george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Угаров - 80 (4)

(Продолжение)



…Первой работой «заказного» периода для Угарова стала картина «В поисках Олуэн».

«Кристмас Филмз» в это время было ещё не самостоятельной киностудией, а СП в структуре «Союзмультфильма». Первым из зарубежных предложений был заказ партнёров из Уэльса – экранизировать эпизод из кельтского эпоса «Мабиногион». Эта работа и досталась Угарову.

Нельзя сказать, что для него этот материал был органичен – в нём не было юмора, хотя и присутствовали сказочно-мистические элементы. Иронию Угаров привносил разве что с помощью гротесковых мизансцен. На картине работало три художника-постановщика: Лев Евзович, Игорь Олейников и Маргарет Джоунс. Олейников, как и в «Сапожнике и русалке», занимался фоновой частью, Джоунс разрабатывала типажи. Необычным было то, что рисованный мультипликат делали на «Союзмультфильме», а снимали в Великобритании, для чего весь материал переправляли туда из Москвы. Там же снимались и «перекладочные» планы.

«В поисках Олуэн», 1990 г.






В последующие несколько лет Угаров занимался постановкой короткометражных лент. В 1991 году он сделал как сценарист, режиссёр и мультипликатор фильм «Чарли». По-видимому, это был ролик для какого-то из международных кинофестивалей: такого рода заказы были частыми на «Союзмультфильме» в начале 1990-х. В следующем году, уже для студии «Кристмас Филмз», Угаров делает свою единственную работу в жанре фильма-притчи на экологическую тему – «Просветление». Этот микрофильм, длящийся примерно три с половиной минуты, на самой студии найти не удалось – в цифровой базе «Кристмаса» он отсутствует. Сохранился он лишь в виде копии с VHS, весьма низкого качества. Интересен он тем, что это первая картина Угарова, где функции художника-постановщика исполнял единолично Игорь Олейников. В течение последующих лет альянс Угарова и Олейникова даст немало замечательных плодов.

«Просветление», 1992 г.


…Идея проекта серии анимационных фильмов по мотивам классических опер изначально принадлежала Н.Е. Головановой. С ней она пришла к продюсеру «Кристмаса» Елизавете Бабахиной. Голованова сама собиралась поставить картину по «Волшебной флейте» Моцарта по собственному сценарию, оригинально трактующему сюжет и рассчитанному на участие художника-постановщика Владимира Зуйкова. Однако, когда Бабахина заинтересовала этим замыслом британских партнёров, те из двух проектов – фильма Головановой по эскизам Зуйкова и фильма Угарова по эскизам Олейникова – выбрали именно второй вариант. Так началась работа над «Волшебной флейтой».

Это, безусловно, был «угаровский» материал. Здесь присутствовало всё, что он ценил: «несерьёзная» мистика, юмор, налёт эротизма, отсутствие дидактики, почва для изобразительного гротеска. Работа над картиной велась увлечённо и азартно, в ней множество чисто «угаровских» режиссёрских находок, частью – перешедших из предыдущих постановок, частью – повторённых в последующих.

В этот период возможностей для импровизации у Угарова было значительно меньше, чем на «Союзмультфильме»: в рамках совместного производства он часто имел дело с заранее утверждённым иноязычным сценарием, с весьма жёстким контролем над производством со стороны заказчика. Однако степень его увлечённости в большей мере диктовалась всё же материалом. Задачу художнику-постановщику он объяснял словесно, в подготовительном периоде рисовал редко. Раскадровку собирал поэпизодно, используя для неё готовые компоновки художника-постановщика. Зато практически во всех фильмах Угаров сам выполнял львиную долю мультипликата.

«Волшебная флейта», 1994 г.







На фестивале «Крок» после просмотров конкурсной программы устраивались пресс-конференции, где журналисты и коллеги могли задать вопросы авторам картин. После показа «Волшебной флейты» Угарова кто-то спросил, как ему работалось с англичанами. Угаров, перед этим замечательно проведя время в баре, смог произнести только одну фразу, повторив её несколько раз: «Ой, вы знаете, англичане – это такие тупые люди!»… Когда все отсмеялись, выражение «англичане – тупые люди» сделалась на фестивале того года, как бы сейчас сказали, «мемом».

Тем не менее, с британскими партнёрами Угаров работать продолжал. Следующей постановкой стало участие в «библейском проекте» - серии фильмов по сюжетам Ветхого Завета. Угарову достался миф о пророке Ионе. В нём, казалось бы, опять не хватало необходимого режиссёру юмора. Однако Угаров убрал избыточную серьёзность благодаря трактовке характера главного героя. Именно он стал «изюминкой» фильма, оживив древний сюжет.

«Иона», 1996 г.







После «Ионы» Угаров принял участие ещё в одном многолетнем проекте – «Анимированные сказки народов мира». Он экранизировал китайскую сказку «Волшебная кисточка».

Однако над этой постановкой он работал уже без особого азарта. Ни в сюжете, ни в сценарии ему вновь не хватало юмора и гротеска. Сказочная история, положенная в основу сюжета, была для Угарова слишком дидактичной. Хотя визуально фильм получился очень красивым (особенно – эпизод полёта на драконе, выполненный на бумаге цветными карандашами), удовлетворения он режиссёру не принёс.

«Волшебная кисточка», 1997 г.




«Волшебная кисточка» стала последней совместной работой Угарова и Олейникова. Хотя их пути ещё будут пересекаться, наступало время иных творческих альянсов…


(Окончание следует)
Tags: Союзмультфильм, Угаров, анимация, юбилей
Subscribe

  • "Кто так сказал - не помню, но он знал, что говорил!" (с)

    На сайте ПроДетЛит - статья о Б.П. Дёжкине, написанная с использованием фрагментов из моего текста в сборнике, до сих пор никому недоступном. В…

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • "Не в будущем, в этом веке!"

    Сегодняшняя новость – скорее радостная. Хоть и за свой счёт, но удалось-таки приобрести экземпляр двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments