george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Пашквиль

Последний месяц основное занятие, на которое у меня хватает сил - разбор архивов сценарного отдела "Союзмультфильма". БОльшая часть документов - литературные сценарии, заявки и либретто. В большинстве - нереализованные, но проходившие через редакторские руки. Написанные профессиональными драматургами (Витензон, Липскеровым, Злотниковым, Головановым, Курляндским и т.д., и т.п.) и режиссерами - или присланные самотёком бесчисленными графоманами. Варианты, варианты и варианты.
В общем, это как-то должно было отразиться на состоянии мозгов - и сегодня таки отразилось. Совершенно неожиданно я накатал полушутейный литературный сценарий трёхминутного сатирического фильма - без всяких расчетов на его реализацию. Сюжет насквозь политический и в чем-то плакатный, в традициях советской анимационной сатиры. Но на современном российском материале. Я вижу его в стилистике Хитрука-Зуйкова-Назарова (вроде вставок в "Зигзаг удачи" и "Любить человека" или сюжета "Болтун-"активист""). Разумеется, переносить это на экран никто не будет (и не нужно, т.к. качественная анимация по определению неоперативна). Но, несмотря на всю несерьёзность и легкомысленность затеи, по форме я постарался соблюсти все приличествующие лит. сценарию признаки. Даже не стал вдаваться в детализацию (т.к. это - режиссерская прерогатива), хотя идей ещё много. Название - не окончательное, с этим у меня всегда проблемы.
В общем, не судите строго - это не всерьёз, а ради упражнения. Кому интересно - текст под катом. Совсем небольшой.


ОТТЕПЕЛЬ

Сценарий короткометражного рисованного мультипликационного сатирического фильма (3 минуты).



Город. Здание парламента. Развевается национальный флаг.
В парламенте идут дебаты. Посередине – в президиуме – Спикер. Над ним – портрет Первого Лица. Справа и слева – две трибуны с лидерами фракций. Говорит то один, то другой, при этом от одной трибуны к противоположной летят обрывки текстов, формулировок, параграфов, цифр.
Неожиданно одно из слов задевает за портрет Первого Лица. Он скрипит и накреняется, угрожая упасть на Спикера. Тот вздрагивает, опасливо косится наверх, поправляет портрет. После чего, нахмурив брови, резко бьет кулаком по столу президиума.
Во рту у спорящих тут же возникают кляпы. Диспут прерывается.
Во весь экран появляется надпись: «ПАРЛАМЕНТ – НЕ МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ». Под надписью – легко читаемый визуальный символ (например, раскрытый рот, перечёркнутый крест-накрест). Над надписью появляется слово «ЗАКОН», внизу – гербовая печать и подпись. Отъезд – эта табличка уже висит на дверях парламента.

Телеэкран. Идет интервью с чиновником. Ведущий, заглядывая в бумажку, задает вопрос (вопросительный знак). Гость, тоже сверившись с текстом, отвечает (восклицательный). При соприкосновении знаки аннигилируются, как мыльные пузыри. Внезапно Ведущий, нахмурившись и отбросив бумажку, выдаёт неожиданно большой вопрос. За ним – ещё один, и ещё, всё больше и больше. Восклицательные знаки Гостя становятся всё мельче и мельче, и стараются увильнуть от напора вопросительных. Гость бледнеет.
Телевизионные помехи. На экране – лицо диктора, зачитывающего официальные новости на соответствующем фоне.
Интервьюера от здания телецентра уводят по улице два полисмена. ПНР вверх, на телебашню. На ней появляется табличка «НЕ МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ» с тем же символом и гербовой печатью.

Академия наук. На трибуне – докладчик. Вокруг – ученые. Докладчик, судя по сопровождающим его речь рисункам, делает сообщение о научном открытии. (Земной шар превращается из круглого в подобие кубика Рубика, стоящего на трёх китах, причём вокруг него продолжает летать космическая станция).
Оппонент пытается возразить докладчику, оперируя формулами (визуальными). Раздается полицейский свисток. Возле оппонента возникают два полисмена. Они уводят его от дверей Академии, на которых возникает та же табличка.

Стадион. Трибуны полны. Идёт футбольный матч.
Мяч – в воротах. Половина стадиона ликует, другая – сидит мрачнее тучи. Надпись на табло: «ГОЛ НЕ ЗАСЧИТАН». Настроения на трибунах меняются с точностью до наоборот.
Раздается полицейский свисток. Полиция выводит зрителей со стадиона, упаковывает в автозаки и увозит. В последний автозак сажают обе футбольные команды. На дверях стадиона – та же табличка.

Театр. Опера. На сцене – дуэль Онегина и Ленского. Противники, не прерывая вокальных партий (нотные знаки), целятся друг в друга из «лепажевых стволов».
Свисток. На сцене – арест артистов группой полицейских. Опускается занавес с той же надписью.

Памятник Ленину. У подножия – небольшой митинг. Видны флаги различных партий. Свисток, подъезжает автозак, уезжает – площадь пуста. На постаменте – табличка.
Памятник Маяковскому. Поэт у подножия читает стихи. Вокруг – небольшая толпа поклонников. Поэта сменяет другой. Снова – свисток, автозак, пустота и табличка.
Памятник Пушкину. Вечер. Молодой человек с цветами беседует с девушкой – очевидно, приглашает к себе. Девушка, скрестив руки и опустив голову, кокетничает, отнекивается. Свисток, автозак, пустота, табличка.

Мужской туалет. У писсуаров спинами к зрителю стоят два мужчины. Один из них оборачивается к соседу и что-то ему рассказывает (возникает изображение чукчи у чума). Другой, помотав головой, отвечает (изображение Чапаева на коне). Раздается свисток, возникают четыре полисмена, уводят мужчин, заломив руки и не дав застегнуть штаны. За дверями – женский визг. На дверях туалета возникает табличка.

Темп всё более ускоряется. Таблички «НЕ МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ» (или просто с изображением символики) возникают на дверях офиса, ресторана, поликлиники, детского сада, школы, музея, ночного клуба, храма (славянской вязью, конечно, и с изображением креста), пивного ларька, на стене курилки, на туристической палатке, на аттракционах в парке, и т.д., и т.п. Проезжают автобусы, поезда метро, электрички с табличками на дверях. Летит самолёт с табличкой. Захлопываются двери лифта – с ней же. ПНР по лестничным площадкам – на двери каждой квартиры – табличка.

Многочисленные автозаки свозят нарушителей закона к зданию суда, оцепленному полицией в шлемах «космонавтов». Здание распухает. Когда все скрываются внутри и двери захлопываются, под вывеской «Народный суд» оказывается та же табличка.
В зале суда обвинитель произносит страстную речь (туча из всевозможных черных клейм и штампов). Судья жестом даёт слово адвокату. Тот опасливо смотрит на символику, начертанную и над его креслом, вздыхает, краснеет и молчит.

Пустой город. По улице проезжает кортеж Первого Лица. На дверях всех домов, сооружений и учреждений – таблички.
Вдруг кортеж резко тормозит возле огромного здания с решетками на окнах. Из окна лимузина выглядывает Первое Лицо, снимает черные очки, смотрит на здание. Опускает глаза на вывеску «СИЗО», возле которой тоже маячит копия закона. Недовольно качает головой, снимает табличку. Потом, подумав ещё секунду, снимает вывеску «СИЗО» и заменяет её на новую:

«ГАЙД-ПАРК».

Садится в лимузин, захлопывает дверцу. Кортеж уезжает.


7 июня 2012.

Сценарий рассчитан на воплощение в условной стилистике, без реплик, в хорошем темпе.
Tags: анимация, юмор
Subscribe

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Датское

    Год назад в этот же день попробовал пересмотреть все произведения отечественных аниматоров, посвящённые Пушкину. Не ПО его произведениям, а О НЁМ.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Акционеры - 99

    22 года назад, 1 июля 1999 года, «Союзмультфильм» был акционирован. Как все уже, наверное, знают, это было сделано тайно, в обход законов и процедур…

  • Датское

    Год назад в этот же день попробовал пересмотреть все произведения отечественных аниматоров, посвящённые Пушкину. Не ПО его произведениям, а О НЁМ.…