george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Приглашение на праздник

В воскресенье, 8 апреля, в 18.00, в Белом зале Дома кино состоится сеанс анимации.

8 апреля по юлианскому календарю – 26 марта. То есть сеанс состоится день в день со столетием российской анимации – именно 26 марта по старому стилю (как убедительно показано здесь: http://fox-of-zen.livejournal.com/43041.html) в 1912 году кинозрители впервые увидели отечественный мультипликационный фильм.

В такой знаковый день многие будут, видимо, ждать показа фильмов самых значительных, самых знаменитых, самых прославленных. Ждать «торжественного отчета» о том, что сделали российские мультипликаторы за эти 100 лет. Но организаторы вечера (namastescop и я) решили иначе.

Для показа мы отобрали то малоизвестное, забытое, неучтенное и считающееся утраченным, что обрело «вторую жизнь» благодаря архивным находкам киноведов последних пятнадцати лет. Многие из этих фильмов или фрагментов даже не упоминаются в каталогах и фильмографиях, большинство их нельзя найти в Интернете, а те, что все же доступны – традиционно находятся вне сферы внимания журналистов и даже многих исследователей. На сеансе будут показаны фильмы-невидимки, фильмы-призраки, фильмы-нелегалы, фильмы-«бомжи», если угодно. В отличие от настоящих бомжей, эти картины приятны для созерцания и достойны, по крайней мере, пристального внимания, несмотря на отсутствие «прописки» и «паспорта».

Казалось бы, зачем при изучении творческого пути режиссера или описании исторического процесса обращать внимание на вставки в игровые, документальные или научно-популярные фильмы (ведь это – всего лишь «презренные» прикладные работы)? Зачем обращаться к картинам заказным, к сюжетам для забытых ныне киножурналов, к ранним учебным «опусам», покоящимся в недрах студийных и вузовских фильмотек? Зачем искать следы незавершенных фильмов, рабочие материалы, не вошедшие в прокатные версии, авторские копии отцензурированных картин? Для чего откапывать экспериментальные ролики, выискивать информацию по фильмам, положенным на «полку», изучать документы по лентам, которые не сохранились, восстанавливать по кадру те работы, которые невозможно сегодня напечатать и показать обычным способом (за отсутствием технических возможностей)? Разве без всего этого нельзя писать историю мультипликации? Разве нам уже не известно все то главное, хрестоматийное, «этапное», что и определило историческое развитие этого искусства?

Оказывается, нет. Оказывается, среди такого неучтенного и забытого материала рассыпано множество сокровищ, которые заставляют совершенно иначе оценивать и рассматривать исторический процесс, расставлять приоритеты. А без некоторых картин, как выясняется, невозможно было даже мало-мальски достоверно описывать целые исторические эпохи в развитии мультипликации. Среди этих «маргинальных» или недоступных работ есть безусловные художественные достижения, многие из них заставляют восхищаться их техническим уровнем, а иные – чрезвычайно интересны как исторические документы.
Мы постараемся это наглядно продемонстрировать на вечере. Попробуем показать зрителям киноведческую «кухню», рассказать о поисках и находках, обратить внимание на значение того или иного открытия. Поэтому не удивляйтесь, что рассказов на сеансе будет не меньше, чем собственно фильмов. Вы увидите то, что десятилетиями было недоступным даже специалистам (например, довоенные цветные картины), что приоткрывает завесу над творческим процессом художника, что лишь недавно восстановлено исследователями в первозданном виде, что было чудом спасено от уничтожения и гибели. Надеюсь, зрители убедятся, что история мультипликации еще только пишется, что впереди у нас – знакомство с новыми незаслуженно забытыми шедеврами и открытие неведомых тайн. Среди прочего, будут показаны малоизвестные работы Федора Хитрука, Юрия Норштейна, Анатолия Петрова, Бориса Степанцева, Геннадия Сокольского, Романа Давыдова, Александра Птушко, Бориса Антоновского, Александра Татарского, а возможно – Бориса Дежкина и Валентина Караваева (сбор уникальных материалов для сеанса в настоящее время продолжается). Большинство из подобранного для просмотра вряд ли можно будет увидеть еще где-либо. Познакомиться с некоторыми из этих находок имели возможность разве что гости фестиваля «Белые Столбы». Однако не каждому выпадает удача добраться до Белых Столбов, в отличие от Белого Зала ДК.

Вход на сеанс – бесплатный. Надеюсь на то, что совместная встреча 100-летнего юбилея станет интересной, плодотворной и вдохновляющей на новые дерзания.
Приходите, ждем!
Tags: анимация, сеансы, юбилей
Subscribe

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • Новая мифология

    Хароновирус Подземное царство Ковида Антитени ПатологоТанатом

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Александру Семёнову - 80

    Сегодня исполняется 80 лет человеку, без которого наше детство было бы другим. Более серым, более тусклым, более пасмурным. Александру Ивановичу…

  • Новая мифология

    Хароновирус Подземное царство Ковида Антитени ПатологоТанатом

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…