?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Рейтинг
Билибин1
george_smf
Подведены итоги рейтинга, устроенного Суздальским фестивалем. Отобраны 120 «лучших» фильмов за 100-летнюю историю отечественной мультипликации. Результаты опубликованы здесь:

http://animator.ru/index.phtml?p=show_news&nid=1525

Глядя на итог этой затеи, я еще больше убеждаюсь в своей правоте. Когда-то я отказался участвовать в процессе голосования, и не жалею об этом. И не столько потому, что мероприятие устраивалось малоуважаемым мной фестивалем, сколько потому, что был против самой идеи.

Давайте посмотрим, что в итоге получилось. Проанализируем список.

Первое, что бросается в глаза, - заметный перекос в количестве картин 1990-2000-х годов при практически полном отсутствии фильмов 1920-40-х годов. Не потому, что последние так уж сильно устарели. А потому, что в той среде, которая определяла результат, эти фильмы не на слуху. Они не «раскручены», в отличие от работ последних двадцати лет, гораздо лучше известных завсегдатаям фестивалей.
Из фильмов 1920-х годов в списке – только «Почта». Да и то – под вопросом. Потому что неясно, какая именно «Почта» имелась в виду. С одной стороны, в датировке указан 1929 год, с другой – авторами значатся Михаил и Вера Цехановские, а Вера Всеславовна была соавтором «Почты» 1964 года, но никак не 1929-го.
От 1930-х годов «делегатов» в списке нет вовсе. В итоге там нет ни «Катка», ни «Самоедского мальчика», ни «Царя Дурандая», ни «Обиженных букв», ни «Винтика-Шпинтика», ни «Они и мы», ни «Смотри в корень», ни «Органчика», ни «Квартета», ни «Лимпопо», ни «Мойдодыра»… Нет НИ ОДНОГО фильма Птушко, даже «Нового Гулливера», «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Золотого ключика». Ни одного фильма Левандовского (даже «Серебряного дождя» и «В кукольной стране»). Ни одного фильма Владимира Сутеева (даже «Шумного плавания» и «Дяди Степы»). Ни одной картины Сектора цветного кино «Ленфильма», даже «Джябжи» и «Сказки о глупом мышонке».
В послевоенные годы – почти такая же «зияющая пустота». Не попали в список ни «Зимняя сказка», ни «Пропавшая грамота», ни «Песенка радости», ни «Федя Зайцев», ни «Цветик-Семицветик».
И далее – та же картина. Огромного количества хрестоматийных фильмов, без которых невозможно представить себе нашу мультипликацию, вы не найдете среди «лучших». Нет «Когда зажигаются елки», «Лесных путешественников», «Непослушного котенка», «Кошкиного дома», «Дедушки и внучка», «Чудесницы», «Кораблика», «Волшебного магазина», «Острова ошибок», «Диких лебедей», «Конца Черной Топи». Можно сказать, что это все не влезло бы ни в какой список. Потерпите, я к этому и веду…
Продолжим. Нет «Бани» (!), «Мира дому твоему», «Больших неприятностей» (!), ни одного из выпусков «Веселой карусели», нет «Скамейки», «Акционеров», «Потерялась внучка», «Катерка», двух шедевров Степанцева – «Окна» и «Щелкунчика», «Бобика в гостях у Барбоса», «Верните Рекса», «Кота-рыболова», «Про бегемота, который боялся прививок», «Пса в сапогах», «Тигренка на подсолнухе», «Мастера из Кламси», «Василисы Микулишны», «Вани Датского», «Поезда памяти», «Не в шляпе счастье», «Бедной Лизы», «На задней парте», «Дела прошлого…», «Банкета», «Адажио»… Нет многих жемчужин, вышедших из-под руки В.Д.Дегтярева, в том числе «Козленка, который считал до десяти», «Новогодней сказки», «Как ослик счастье искал»… Такие плодовитые режиссеры, как Л.В.Носырев, Р.В.Давыдов, Г.Я.Бардин, А.Г.Снежко-Блоцкая, В.И.Пекарь – представлены каждый одной-единственной работой.
Больше того. Приглядевшись, можно заметить, что в списке нет ни одного фильма Александра Васильевича Иванова, ни одного фильма сестер Брумберг, Дмитрия Наумовича Бабиченко. Нет картин И.С.Аксенчука, даже «Орехового прутика»; Г.М.Сокольского, даже «Замка лгунов» (хотя вру – одна работа Геннадия Михайловича в списке есть, но без упоминания его имени: сделанный им совместно с Хитруком «Винни Пух и день забот»); В.А.Караваева (даже «Деда Мороза и лета» и «Возвращения блудного попугая»); А.П.Зябликовой (даже «Дома для Кузьки» и «Карманника»); Л.И.Мильчина (даже «Бабушкиного зонтика», «Будильника» и «Стойкого оловянного солдатика»); М.А.Муат (даже «Влюбчивой вороны»); А.Б.Караева (даже «Добро пожаловать!», «Жильцов старого дома» и «Сничей»); Н.И.Шориной (даже «Двери»); Г.С.Бариновой (даже «Когда песок взойдет» и «Льва и 9 гиен»); А.И.Федулова (даже фильмов «Разрешите пройти» и «Потец»); А.И.Солина (даже «Человека и его птицы»); С.М.Соколова (даже «Догады» и «Черно-белого кино»); Ю.А.Калишера (даже «Кто ж такие птички», «Большого секрета для маленькой компании» и «Новогоднего приключения»); Е.Т.Мигунова, Н.О.Лернера, В.П.Петкевича, Е.Ю.Пророковой, М.Н.Бузиновой и И.О.Доукши, С.А.Олифиренко, М.Б.Тумели, А.М.Демина. Все эти мастера не протиснулись в «прокрустово ложе» рейтинга. Их в «сотне лучших» нет.

Вопрос: ну, и зачем тогда все это было нужно?..

Вот тут-то и зарыта собака. Этот пост – не против тех, кто голосовал, или тех, кто считал. Уверен, что они делали это честно и добросовестно. Он – против самой идеи, самого принципа. Я не понимаю, зачем обеднять богатство, накопленное нашими аниматорами за 100 лет, суживая его до пяти-десяти-ста- и т.д. «the best»-произведений. В итоге все равно не могло получиться ничего иного. Мы в любом случае увидели бы список не «лучших», а наиболее «раскрученных», «канонизированных» фильмов. Причем – «раскрученных» в среде аниматоров, преимущественно молодых. Массовый зритель дал бы иной результат.
Мне это совершенно непонятно, так как я всю жизнь стремлюсь к обратному. Не сузить список лучших картин до какой-либо круглой цифры, а напротив, расширить его максимально, доказать, что блистательных анимационных фильмов у нас в «копилке» - не десять, не сто, и даже не пятьсот, а гораздо больше. Что мы богаче, чем думаем, просто не знаем об этом. И ради этого я стремлюсь вытащить на свет божий как можно больше неизвестного, незаслуженно забытого или несправедливо недооцененного. И фильмов, и имен.

И еще одно замечание. Я думаю (и говорил это, когда получал приглашение участвовать в «рейтинге»), что такая затея не только бессмысленна, но и преждевременна. Нельзя выбирать лучшее, не зная всего объема нашего наследства. До сих пор не восстановлены все трехцветные картины 1936-45 годов. А то, что уже восстановлено Николаем Майоровым, воскрешает зачастую совершенно неведомые шедевры (как, например, показанная год назад в Белых Столбах «Сказка о рыбаке и рыбке» Птушко). Впереди – восстановление предвоенных картин «Ленфильма». Не собрана еще полная коллекция анимационных сюжетов для «Фитиля», а сколько может оказаться там «открытий чудных»! И очень многое вроде бы известное и даже хрестоматийное по-прежнему остается вне поля зрения молодежи, так как игнорируется при изучении истории отечественной мультипликации, которая преподается до сих пор, извините, позорно, даже во ВГИКе. А пока не собрано и не осмыслено все наследие, рейтинговать рано.

А вообще-то я об этом написал очень давно. Вот в этом, несовершенном, но выстраданном стишке:


КРИК ДУШИ


Сколько лиц! Сколько тем! Сколько форм! Сколько цвету –
От истоков до «новой волны»!
Не рассыпьте, прошу вас, мозаику эту –
Анимацию Нашей Страны!

Проредить не пытайтесь руками своими
Эти заросли в джунглях кино.
Даже самое робкое, спорное имя
Есть фрагмент от большого панно.

Не бросайте его за окно, словно мусор,
Не найдя вам понятных заслуг.
И поверьте: неважно, кто вам не по вкусу –
Ковалевская или Хитрук.

Ведь Норштейн со своею Франческою даже
Ярче в общем букете цветут.
…А иначе реликты родного пейзажа
В Красной Книге потомки найдут.


Ночь на 4 июля 1997


  • 1
Как хорошо, что есть ты, Жора. Ты восполнишь пробелы. Ты будешь пропагандировать забытое искусство, выкапывать утерянные шедевры. Писать статьи, стихи, гневные отповеди и панегирики. Преподавать во ВГИКе и растить новое поколение своих учеников. И постепенно ситуация, возможно, изменится к лучшему. :)

Во ВГИК меня преподавать не пустят. А все остальное я, боюсь, не потяну в одиночку. Хотя и так этим по мере сил занимаюсь. "Один за всех"... :)

Совершенно с тобой согласна, Жор! Меня этот список тоже сильно огорчил, а сама бы я никогда не взялась составлять такой. Все равно, что выбрать единственно любимую книгу или стихотворение, даже писателя или художника. Неправильно все это как-то...

Ничего об этом не слышал, странная затея, не пойму зачем это?

Ну, там по ссылке есть "вводная", где они попытались объяснить, зачем. Но мне все равно непонятно. Ни киноведческого, ни социологического, ни практического смысла я в этой затее не вижу...

Жор, воспринимай это как популяризаторство, а не истину.

А чем подобные списки популяризируют анимацию? Какова технология популяризации? Ну, еще раз перечислить названия, которые написаны в каждом учебнике, у всех на слуху и на языке. А дальше что?

Странным образом этот список (по ЕГО правилам) оказался ещё и националистическим :(
Почему - не ясно.

У каждого, разумеется, имеются свои личные вкусы.
Но всё-таки, чёрт возьми, как было можно забыть кота Леопольда и КОАПП?!

Edited at 2012-01-30 05:35 am (UTC)

Не голосовала. Да мне никто и не предлагал.И вряд ли я смогла бы выбрать)))

Ну, Жора, не буду вновь спорить с тобой. Каждый всё равно при своём останется.

Так где этот таинственный список можно посмотреть? Везде только одни упоминания.

А где можно мультфильмы 30-х посмотреть?
Те же Смотри в корень, Мы и они и т.д.

Благодарю.

От этих фильмов Антоновского сохранились лишь небольшие фрагменты, которые я передал в Музей кино (теперь они в Госфильмофонде). Но даже по ним видно, какие это были незаурядные для своей эпохи произведения. Они все оцифрованы, и имеются у меня на диске.

  • 1