george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Мигунов: горизонты работы

Пока готовится ксерокс для копирования мигуновских рукописей, публикую приблизительный план и краткое содержание книг Е.Т.Мигунова, о которых шла речь. Чтобы был понятен объем и стало ясно, почему этот проект такой трудоемкий и "долгоиграющий". Итак,

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ СТРУКТУРА КНИГИ ВОСПОМИНАНИЙ
Евгения МИГУНОВА
«О, ОБ И ПРО…»


Глава 1. ДЕТСТВО (пролог)
Семья, двор, быт

Возможные приложения:
Записи дворовых игр, песен, эссе о трамвае, зарисовки местности, типов прохожих и др.


Глава 2. ШКОЛА. ВГИК (1939-41)
Одноклассники, педагоги, поступление в институт, преподаватели, знакомство с П. и А.Сазоновыми, А.Радаковым; юношеские театральные опыты

Возможные приложения:
Статьи и стихи, посвященные одноклассникам по МОПШК


Глава 3. ОПОЛЧЕНЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ (Лето 1941)

Возможные приложения:
Статьи об ополчении ВГИКа, дневниковые записи о получении звания ветерана ВОВ


Глава 4. ИНСТИТУТ (1941-43)
Практика на «Союзмультфильме», знакомство с Б.Дежкиным, эвакуация студии, учеба в Алма-Ате, быт, защита дипломов, возвращение в Москву

Возможное приложение:
Статья об А.Птушко


Глава 5. «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ» (1943-45 и позже)
Увлечения и романы, съемки «Краденого солнца» и «Зимней сказки», дружба с Б.Дежкиным и В.Сутеевым, борьба с космополитизмом, работа в фоновом цехе, женитьба, эссе о жене

Возможные приложения:
Выдержки из личного дела, др. документов


Глава 6. «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ» (1945-58)
Работа с сестрами Брумберг (знакомство с С.Образцовым, Б.Ливановым, М.Яншиным, С.Мартинсоном и др.), В.Сутеевым, М.Пащенко, А.Ивановым (контакты с М.Вайнбергом и С.Михалковым), Л.Амальриком и В.Полковниковым


Глава 7. СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМОВЦЫ
О Ф.Хитруке, Л.Мильчине, В.Котеночкине, Н.Эрдмане, Р.Давыдове, Р.Качанове, Н.Воинове, Д.Бабиченко, К.Ротове, А.Варламове, В.Попове, Б.Степанцеве, М.Цехановском, Г.Милляре и др.

Возможные приложения:
Рассказы для сборника «Маргинальная мультипликация»


Глава 8. СОЗДАНИЕ КУКОЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (1953-54)
Знакомство с Карандашом (М.Румянцевым), С.Этлисом, М.Мееровичем

Возможные приложения:
Документы о производстве кукольных фильмов, изобретениях; разработка сценария «Лыжная прогулка»; документы по фильму «Карандаш и Клякса…»


Глава 9. АРКАДИЙ РАЙКИН (1956-57)
Работа над фильмом «Знакомые картинки» и нереализованными сатирическими картинами.

Возможные приложения:
Сценарии и тексты для киножурнала «Дятел», предложения о реорганизации производственного процесса, хроника создания «Мультипликационного Крокодила»


Глава 10. ПОСЛЕДНИЕ РАБОТЫ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ (1959-60)
Работа для С.Образцова и А.Довженко, переработка картины «Вернулся служивый домой», контакты с С.Юткевичем, Н.Богословским, И.Ильинским, история фильма «Маяковский – по бюрократам» и увольнения с «Союзмультфильма»

Возможные приложения:
Творческие «манифесты», письма и документация о трудностях работы в сатирическом жанре, документы по фильму «Маяковский – по бюрократам», приказ об увольнении и др. документы, нереализованные сценарии конца 1950-х годов


Глава 11. «КРОКОДИЛ», «ДИАФИЛЬМ» И ДРУГИЕ (1961-1990-е)
О работе в книжной и журнальной графике, в т.ч. с В.Ардовым, Б.Ефимовым, И.Семеновым, Е.Горяевым, Л.Самойловым, Е.Шукаевым, Ф.Кривиным, Е.Велтистовым, Киром Булычевым, А.Ремезовым, М.Семеновым и др.

Возможные приложения:
Статьи и записи о В.Дубове, документы и записи о работе для «Диафильма», о разработке типажа «Миши Олимпийского», черновые варианты записей о карикатуре


Глава 12. БОЛЬНИЦА (1966)
О болезни, ампутации и протезировании

Возможное приложение:
Разработки протеза, чертежи


Глава 13. КОГДА НЕ КЛЮЕТ…
О рыбной ловле

Возможное приложение:
Рассказ «Два раза на охоте», записи о котенке.


Глава 14. АССОРТИ
О творческом вечере в кинотеатре «Фитиль», о жизненных совпадениях, о кулинарии, знакомстве с примадоннами Театра Оперетты, о книге И.Боярского, знакомстве с Ю.Норштейном и съемках для программы «Анимация от А до Я», о партийных преподавателях 1940-50-х гг., джазе, степе, записи «Запоздалое открытие», «Рассказ Бородяева», «О неизвестных страницах творческой жизни», «Розовый мускат», «О Ма-Джонге», «Дача Горького», «Отделался легким испугом», «О барьере времени» и др.


Глава 15. ИТОГИ (эпилог)
О везении

Возможные приложения:
Биографическая, фильмографическая, изографическая и библиографическая справки


Составил Георгий Бородин


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
сборника эссе
Евгения Тихоновича МИГУНОВА
«РИСОВАННОЕ ЛЕКАРСТВО»


1. «Рисованное лекарство». Заметки о карикатуре.
2. «Портреты в квадрате». Заметки о шарже.
3. Фрагменты рукописи «Где живет Баба-Яга?» об эстетических проблемах анимационного кино.
4. Статьи, эссе, конспекты выступлений: «О поисках новых изобразительных средств в мультипликации», «С точки зрения живого покойника», «Юмор в книге и книга в юморе», «Иллюстрирование фантастики», «Карикатура и мультипликация», «Образец созидательной критики», «В защиту Васи (Кто карикатурист, а кто – нет)» и др.
5. Выдержки из тетрадей «О, об и про…» - об эстетике изобразительных искусств, о ритме, цвете и тоне, контуре и пятне, о «равнообусловленности»; анализ произведений кинематографа и графики, психологии творческого процесса и зрительского восприятия художественного изображения и мн. др.


Составил Георгий Бородин.


Евгений МИГУНОВ

РИСОВАННОЕ ЛЕКАРСТВО
(Развернутое оглавление)


АННОТАЦИЯ (обращение к редактору)

ПРЕДИСЛОВИЕ (о неисследованности вопроса)

ВВЕДЕНИЕ (термин, определение специфики, гиперболизация)
Юмор и сатира (границы и сходства); оптимистичность карикатуры
Стимулы интереса к карикатуре (о психологии восприятия критической ситуации)

ТИПОЛОГИЯ КАРИКАТУРЫ (принципы классификации: амплуа; карикатура-диалог, мистификация, анахронизм, гротеск-фантазия, метафора, басня, плакат, «клеймо», «праздник», комикс, парадокс, разъяснение, пародия, каламбур, «псевдонаивность», шарж)

ОБЩИЕ ЖАНРОВЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (выразительность, убедительность, достоверность)
Образ, образность (типизация и обобщение)
Обобщенность и конкретность образного воплощения
Смысл и чувства
Главное и второстепенное (отбор, критерии)
Степень буквализации изображаемого
О воплощении фантазии (правдоподобие фантастического, общность, логика, прием, равнообусловленность; способы сохранения двойственности изображаемого)
Плоскостность и пространственность (противоречия и их разрешение)
Изображение – кодовая система
Отображение и обозначение динамических проявлений

СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ

Средства выражения (композиционные принципы, равновесие, динамика и статика)
Мизансценировка
Особенность конструирования персонажа (намеренность деформации)
Поза и жест
Мимика и артикуляция
Изображение движения в статичном рисунке
Характеристика образа. Ансамбль и равнообусловленность (конкретизация и обобщение)

Изобразительные средства
«Лабораторное оборудование»
Профессиональные и ремесленные приемы (первичное представление и реализация, «вдохновение» и воплощение)
Работа над оригиналом (цвет и контур, ограничение в средствах, материалы)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КАРИКАТУРЫ
Роль контура в карикатуре (контур, абрис, силуэт – определения, функции)
Контурные трактовки: (характеристики, применение)
Монотонный контур
Акцентированный контур
«Шерстистый» («веревочкой») контур
«Контурно-штрихотоновая» манера
Каллиграфический контур
«Кистевой» живописный контур
Другие приемы и способы комплексного графического выражения
Карикатура в «материале» (офорт, гравюра и др.)
Аппликация и коллаж
Бесконтурные и живописные решения
Тоновые решения карикатуры
О масштабности штриха
Общие закономерности контурных проявлений в карикатуре
Цветорешение карикатуры (основа и нюансировка, сочетание с контуром, штриховка, прорисовка и раскраска, верстка)
Условное цветорешение
Цвет и цветовое «подкрепление»
Интенсивность цвета. Контрастность (примеры, опыт «Крокодила»)
Карикатура и литература (текст в карикатуре)
Литература – соучастница карикатуры
Литература – соперница
О размерах произведений карикатуры (масштабность, деталировка)
О верстке

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА И ВОСПРИЯТИЯ

Психология творческого процесса карикатуриста
Подсознательное и сознательное. «Вдохновение» («право- и левополушарность», зрительная и словесная формы, схема «творческого открытия»)
Процесс рождения образа в карикатуре
Непрерывность и этапность (эскиз и результат, оценка в процессе работы и по ее окончании)
Завершенность произведения (критерии)

О психологии зрительского восприятия
Вкусы и предпочтения (литература и зрелище, недосказанность, определение вкуса, «средний вкус», смех и его причины)
Чувство юмора. Чувство меры (определение, природа оптимизма)
Карикатура для детей? («Веселые картинки»)
Чувство юмора и профессия

Об эмоциональности восприятия
Механизм возникновения эмоций
Комическое в карикатуре
Ситуация и смысловой аспект
Пластика и физический аспект
Узнаваемость и типичность
Неожиданность и новизна. Догадка
Смех «за компанию»

СТИЛЬ. МАНЕРА. ШТАМП. ШАБЛОН
Стиль (определение, характерные особенности), эклектика
«Интуицио» и «рацио»
Манера
«Кризис жанра» (исчерпанность простых решений)
Стремление к оригинальности выражения (вкусовые изменения)
«Чистота стиля» (равнообусловленность)
Порядок и хаос (предсказуемость графических приемов, эстетика и эмоциональность восприятия)

ЭСТЕТИКА КАРИКАТУРЫ
Красота и гармония (определения, «золотое сечение», причины)
Красота и карикатура (необходимость комического, смешное и серьезное, форма и содержание)
Реализм и карикатура (соответствие формы и содержания)
«Модерн» в карикатуре 80-х (тенденции к иррациональности)
О границах жанра (новые формы)
Определение понятия жанра
Истоки сюрреализма. Овеществленная галлюцинация (патологичность)
Противопоказания и «табу»
Смежный жанр. Карикатура и мультипликация (плоскость и пространство экрана)
О традициях и новаторстве

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСКУССТВА КАРИКАТУРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Рисованное лекарство»

На всякий случай опубликую еще выдержки из двух заявок на получение грантов для издания этих книг. Заявки оформлялись много лет назад, грантов я не получил, но там чуть подробнее изложено содержание и красиво расписано обоснование значимости этих работ.

Из заявки на грант для подготовки сборника воспоминаний Е.Т.Мигунова:

Цель проекта. Публикация мемуарных записок режиссера и художника Е.Т.Мигунова – редчайших материалов по истории советского кино, журнальной графики и карикатуры. Повышение интереса к изучению традиционной советской мультипликации как у киноведов и других исследователей, так и у всех интересующихся кинематографом читателей.
Содержание проекта. Художник-постановщик, кинорежиссер, художник-иллюстратор, карикатурист, плакатист, Евгений Тихонович Мигунов родился 27 февраля 1921 года. Окончил ВГИК в 1943 году с дипломом художника и режиссера мультипликационного фильма, тогда же начал работу на киностудии «Союзмультфильм». Был ведущим художником-постановщиком студии, работал с режиссерами И.П.Ивановым-Вано, В.С. и З.С.Брумберг, М.С.Пащенко, В.Г.Сутеевым, А.В.Ивановым, Л.А.Амальриком и В.И.Полковниковым. С 1953 года – режиссер. Участвовал в возобновлении производства советских кукольных мультфильмов. В 1960 году вследствие конфликта с администрацией был уволен со студии и вынужденно оставил кинематограф. В дальнейшем работал в книжной графике и карикатуре. Сотрудничал с журналами «Веселые картинки», «Крокодил», «Мурзилка». Создал большое количество детских диафильмов. Имел опыт работы плакатиста. Иллюстрировал книги Ф.Кривина, А. И Б.Стругацких, Е.Велтистова и др. Последнее десятилетие – иллюстратор произведений Кира Булычева (И.В.Можейко). Член Союза Художников, Союза Кинематографистов и Союза Журналистов. Автор неопубликованных трудов по вопросам карикатуры, шаржа, методики традиционной анимации. В 1979-1990-е годы Е.Т.Мигунов вел записи в серии общих тетрадей (количеством более тридцати) под общим названием «О, об и про…». Тематически эти тексты представляют собой теоретико-искусствоведческие и мемуарные заметки, портреты коллег – кинематографистов, художников, писателей, композиторов и др., рассуждения на философские, общественно-политические, социальные, бытовые и иные темы, перемежаемые юмористическими отступлениями. Тетради «О, об и про…» - уникальное явление: подобного объема, характера и качества материалов об отечественной анимации и смежных с ней областях творчества больше просто не существует.
Основные темы, используемые при построении предполагаемого издания:
1) Воспоминания о детстве – жизнь и быт Москвы 1920-30-х годов, района Пречистенки.
2) Обучение в школе (в т.ч. воспоминания о детях высокопоставленных партийных руководителей – Сталина, Микояна, Каменева и др., о преподавателях – А.Перышкине, Е.Березанской и др.).
3) Годы обучения во ВГИКе – 1939-1943 (воспоминания о педагогах и экзаменаторах – Б.Дубровском-Эшке, Ф.Богородском, С.Козловском, И.Иванове-Вано, Л.Давиде, С.Эйзенштейне; о сокурсниках – Ю.Дунском, В.Фриде, Л.Мильчине, А.Сазонове, М.Виноградовой, Н.Граббе и др.; об эвакуации ВГИКа в Алма-Ату).
4) Участие в ополчении вместе с сокурсниками по ВГИКу – 1941 год.
5) Годы работы на киностудии «Союзмультфильм» - портреты В.С. и З.С.Брумберг, И.П.Иванова-Вано, А.В.Иванова, М.С.Пащенко, В.Г.Сутеева, Д.Н.Бабиченко, М.М.Цехановского, Ф.С.Хитрука, Б.П.Дежкина, Р.В.Давыдова, Р.А.Качанова, Н.В.Воинова, П.П.Сазонова и других, а также работа и знакомство с М.Яншиным, В.Качаловым, Б.Ливановым, С.Образцовым, Б.Моисеевым, И.Ильинским, С.Мартинсоном, Г.Милляром, М.Румянцевым, М.Мееровичем, Н.Богословским…
6) Создание Объединения кукольных фильмов на «Союзмультфильме» (1953 год).
7) Работа с А.И.Райкиным над фильмом «Знакомые картинки» и спектаклями.
8) Увольнение со студии, работа в журнале «Крокодил», книжной графике – с И.Семеновым, Е.Шукаевым, Л.Самойловым, А.Радаковым, Б.Ефимовым, К.Ротовым, С.Гороховым, Ф.Кривиным, Е.Велтистовым, Киром Булычевым и др.
Издание предполагается сделать цветным, иллюстрированным, с использованием редких фотографий, эскизов, кадров из фильмов, карикатур и книжных иллюстраций – как из архива автора, так и из фондов Музея Кино.
Уже опубликованные фрагменты рукописей Мигунова получили широкое распространение и завоевали популярность среди самых разных групп читателей.
Программа работ по проекту предусматривает отбор необходимых фрагментов, копирование и компьютерный набор избранных текстов рукописей, редактирование и корректуру, комментирование (с участием профессиональных киноведов), подбор и сканирование иллюстративного материала, работы по художественному оформлению будущей книги, написание предисловия; по возможности – составление максимально полной фильмо- и изографической справки об авторе.
Обоснование значимости проекта. Мемуарные записи Е.Т.Мигунова – единственное на сегодняшний день подробное описание лиц и событий, определявших развитие советской мультипликации в 1940-50-е годы. Тексты не имеют прецедентов как по литературному качеству, так и по содержанию. Большинство событий описывается впервые, многие портреты коллег не имеют аналогов. По живости, яркости и юмору изложения эти тексты – уникальное явление для нашей мультипликации, безусловно, одинаково захватывающее и для профессионалов, и для рядовых зрителей, неравнодушных к мультипликации. Это - популяризация традиционной советской анимации, не сводящаяся к избитым формулам о «доброте», «гуманизме», «пользе для малышей», «любви зрителей к «нашим мультикам»»; серьезный и в то же время увлекательный рассказ о профессии и времени, написанный с уважением к потенциальному читателю – явление новое для мемуарной и киноведческой литературы. Записи Мигунова должны открыть новую страницу в истории изучения нашего кино – серьезное и подробное исследование традиционной мультипликации СССР – то, что до сих пор в отечественном киноведении почти игнорировалось. Это особо актуально в настоящее время, когда интерес к советской мультипликации этого периода возникает и распространяется за рубежом – в Японии, США, Ирландии и других странах.
Ожидаемые результаты. Результаты издания предлагаемых материалов – подъем интереса к советской мультипликации и ее создателям – как в среде киноведов и профессионалов, так и среди зрителей. Повышение уровня обсуждения и анализа мультипликации 1940-50-х годов. Новый импульс для осмысления и освоения опыта советского кино молодыми кинематографистами.

Из заявки на грант для подготовки сборника эссе Е.Т.Мигунова:

Цель проекта. Публикация трудов режиссера и художника Е.Т.Мигунова об эстетике смежных жанров изобразительного искусства – карикатуры, шаржа, книжной иллюстрации, анимационного кино.
Содержание проекта. В 1979-1990-е годы Е.Т.Мигунов вел записи в серии общих тетрадей (количеством более тридцати) под общим названием «О, об и про…», составной частью которых были и заметки об эстетике изобразительных искусств – карикатуры, иллюстрации, шаржа, анимационного кино, диафильма; конспекты выступлений и статьи на эти же темы, оставшиеся неопубликованными.
Законченные и перебеленные автором в 1986 году работы «Рисованное лекарство» (о карикатуре) и «Портрет в квадрате» (о шарже) – охватывают широчайший спектр вопросов теоретического осмысления и практической методологии этих жанров. Так, строение «Рисованного лекарства» включает рассуждения о типологии карикатуры, ее общих жанровых закономерностях, средствах выражения и изобразительного воплощения, о психологии творческого процесса карикатуриста и восприятия карикатуры зрителем, об эстетике карикатуры, о стиле, манере, штампе и шаблоне. Труд включает и анализ работы с контуром и пятном ведущих советских карикатуристов, и сравнительный анализ смежных искусств (журнальной и книжной иллюстрации, сатирического анимационного фильма и т.д.), и методические рекомендации, и рассмотрение вопросов ансамблевого решения, степени буквализации изображения, его динамических проявлений, поисков типического, особенностей конструирования персонажа. Аналогичные вопросы поднимаются в «Портретах в квадрате» - работе, посвященной шаржу. Она включает и описание процесса работы над созданием произведений этого жанра его различных мастеров.
Труд о методике и эстетике анимации «Где живет Баба-Яга?» остался в рукописных черновиках, его методическая часть сегодня утратила практическое значение, чего нельзя сказать о вопросах эстетического решения анимационного фильма, также поднятых в этой работе.
Во всех записях Мигунова на подобные темы большое место уделяется проблемам «равнообусловленности» («равноусловности») всех составных элементов произведений этих искусств – вопросам, очень давно, серьезно и тщательно исследуемым автором.
Предполагается публикация под одной обложкой следующих работ Мигунова:
1) «Рисованное лекарство» - заметки о карикатуре;
2) «Портреты в квадрате» - заметки о шарже;
3) Фрагменты рукописи «Где живет Баба-Яга?» - об эстетических вопросах традиционной анимации;
4) Статьи, эссе и конспекты выступлений, в том числе: «О поисках новых изобразительных средств в мультипликации», «С точки зрения живого покойника», «Юмор в книге и книга в юморе», «Иллюстрирование фантастики», «Карикатура и мультипликация», «Образец созидательной критики», «В защиту «Васи» (Кто карикатурист, а кто – нет)» и др.
5) Выдержки из тетрадей «О, об и про…» - об эстетике изобразительных искусств, о ритме, цвете и контуре, о «равнообусловленности»; анализ произведений кинематографа и графики; психологии творческого процесса и зрительского восприятия художественного изображения и др.
Программа работ по проекту предусматривает отбор необходимых фрагментов, компьютерный набор авторских машинописных экземпляров законченных работ и избранных текстов рукописей, редактирование и корректуру, подбор и сканирование иллюстративного материала, работы по художественному оформлению будущей книги, написание предисловия; по возможности – составление максимально полной фильмо- и изографической справки об авторе.
Обоснование значимости проекта. Необходимость публикации предлагаемых материалов обусловлена сегодняшним состоянием анимации и исследуемых жанров изобразительного искусства – карикатуры, иллюстрации. Отсутствие представления об эстетических законах построения таких произведений очень заметно во многих современных работах. Это важное подспорье для практиков – карикатуристов, плакатистов, шаржистов, иллюстраторов, художников анимации – и теоретиков и исследователей этих жанров, новый шаг в осмыслении их специфики и места в системе изобразительных и пластических искусств. Работы могут очень помочь в выработке методики обучения начинающих художников и кинематографистов, тяготеющих к эксцентрике и юмору, особенно – при нынешнем отсутствии каких-либо разработок по этой теме.
Ожидаемые результаты. Книга должна сыграть важную роль и как методическое пособие, и как искусствоведческая работа. Возможно применение ее в образовательных учреждениях (изошколах, училищах и ВУЗах с соответствующим профилем обучения), для помощи педагогам. Ожидается подъем уровня эстетической грамотности новых поколений графиков и аниматоров.

Ну и, хоть этот проект пока отложен на дальнюю перспективу, все-таки вывешу план большого авторского альбома Е.Т.Мигунова. Объем его может быть и меньше заявленного, но спектр представленных работ должен остаться неизменным.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
юбилейного альбома к 90-летию со дня рождения
Евгения Тихоновича МИГУНОВА


Предисловие, вступительные тексты к разделам (ок. 20 стр.)

Раздел 1. Мультипликация. Эскизы, раскадровки, разработки движения, фоны, типажи, марионетки, фотографии деталей и конструкции кукол, кадры из фильмов, документы, иллюстрации к сборникам и брошюрам «Фильмы-сказки» и др. (ок. 50 стр.)

Раздел 2. Карикатура. Оригиналы, варианты, эскизы, неопубликованные работы (ок. 50 стр.)

Раздел 3. Шаржи. Работы для журналов, студийные и домашние рисунки, подарочные работы (ок. 10 стр.)

Раздел 4. Библиотека «Крокодила». Иллюстрации к произведениям Ф.Кривина, Н.Старшинова, А.Раскина, М.Владимова, В.Масса, А.Карасева и С.Ревзина, С.Швецова, В.Ардова (ок. 12 стр.)

Раздел 5. Диафильмы. Оригиналы, эскизы, варианты, кадры из диафильмов (ок. 30 стр.)

Раздел 6. Книжная иллюстрация. Иллюстрации к произведениям Н.Носова, В.Маяковского, Е.Пермяка, Я.Акима, Э.Мошковской, А.Шманкевича, Ю.Третьякова, С.Медынского, Г.Мамлина, М.Тарловского, Ю.Качаева, В.Лифшица, Э.Руссо, Э.Киселева, М.Разумневич, Б.Шаховского, Н.Лескова, русским народным сказкам, авторским книгам Е.Мигунова. Оригиналы, варианты, эскизы, макеты, обложки (ок. 50 стр.)

Раздел 7. Иллюстрированная фантастика. Иллюстрации к произведениям А. и Б.Стругацких, Е.Велтистова, Кира Булычева, А.Саломатова. Оригиналы, варианты, эскизы, макеты, обложки, неопубликованные работы (ок. 35 стр.)

Раздел 8. Научно-популярные издания. Иллюстрации и оформление книг К.Иосифова, Е.Велтистова и М.Барановой, В.Баркова, К.Домбровского, В.Демина, Б.Крыжановского, А.Мартынова и др. Оригиналы, обложки (ок.14 стр.)

Раздел 9. Журнальная графика. Работы для журналов «Веселые картинки», «Мурзилка», «Пионер», детских сборников, календарей и др. Оригиналы, варианты, эскизы, обложки, неопубликованные работы (ок. 35 стр.)

Раздел 10. Плакаты. Сатирическая, пропагандистская, рекламная тематика. Оригиналы, эскизы (ок.10 стр.)

Раздел 11. Заказные, оформительские и дизайнерские работы. Разработка типажа Миши Олимпийского, оформление грампластинок, серии «Библиотека «Крокодила», изданий «Домовой» и «Дело», журнала «Крокодил», обложек книг, газет, логотипы, эмблемы, пиктограммы, открытки, пригласительные билеты, титры игровых фильмов, эскиз памятника, дизайн и др. (ок. 45 стр.)

Раздел 12. Из неизданного. Работы из серии «Сказки-раскраски», рисунки по мотивам русских пословиц, эскизы иллюстраций к книгам Э.Фауса, И.Ильфа и Е.Петрова, М.Булгакова, наброски рисунков для авторской книжки «Забавный алфавит» (ок. 10 стр.)

Раздел 13. Для себя и друзей. Фотографии кукол, поделок, чеканок, масок, домашней утвари, рисунки для семейного круга, тарусские наброски, шуточные поздравления, «перестроечные» карикатуры, рисунки из тетрадей «О, об и про…» и др. (ок. 8 стр.)

Раздел 14. Фото. Фотографии Е.Т.Мигунова в быту, на работе, на отдыхе, с коллегами, родными и близкими. Фото могилы Е.Т.Мигунова и его творческого наследия (тетради «О, об и про…») (ок. 6 стр.)

Хроника жизни и творчества Е.Т.Мигунова, фильмография, изография (ок. 5 стр.)


Составил Георгий Бородин.

И еще одно. Поскольку некоторые участники уже выразили готовность работать над сайтом Евгения Тихоновича, я вывешиваю составленную мной (дилетантски) структуру этого сайта, каким он должен быть в идеале.

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ СТРУКТУРА САЙТА
Евгения Тихоновича МИГУНОВА


АНИМАЦИЯ: Эскизы, типажи, раскадровки, конструкция куклы, кадры из фильмов, афиши, титры игровых картин.
Структурируется по фильмам

КАРИКАТУРА: Оригиналы работ, типографские оттиски, эскизы, «дубли», наброски.
+«Перестроечные» карикатуры (не для печати).

ШАРЖИ: Оригиналы, эскизы, наброски, др.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Оригиналы иллюстраций, обложек, макетов, титулов, форзацев; наброски, варианты, «дубли».
Детская «сказочная» - Я.Аким, Э.Мошковская, Е.Пермяк, В.Лифшиц, Н.Носов и др.
«Реалистическая» - А.Шманкевич, Ю.Качаев, Ю.Третьяков, С.Медынский, Н.Носов, Э.Руссо и др.
Фантастика – А.и Б.Стругацкие, Е.Велтистов, Кир Булычев, А.Саломатов.
Научно-популярная – К.Иосифов, Е.Велтистов и М.Баранова, книги о кино (см.) и др.
Сатирическая – см. «Библиотека Крокодила», Ф.Кривин и др.

ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ: Оригиналы иллюстраций, копии с журналов.
«Веселые картинки»
«Пионер»
«Мурзилка»
Сборники
комиксы и др.

ДИАФИЛЬМЫ: Оригиналы работ, сканы с пленки, эскизы, «дубли».

ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРИОДИКИ: Оригиналы иллюстраций, «шапок», «виньеток»; варианты и т. п.
«Крокодил»
«Библиотека Крокодила»
«Домовой»
«Дело»
Газеты и др.

ЗАКАЗНЫЕ РАБОТЫ: Оригиналы, варианты, наброски
«Олимпийский Миша»
оформление грампластинок
пригласительные билеты
обложки
открытки
оформление игр
указатели, пиктограммы
эмблемы
эскизы памятника, и т.п.

ПЛАКАТЫ: Оригиналы, экземпляры, материалы, эскизы.
Сатирические
Детские
«Фестивальные»

КНИГИ О КИНО: Оригиналы работ - иллюстрации, обложки, др.
Карикатуры на темы кино
Научно-популярные издания
«Фильмы-сказки»

НЕЗАВЕРШЕННЫЕ И НЕИЗДАННЫЕ РАБОТЫ: Эскизы, наброски, черновики, др.
«Сказки-раскраски»
«Сказка о курносом слоненке»
«Забавный алфавит»
Иллюстрации к Ильфу и Петрову, Булгакову, и др.

СЕМЕЙНОЕ: Поделки, маски, куклы, шуточные поздравления, предметные раритеты (личные вещи, инструменты, чертежи).

ТАРУССКИЕ «ЭТЮДЫ»

ФОТОГРАФИИ

ТЕКСТЫ МИГУНОВА
Воспоминания
Эссе
Дневниковые записи, заметки из тетрадей «О, об и про»
Стихи
Рассказы
Публицистика
Сценарии мультфильмов и диафильмов
Разработки для журналов
Записи дворовых песен, бытовые зарисовки и др.

ДОКУМЕНТЫ
Техническая документация (о кукольной анимации, производстве диафильмов и др.)
Стенограммы худсоветов и редколлегий
Рабочая документация – приказы, заявления и др.
Переписка, в т.ч. с читателями
Предсмертные записи и др.

ВИДЕОФАЙЛЫ (монологи Мигунова)

О МИГУНОВЕ
Биографическая справка
Фильмография
Список публикаций
Изографическая справка
Хроника жизни и творчества
Статьи, воспоминания
Интервью Мигунова и др.


СТАРТОВАЯ СТРАНИЦА


КАРТА САЙТА

ГОСТЕВАЯ (ФОРУМ)

КОНТАКТЫ

НОВОСТИ (обновления)

ОБ АВТОРАХ САЙТА

ССЫЛКИ

ОБЪЯВЛЕНИЯ
О ссылке на сайт при копировании
Приглашение к помощи в издании альбомов, книг и организации выставок

Таким сайт мог бы быть в идеале. Разумеется, это возможно не сразу. Почти все предстоит оцифровать, сканировать, сфотографировать. Кое-что хранится не у меня, а у наследников, издателей, на «Союзмультфильме», в Музее кино и др. – придется договариваться. Видео с монологами Мигунова – у Ирины Марголиной, ее собственность. Сбор и поиски недостающего (тех работ, оригиналы которых отсутствуют в архиве) можно вести сообща, коллективно.
Оформление сайта желательно выдержать в «мигуновской» стилистике, с использованием его «фирменных» шрифтов и принципов оформления.
Кое-что в структуре сайта может меняться (например, по образу и подобию структуры альбома – см. выше)…

Надеюсь, теперь понятно, почему я один со всем этим не справляюсь... :)
Если такой объем работ никого не напугал, то на следующей неделе я рассчитываю получить первую порцию сканов с рукописей - и дать старт для их набора.
Завтра попробую опубликовать список уже осуществленных публикаций Мигунова - на бумаге и в Интернете.
Tags: Мигунов, книги
Subscribe

  • Непечатность

    …Об этой своей особенности я уже писал неоднократно. Вчера «коллекция» пополнилась, так что придётся повториться ещё разок – буквально тезисно: В…

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Мальчик, мальчик! Магазин закрывается...

    Поскольку у меня двухлетнего образовательного стажа нет, после принятия этого постановления я прекращу всякое информирование аудитории (в том числе в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Непечатность

    …Об этой своей особенности я уже писал неоднократно. Вчера «коллекция» пополнилась, так что придётся повториться ещё разок – буквально тезисно: В…

  • Актуальное

    ВОСКРЕСНЫЙ ЗВОНОК, или ПЛОХАЯ СВЯЗЬ Алё! Здоров! Ну, есть прогресс? Чего-чего? Опять воскрес?! Вот сука! Падла! Ну народ! Ни яд, ни голод не…

  • Мальчик, мальчик! Магазин закрывается...

    Поскольку у меня двухлетнего образовательного стажа нет, после принятия этого постановления я прекращу всякое информирование аудитории (в том числе в…