george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Роман Качанов - 100 (2)

Продолжение.

В течение первой половины 1960-х годов Качанов ставит подряд пять кукольных фильмов, адресованных самым маленьким зрителям – дошкольникам. В них он неожиданно начинает вести поиски в новом для себя направлении (близком, впрочем, тому, что они с Карановичем делали во «Влюблённом облаке»). Качанов, как и почти все режиссёры кукольной мультипликации того периода, занимается не столько оттачиванием актёрской игры, сколько поисками внешней образности куклы, возможностей её конструкции и фактуры.

Первой картиной такого рода стал «Новичок» - современная сказка по сценарию Георгия Балла. В нём Качанов вместе с художниками Вадимом Курчевским и Николаем Серебряковым выводят на экран необычного главного героя – трактор. Для мультипликаторов и конструкторов куклы такой выбор поставил непростую задачу: найти возможность одушевления подобного персонажа, сохраняя при этом его «механическую природу». При этом в «Новичке» нет ярких характеров и заметных актёрских достижений, да и темпоритм картины оставляет впечатление чрезмерной затянутости.

«Новичок», 1961 г.





В следующем, совсем коротком фильме, Качанов экспериментирует с фактурой. Основа простенького сюжета – сказка Валентины Осеевой, переработанная в сценарий Сюзанной Бялковской и Анатолием Сазоновым. Здесь Качанов вновь обращается к плоской кукле, а художник Николай Серебряков оформляет персонажи и декорации, используя самые разнообразные ткани. При этом марионетки в фильме не были «рассыпными» - они были выполнены на жестяной основе с использованием шарнирных сочленений. В какой-то степени эта картина предвосхищала поиски, которые велись позже в фильмах «Клубок» Серебрякова и «Времена года» Иванова-Вано.

«Обида», 1962 г.



В картине «Как котёнку построили дом» по сценарию Аркадия Тюрина Качанов продолжает развивать начатое в «Новичке». В фильме действует целая галерея персонажей из мира автомобилей и строительной техники – бульдозеры, экскаваторы, катки, грузовики. Кроме этого, новшеством являются декорации с использованием фотофактуры. Художниками на сей раз выступили Владимир Соболев и Алина Спешнева.

«Как котёнку построили дом», 1963 г.



Отчасти те же задачи решались режиссёром и художниками Евгением Медведевым и Алиной Спешневой и в картине «Алёшины сказки». В сценарии Георгия Балла и Геннадия Цыферова оживал мир детских игрушек, в том числе поезд и «семья» строительных кранов. В этой ленте Качанов впервые использует игровые фрагменты.

«Алёшины сказки», 1964 г.



Наконец, последним фильмом этого периода стала картина «Лягушонок ищет папу». В этой сказке Генриха Сапгира и Геннадия Цыферова, помимо интересных решений при создании кукол (художники – Владимир Соболев и сам Роман Качанов), привлекает озвучание героев, в первую очередь – работа Рины Зелёной. Кое-где имеются и любопытные находки мультипликаторов, например – передвижение лягушонка по воде на листе, как на самокате (подобно корове из фильма «Алёшины сказки»). Когда критики описывали наиболее яркие страницы творческой биографии Романа Качанова, они часто начинали именно с этого фильма.

«Лягушонок ищет папу», 1964 г.



Вскоре после завершения работы над «Лягушонком…» творчество Романа Качанова получает новый импульс. Он связан как с возвращением к решению актёрских задач, так и со счастливым обретением главного соавтора будущих работ режиссёра, ставших зенитом его успеха.

(Продолжение следует)
Tags: Качанов, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment