george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Великий Пост и Великий Октябрь

Сходил в «Художественный» на программу православной анимации, приуроченную к Великому Посту.
Шел с целью посмотреть новые фильмы, которые вряд ли будут доступны в других местах. Откровений не ждал. Напротив, опасался увидеть работы, пораженные «православием головного мозга».
Программа оказалась интересной. Шедевров не было, но почти в каждом фильме были и удачные находки, и слабые места, и приятные открытия, и вкусовые проколы, чреватые сползанием в пошлость. Но меня заинтересовало не это. Я задолго до этого сеанса проводил тематические показы советских анимационных фильмов в «Актовом Зале» (на темы Великой Отечественной войны, Октябрьской революции, борьбы за мир, построения социализма и проч.). Эти программы, собранные мной когда-то, и всплывали в памяти. Особенно – ретроспектива фильмов о Великом Октябре и Гражданской войне. Очень уж много общего попадалось в поле зрения.
Например, и в том, и в другом случае при подходе к «сакральной» тематике авторы очень сдерживали себя в использовании гротескных красок и старались выдержать «возвышенно-пафосную» интонацию. В обоих случаях присутствовал пропагандистский элемент. И там, и там в ход шел определенный набор изобразительных и пластических штампов: в «революционных» фильмах – выстрел Авроры, штурм Зимнего, изображение Ленина, красная конница, белогвардейцы, сваливающиеся с крутого обрыва в пропасть, пламя, идеологическая атрибутика – красные знамена, пятиконечные звезды, серпы и молоты; в «православных» - лучезарные ангелы, сияющие иконы и кресты, «адские» драконоподобные змеи, благовестники-голуби, лики святых, русские боевые дружины, и т.д. И там, и здесь – частая ориентация на определенное стилистическое направление: в «революционных» лентах – на плакат, карикатуру, графику и живопись 1910-20-х гг.; в «православных» - на иконопись и средневековую книжную миниатюру. В обоих случаях – осторожность авторов в изображении святынь: ни Ленина в революционных картинах, ни иконы в православных аниматоры не осмеливаются двигать – «канон»!
Но и интересны в обеих программах – тоже одинаковые вещи. А именно: то, как разные режиссеры, находясь в этих рамках, проявляют свою индивидуальность в выборе нетривиальных сюжетных построений, стилистики, жанра. А самое интересное – когда авторы выходят за рамки канона, вообще избегая использования традиционных штампов или изобретая неожиданные формы подачи материала.
Может быть, именно такие фильмы и останутся в истории.
Спасибо goododd за интересное зрелище и повод для размышлений!
Tags: сеансы, современная анимация
Subscribe

  • Непечатность

    …Об этой своей особенности я уже писал неоднократно. Вчера «коллекция» пополнилась, так что придётся повториться ещё разок – буквально тезисно: В…

  • Мальчик, мальчик! Магазин закрывается...

    Поскольку у меня двухлетнего образовательного стажа нет, после принятия этого постановления я прекращу всякое информирование аудитории (в том числе в…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Непечатность

    …Об этой своей особенности я уже писал неоднократно. Вчера «коллекция» пополнилась, так что придётся повториться ещё разок – буквально тезисно: В…

  • Мальчик, мальчик! Магазин закрывается...

    Поскольку у меня двухлетнего образовательного стажа нет, после принятия этого постановления я прекращу всякое информирование аудитории (в том числе в…

  • Пащенко - 120 (3)

    (Окончание) Последний период творческой биографии Мстислава Сергеевича прочно связан с именем Бориса Дёжкина. После окончания «Лесных…