george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Вместо записи в Книге отзывов - 1

Сегодня вернулся с фестиваля «Белые Столбы – 2012».
В этот раз в пресс-центре фестиваля была организована Книга отзывов и предложений, в которой меня дважды просили оставить запись о впечатлениях, но я так и не успел этого сделать. Так что можно этот пост распечатать и вклеить в Книгу в качестве запоздавшего отзыва.

Фестиваль прошел в целом очень успешно. Было, пожалуй, две крупных накладки. Одна возникла еще в ходе подготовки и была связана с расселением гостей. Меня она, к счастью, не коснулась, хотя многие мои знакомые, в том числе namastescop, были вынуждены ездить в Госфильмофонд ежедневно из Москвы. Впрочем, это не остановило их в желании посмотреть фестивальную программу и пообщаться с участниками. Вторая накладка была связана с перегонкой фильмов фестивальной программы, и пришлась как раз на мой «сеанс». В результате пришлось прямо во время просмотра снимать с показа один из заявленных в каталоге фильмов. Слава богу, вина была не моя.

С погодой повезло. Бегать налегке по морозцу от гостиницы до фестивального киноцентра и обратно было истинным удовольствием. А вот сидеть в неотапливаемом зале – не очень, поэтому публика старалась не раздеваться, а организаторы несколько раз запускали тепловую пушку. Впрочем, к этому неудобству за годы фестивальной жизни завсегдатаи успели привыкнуть. Богатым было кулуарное общение. Были новые знакомства, проекты, приглашения в поездки и деловые предложения (пока неофициальные, конечно). Весьма много (как всегда) новой информации (например, о судьбе композитора Виктора Суслина). Пришлось проконсультировать нескольких гостей и дать два интервью (еще одно пообещал). В общем, впечатлений много.

Королем фестивальной программы, как и в прежние годы, был Николай Майоров. Его показам достались самые горячие аплодисменты и крики «Браво!». Почти все восстановленные им трехцветные мультфильмы я уже видел раньше в другом формате, и успел оценить и отметить и мастерство кукловодов 1930-х годов, и сложность уникальных панорамных съемок, и величину кукольных павильонов, и неосвоенность авторами многих законов эстетики детского кинематографа (что было преодолено в 1940-е годы). Впервые видел разве что рабочий материал к фильму «Завещание» - натурные съемки В.Лепко, положенные в основу кукольного мультипликата главного героя, и пару пробных черно-белых кукольных планов, снятых без декораций, очевидно – в качестве «пробы движения» (эпизода, для которого они предназначались, в фильме нет). Возможно, это были и учебные съемки. Было очень любопытно видеть, как натурная мимика и жестикуляция Лепко преображаются в процессе покадровой съемки, и еще раз убедиться, что «эклер» довольно редко использовался как слепое копирование, а гораздо чаще – как вспомогательный творческий прием. Кстати, любителям анимации сообщу еще одну интригующую подробность: «Завещание» - не единственный трехцветный мультфильм, по которому в Госфильмофонде сохранен рабочий материал…

Из программы стереофильмов, воссозданных Колей Майоровым, я ранее уже видел «В аллеях парка» (на конференции по стереокино в НИКФИ). А вот игровые «Налим» и «Алеко» (первый в мире стереофильм-опера) – были открытием. Малоизвестные роли Милляра, А.Попова, Мартинсона; попытки перенести на стереоэкран театральность оперного зрелища – все это, безусловно, заслуживало киноведческого внимания. Несмотря на некоторую «обрубленность» концовки «Налима» и затянутость и неестественность многих сцен «Алеко». После сеанса Колю в очередной раз зрители истеребили расспросами, а журналисты – просьбами об интервью. Самым частым вопросом (от которого не удержался и я) был вопрос о попугаях, летающих в русском лесу в чеховском «Налиме». Мне показалось, что Коля уже даже пресытился своим реставраторским всемогуществом, хотя в 2012 году у него в планах – воссоздание еще трех (как минимум) анимационных трехцветных картин, на сей раз – рисованных…

Очень неплохо смотрелась озвученная Колей Изволовым «Прекрасная Люканида». Озвучание и шумовое оформление, к удивлению, не испортили фильма, добавили зрелищу внятности и выразительности (особенно учитывая отсутствие титров). Голос Александра Негребы вполне органично вписался в картину. Ощущения «надругательства над классикой» не возникло. Все это косвенно подтверждает догадку Коли о принадлежности «Люканиды» к жанру кинодекламации…

Большой интерес вызвал показ очередной «порции» произведений Александра Ширяева, снятых преимущественно на 17,5-мм пленку, представленный Виктором Бочаровым. Программа включала и видовые съемки, и домашние сценки, и разыгранные перед камерой сюжеты, в том числе трюковые. Очень интересно было сравнивать варианты одних и тех же трюковых сцен, следить за изменениями сюжета, мизансцен, рождением новых авторских идей. Любопытны были съемки животных, с изучения которых, как предполагается, Ширяев и начал осваивать технику мультипликации. В частности, Ширяеву удалось то, что, по одной из версий, не удалось Старевичу: запечатлеть на кинопленку движения живых жуков-рогачей в аквариуме. Собственно мультипликационных сюжета было два: вариант сцены «Пьеро-художники» (проще, чем окончательный, снятый на 35 мм, но тоже изящный и вполне оригинальный) и танцевальный номер «Мулатка и клоун». Завершали программу танец «Матлот» в исполнении самого Ширяева и съемки его учеников в Вагановском училище 1920-х годов. Программа еще больше укрепила публику в почтительном, если не восторженном отношении к фигуре Ширяева, а Виктор Бочаров вполне заслуженно стал одним из четырех лауреатов фестиваля.

(Продолжение следует)
Tags: Старевич, Ширяев, анимация, мероприятия, сеансы, фестивали, юбилей
Subscribe

  • Мальчик, мальчик! Магазин закрывается...

    Поскольку у меня двухлетнего образовательного стажа нет, после принятия этого постановления я прекращу всякое информирование аудитории (в том числе в…

  • Книжные новинки

    Поскольку на книжных ярмарках я не имею возможности бывать уже около двух лет, пополняю библиотеку закупками в интернет-магазинах. Сегодня пришли…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments