george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

С юбилеем, Наталия Яковлевна!

Как-то так получается, что отечественной мультипликации страшно не везёт на киноведов и исследователей. Мало того, что количество литературы об анимации ничтожно мало для такой мощной анимационной державы, как Россия, но и пишут эти труды зачастую очень странные люди.

Кто-то из них обладает широкой эрудицией и образованностью, но в детстве не смотрел мультипликации, и не получил «прививки» отечественной анимационной культуры. Кто-то – строит глубокомысленные теоретические построения, плохо зная факты и пользуясь «альтернативной», признанной только им же самим, аксиоматикой. Кто-то излагает простейшие мысли и идеи с помощью витиеватой наукообразной лексики, и при этом имеет страсть к коллекционированию научных степеней и званий. Кто-то самозабвенно занимается архивными изысканиями, но страдает от отсутствия фундаментального образования и кругозора. Кто-то увлекается эссеистикой, вообще не задумываясь о какой-либо ее научной ценности.

Ушли в прошлое немногочисленные киноведы, не просто знавшие предмет, но и писавшие содержательные труды, которые МОЖНО ЧИТАТЬ. Которые, имея ученые степени и специальное образование, занимались не словоблудием и не критикой, а исследованиями и грамотным описанием кинопроцесса. Которых можно было уважать без малейших оговорок.
Автор первого киноведческого труда о советской мультипликации – Семен Сергеевич Гинзбург, из книги которого мы до сего дня черпаем уникальную информацию, которая могла бы в ином случае кануть в Лету. Георгий Кузьмич Елизаров – автор самого содержательного и толкового описания процесса исторического развития нашей мультипликации. Сергей Владимирович Асенин и Анатолий Алексеевич Волков, книги которых по-прежнему информативны и живы до сих пор… Да, в трудах каждого из них тоже попадаются погрешности и неточности, но они были первопроходцами, и именно они заложили тот фундамент, на котором мы все стоим и поныне.
И главное – читая их сочинения, ты видишь, что человек знает, о чем пишет, и доносит информацию до читателя максимально доходчиво. Чувствуешь, что потребляешь не суррогат, а настоящую калорийную пищу.

Среди современных киноведов есть только одна такая фигура. Это – старейшина анимационного киноведческого дела, человек, стоявший у истоков создания Всесоюзной комиссии по мультипликации в Союзе кинематографистов, Наталия Яковлевна Венжер. Мастер, к которому я отношусь с огромным и непререкаемым уважением. Собранную ею книгу «Сотворение фильма» я, наверное, назову первой среди любимейших своих, «настольных» книг по анимации. Ее диссертацию «Коммуникативные возможности современной мультипликации», написанную в далекие уже 1970-е годы, и сегодня можно перечитывать, получая удовольствие от точности и доступности каждой сформулированной мысли. Особый «привкус» от этого чтения еще и в том, что труд написан в период расцвета искусства мультипликации, когда она (и у нас, и за рубежом) развивалась колоссальными темпами. Когда были живы надежды на ее Будущее.

Своим приходом в мультипликацию я обязан именно Наталии Яковлевне. Когда-то давно, на рубеже 1970-80-х, мама купила мне комплект открыток «Сказки и сказочники», выпущенный к 40-летию «Союзмультфильма». На обороте каждой из двенадцати открыток был шарж Л.Л.Каюкова на одного из классиков студии (от Амальрика до Хитрука), и сопроводительный текст, написанный Н.Я.Венжер. Это были коротенькие литературные портреты режиссеров, которые и послужили для меня первым толчком к тому, чтобы заинтересоваться мультипликацией. Я вдруг отчетливо почувствовал (не понял, а именно ощутил), что за каждой из так хорошо знакомых мне по титрам мультфильмов фамилий (а титры-то я читал!) стоит Личность, живой человек, конкретный и неповторимый. Со своими пристрастиями, интересами, убеждениями, приемами. И от этого ощущения родилась моя страсть к этим людям и этому делу.
И второй толчок был дан тоже Наталией Яковлевной. На этот раз – книгой «Сотворение фильма». Именно благодаря ей я понял, что нет ничего интереснее особенностей режиссерского мышления, методик создания Кино, тоже – индивидуальных и неповторимых. Потому что через них постигается Человек, Личность, Автор. До сих пор нет для меня в мультипликации более захватывающей темы. Именно поэтому я трачу столько сил, чтобы узнать историю того или иного фильма – ибо это путь к постижению и пониманию его автора. К осознанию богатства и многообразия человеческой природы.

Сегодня у Наталии Яковлевны Венжер – юбилей.
Спасибо ей огромное за такой бесценный подарок – Открытие Мультипликации! Пусть даже только для меня…
Tags: Венжер, Союзмультфильм, анимация, юбилей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments