», снятая по сценарию Назыма Хикмета. Кроме того, это была одна из первых попыток советских мультипликаторов раскрыть лирическую тему. Художнику-постановщику Владимиру Соболеву пришлось решать сложную задачу, добиваясь единства условного пространства с частично объёмными персонажами. Движение в картине тоже было условным, стилизованным. Эту смелую для своего времени работу оценили и за рубежом, присудив ей награды нескольких крупных фестивалей, включая Аннеси.

«Влюблённое облако», 1959 г.





Но Качанов параллельно со съёмками «Влюблённого облака» уже писал сценарий следующей постановки, где бы он смог развить найденный на «Старике и журавле» принцип актёрской выразительности. В основу была положена пьеса Георгия Ландау «Машенька и медведь» по русской народной сказке.

«Машенька и медведь» стала первой самостоятельной режиссёрской работой Романа Качанова. Художником-постановщиком по рекомендации Вадима Курчевского был приглашён Николай Серебряков, ранее в мультипликации не работавший.

«В фильме «Машенька и медведь» я провёл важный для себя эксперимент. Куклы были задуманы и выполнены без ртов, и вся нагрузка синхронности пала на жестикуляцию. Она получилась в фильме достаточно выразительной. Тут пригодился мой опыт работы с «эклером». Реплики были записаны довольно удачно. Медведя в фильме сыграл молодой ещё тогда Анатолий Папанов. Когда фильм был готов, я после просмотра спросил некоторых своих коллег, как им показалась артикуляция. Сказали, что всё было синхронно. Любопытно, что никто не заметил отсутствия ртов у персонажей. Таким образом я понял, что главное в реплике, в диалоге – это жест».

«Машенька и медведь», 1960 г.





В «Машеньке и медведе» можно увидеть все признаки будущих «зрелых» работ Качанова: отточенные характеристики персонажей, точно найденные мультипликаторами актёрские детали поведения героев (достаточно вспомнить медведя, смущённо теребящего деревянную «пуговицу»), удачное внедрение гэга в сцену, оживляющее действие. Казалось бы, режиссёр уже нашёл своё направление поисков, по которому и дальше следует двигаться, нащупал свой «конёк»… Однако в течение нескольких последующих лет Качанов вдруг резко сворачивает с этого пути, чтобы вернуться к нему уже во второй половине 1960-х.

(Продолжение следует)
Tags: Качанов, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • "Кто так сказал - не помню, но он знал, что говорил!" (с)

    На сайте ПроДетЛит - статья о Б.П. Дёжкине, написанная с использованием фрагментов из моего текста в сборнике, до сих пор никому недоступном. В…

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments