george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Угаров - 80 (2)

(Продолжение)


Над своим режиссёрским дебютом – сюжетом «Разгром» по стихотворению Э.Н. Успенского в третьей «Весёлой карусели» - Угаров работал, как он сам признавался, «на одном дыхании».

«Разгром», 1971 г.


Уже в первых работах Угарова определились некоторые черты его «почерка»: современное изобразительное решение, изобретательность и высокая степень озорства. Во втором сюжете – «Про чудака лягушонка» по сказке Геннадия Цыферова – к этому добавились гротесковые композиции кадра. В этой картине Угаров пробует работать с Альфредом Шнитке.

«Про чудака лягушонка», 1972 г.


В третьем сюжете – «Не про тебя ли этот фильм?» по стихотворению Михаила Романова «Не про тебя ли эта книжка?» - уже заметно влияние стилистики «Жёлтой подводной лодки» Джорджа Даннинга. Здесь Угаров впервые сотрудничает с композитором Владимиром Мартыновым, который надолго станет его постоянным соавтором.

Несмотря на изобразительную остроту, сюжет был принят на худсовете студии благосклонно, из него удалили лишь концовку с приходом мамы.

«Не про тебя ли этот фильм?», 1973 г.


В этих первых короткометражных работах определяются творческие пристрастия Угарова того периода: жёсткий и чёткий контур, яркие, броские цвета без полутонов, современное музыкальное оформление с использованием электроники. Киновед Владимир Семерчук отметил и характерные для Угарова сюжетные мотивы: «мотив «весёлого беспорядка», «весёлого разгрома», «весёлой кутерьмы»». «Здесь же намечена и общая модель его излюбленных эксцентрических сюжетов: от порядка, нормального состояния к беспорядку и обратно (в том случае, если «разгром» происходит лишь в воображении персонажа)».

В инициированном Анатолием Петровым мультжурнале для школьников «Весёлое звено» Угарову из трёх сюжетов (пионерской «передовицы», познавательного и развлекательного) достаётся третий, самый выигрышный. Сюжет-комикс «Смеситель» по рассказу Георгия Почепцова продолжает тенденции, заявленные в «Весёлой карусели».

Когда Госкино забраковало журнал, то при его переработке в фильм «Проделкин в школе» сюжет Угарова пострадал меньше остальных: на него наложили закадровое прочтение стихотворного текста Александра Тимофеевского и добавили финальный план. Перерабатывали фильм Угаров с Петровым вдвоём – Геннадий Сокольский должен был уезжать в отпуск и в «исправлении» картины участия не принимал.

«Смеситель», 1974 г.


В следующем году Угаров снимает свой первый сюжет для «Фитиля» «Секрет успеха», схожий со «Смесителем» характером контура.

«Секрет успеха», 1975 г.


Первый десятиминутный фильм Угаров снимает в 1976 году. Им становится знаменитая «Шкатулка с секретом» по «Городку в табакерке» Одоевского.

Этот замысел прошёл долгий путь трансформации. Не только в литературном сценарии Евгения Аграновича, но и в режиссёрском конфликт Полишинеля с Молоточками, Колокольчиками, Валиком и Пружиной был построен не на песнях, а на репликах. Сюжет был схож с традиционной дидактической сказкой о задаваках-деталях, задразнивших Полишинеля и поплатившихся за это. Однако Угаров при переработке шаг за шагом уходил не только от назидательности, но и от всякой рациональности, что станет для него одним из основных принципов. Последним шагом был перевод диалогов в стихотворно-музыкальную форму.

К этому добавились музыка Владимира Мартынова и изобразительное решение, явно восходящее к «Жёлтой подводной лодке» Даннинга. Хотя одним из художников-постановщиков фильма является Владимир Зуйков, но его вклад виден, пожалуй, лишь в оформлении титров. Все изображённые там типажи собственно в фильме были радикально переработаны.

«Шкатулка с секретом», 1976 г.



«…Я очень хочу уяснить для себя, что значит поэтическая сторона в мультипликации? Она ведь очень рациональна: всё продумывается заранее, рассчитывается до кадрика и – где же тайна? Где творчество? Где здесь могут возникнуть те иррациональные вещи, которые присущи поэзии?..
…Именно в этих материальных зрительных метаморфозах, видимо, и заключается какая-то непонятная поэзия мультипликации. Когда в кадре ощутимо, до реальности ощутимо меняется всё изображение. Это и есть поэзия…
И сколько раз за фильм обязательно думаешь: что я делаю, почему так сухо?.. На меня обращение к музыке всё время навевает грусть: не то я опять делаю, не то! Сколько сил уходит на рациональные вещи: чтобы всё было ясно, чтобы сюжет развивался логично. А на самое-то творчество уже ни времени, ни сил не хватает. Вот что самое страшное!
…Праздник бывает только тогда, когда что-то делаешь и можешь изменить, когда есть перспектива какого-то изменения. А когда фильм имеет такую технологию и сюжетно так построен, что менять ничего не нужно, - тогда скучно. Конечно, если фильм позволяет каждый день что-то искать и находить, - это и есть радость. Каждый день импровизировать, каждый день фантазировать, и лепишь, лепишь этот фильм… По кусочкам, по кусочкам. Конечно, это находка и радость. У кого-то она есть, у кого-то нет, а кому-то и не нужно».


Интересно, что попытки ухода от рациональности сочетались у Угарова с особенностями, отмеченными А.Ю. Хржановским: «…В высшей степени конструктивное мышление, а также идеальное чувство пропорций и ритма. Последнее он оттачивал, подвизаясь в качестве ударника в студийном ансамбле, игравшем на традиционных праздничных вечерах».

Процесс работы Угарова в те времена заставлял сильно нервничать директоров картин. Получив в руки материал и ознакомившись с ним, он как будто совершенно терял к нему интерес. Он ходил по гостям, слонялся по коридорам, общался с друзьями на отвлечённые темы, мог отправиться в бассейн – в течение всего отпущенного на работу срока. И только в самом конце садился и моментально делал всё сразу начисто. Для вызревания решения такой «период праздности» ему был необходим.

В 1977 году Угаров как сценарист и режиссёр создаёт по заказу Союзинформкино ролик «Рисованный мультфильм» («Спутник кинозрителя»). А в следующем, 1978-м – завершает работу над картиной «На задней парте» по собственному сценарию, написанному в соавторстве с Анатолием Петровым.

Для Петрова замысел «На задней парте» явно являлся попыткой реализации идеи познавательного кино для школьников, которую он планировал развить в серии сюжетов для «Весёлого звена». Оттуда же, из угаровского сюжета «Смеситель», были позаимствованы и типаж одного из главных героев – Бори Лейкина (в «Смесителе» он был Проделкиным), и сюжетный приём «рисованного двойника». Угарову тоже не была чужда познавательная «стихия» - по отзывам коллег, он отличался большой начитанностью и энциклопедическими знаниями. Но картина (изначально имевшая подзаголовок «фильм для детей и идиотов») ему была интересна ещё и взаимоотношениями главных героев – Лейкина и Знайкиной, которые со временем занимали в сюжете всё более важное место.

Художником-постановщиком «Задней парты» стала Елена Пророкова. К ней была прикреплена и Людмила Кошкина, находившаяся в то время без работы. Сперва она исполняла, скорее, функции ассистента художника, позже её роль выросла до второго художника-постановщика. Кошкина, обладая «жёсткой рукой», занималась контролем работы с контуром, который в фильме был весьма непростым.

«На задней парте», 1978 г.



В том же году Угаров снимает, видимо, лучший свой сюжет для «Фитиля» - «Счастливый конец». Здесь, как и в «На задней парте», они с художником Александром Горленко применяют в одном из кадров стилизацию под гравюру, а Угаров остроумно решает задачу демонстрации изменения настроений героини (через характер её причёски) и находит замечательную пантомимическую «формулу отчаяния», с которой она решает расстаться с жизнью.

«Счастливый конец», 1978 г.


В конце 1978 года Угаров завершает свой последний сюжет для «Весёлой карусели» - «Бабочка и тигр». Уже в этот период он стремится уйти от традиционного для себя изобразительного подхода, желая сделать рисунок более «нежным». Однако художник-постановщик Елена Пророкова настаивает на собственном решении, и Угаров принимает его.

«Бабочка и тигр», 1978 г.


В 1979-м Угаров (вновь с участием Пророковой, которой он теперь полностью доверял) ставит свой последний сюжет «Фитиля» - «Собачья радость».

«Собачья радость», 1979 г.


Наконец, в 1980-м выходит продолжение картины «На задней парте», созданное тем же составом съёмочной группы, что и первый фильм.

«На задней парте. 2-й выпуск», 1980 г.



Эта работа подвела черту под первым периодом режиссёрской работы Угарова. Уже в следующем фильме он предстанет с совершенно неожиданной стороны…


Рисунок для журнала "Весёлые картинки", № 7, 1980 г.


(Продолжение следует)
Tags: Союзмультфильм, Угаров, анимация, юбилей
Subscribe

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…

  • Пащенко - 120 (2)

    (Продолжение) Начинался самый продуктивный период жизни М.С.Пащенко, когда почти каждая новая его работа вскоре после завершения получала статус…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…

  • Пащенко - 120 (2)

    (Продолжение) Начинался самый продуктивный период жизни М.С.Пащенко, когда почти каждая новая его работа вскоре после завершения получала статус…