george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Страутмане - 90 (4 часть)

В 1980-е гг. жизнь и работа Страутмане были омрачены разрывом с Александром Жуковским. Его уход и распад семьи, по воспоминаниям друзей и коллег, её очень подкосил. Кроме того, ей всё чаще доставались «проходные» постановки.

Одной из них был микрофильм «Финиш», снятый в 1983 году как отклик на актуальную в то время кампанию по борьбе за дисциплину.

«Финиш» (1983)


В том же году Страутмане ставит ещё один фильм в технике плоской марионетки – «Аттракцион» с довольно простеньким балаганным сюжетом. Сценарий его был написан Давидом Самойловым, а художником был приглашён карикатурист Сергей Тюнин, но несмотря на их участие, картину вряд ли можно отнести к ярким работам.

«Аттракцион» (1983)


Зато в следующем году появляется одна из самых удачных картин Страутмане – «Встречайте бабушку» по сценарию Александра Курляндского. В третий раз Раса Артуровна обращается к теме внимания к старшим и добивается успеха, сняв довольно тонкий и прочувствованный фильм, совместивший в себе сатирическую и лирическую краски. Художником этой кукольной картины вновь выступает Алексей Лярский.

«Встречайте бабушку» (1984)


1985-й стал для Страутмане «годом микрофильмов». Вместе с художником-постановщиком Игорем Макаровым она снимает фильм-притчу «Между небом и землёй» (используя технику фотоколлажа) и три коротких части микросериала «Полезные советы профессора Чайникова» по сценариям Эдуарда Успенского.

«Между небом и землёй» (1985)


Серия о Чайникове была посвящена полезным советам бытового характера и совмещала кукольные и рисованные фрагменты. Страутмане сняла фильм-заставку «Советы профессора Чайникова» и два сюжета: «Как важно беречь тепло» и «Как передвинуть шкаф», однако продолжать работу не стала, и остальные серии снимали в 1986 году другие режиссёры.

«Советы профессора Чайникова» (1985)


«Как важно беречь тепло» (1985)


«Как передвинуть шкаф» (1985)


Последней работой Страутмане на «Мульттелефильме» стал безобидный фильм для малышей «Дореми» по сценарию Генриха Сапгира. В этой обучающе-абсурдистской ленте о семи нотах для Страутмане было новым построение изобразительного ряда на визуальных трансформациях.

«Дореми» (1986)


После перехода редактора «Мульттелефильма» Эльзы Бабахиной на пост Главного редактора «Союзмультфильма» вслед за ней туда же перебираются несколько режиссёров с телевидения, в их числе – и Раса Страутмане. Так она вновь попадает на студию, с которой начиналась когда-то её работа в кино.

Здесь она с художником Юрием Исайкиным снимает ещё две картины по сценариям Давида Самойлова. Первая из них – рисованный «Таракан», в некоторых эпизодах которого применяется модный в те годы приём «тотальной анимации».

«Таракан» (1988)


Второй фильм был кукольным – «Летели два верблюда». Хотя героями сценария были известные персонажи радиосказок Самойлова – Слонёнок, Верблюжонок, Кот и Сурок, Страутмане строит картину совсем иначе, превращая её в пародию как на модную в те годы рок-музыку, так и на традиционную советскую «пионерскую песню». Симпатии режиссёра, вполне очевидно, находятся на стороне рок-музыкантов, а ретроград-Сурок выглядит откровенной издёвкой над Дмитрием Кабалевским. Юрий Исайкин создаёт для картины очень необычные гротесковые типажи, музыку пишет рок-гитарист Вадим Голутвин, а исполняет группа «СВ».

«Летели два верблюда» (1988)


Последней работой Страутмане на «Союзмультфильме» стал фильм «Секретная океанская помойка» из сериала «Подводные береты». Здесь вновь пересеклись их пути с Сергеем Тюниным – основным художником сериала.

«Секретная океанская помойка» (1989)


Вскоре после этого Страутмане уезжает в Латвию – там уже разворачивалось долгожданное национально-освободительное движение. В России её очень быстро забывают – в 1990-е годы вся культура советской мультипликации оказывается на обочине кинопроцесса, и о том, что существует такой режиссёр, как Раса Страутмане, молодое поколение аниматоров вряд ли подозревало. Когда в начале 2000-х годов я связался с ней, собирая информацию для своей книги, для Страутмане даже обращение «Раса Артуровна» было уже чем-то давно забытым.

В конце её жизни свобода, за которую она ратовала с молодых лет, обернулась к ней своей жестокой стороной. В Латвии развернулся процесс реституции, и хозяева дома, где жила Страутмане (или их наследники), выставили её на улицу. По свидетельствам её друзей, последние месяцы она прожила, фактически без крыши над головой, «на правах бомжа»…

Скончалась Раса Артуровна Страутмане 12 сентября 2009 года.

Надеюсь, что эти посты послужат кому-нибудь «черновиком» для написания её полноценной биографии…

Благодарю за помощь в создании этих постов Розалию Борисовну Зельму, Галину Ивановну Беду, Александра Павловича Тимофеевского, Нину Николаевну Виноградову, Володю Никитина и всех остальных.
Tags: Мульттелефильм, Союзмультфильм, Страутмане, анимация, юбилей
Subscribe

  • Правило жизни

    Если ты – приличный циник, То на всё навесишь ценник, Чтоб за каждый личный финик Был доплачен лишний пфенниг.

  • Сервис

    Смерть не останется в сторонке И всех обслужит без помарки: Кто с QR-кодом – в Коммунарке, А остальных – по удалёнке. А если впору в петлю лезть –…

  • Диалог с Небесами

    - Эй, Путин, ты умирать-то под Москвой собираешься? - Потерпи, я ещё Ближнюю дачу не достроил...

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Правило жизни

    Если ты – приличный циник, То на всё навесишь ценник, Чтоб за каждый личный финик Был доплачен лишний пфенниг.

  • Сервис

    Смерть не останется в сторонке И всех обслужит без помарки: Кто с QR-кодом – в Коммунарке, А остальных – по удалёнке. А если впору в петлю лезть –…

  • Диалог с Небесами

    - Эй, Путин, ты умирать-то под Москвой собираешься? - Потерпи, я ещё Ближнюю дачу не достроил...