?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Пашквиль
Билибин1
george_smf
Последний месяц основное занятие, на которое у меня хватает сил - разбор архивов сценарного отдела "Союзмультфильма". БОльшая часть документов - литературные сценарии, заявки и либретто. В большинстве - нереализованные, но проходившие через редакторские руки. Написанные профессиональными драматургами (Витензон, Липскеровым, Злотниковым, Головановым, Курляндским и т.д., и т.п.) и режиссерами - или присланные самотёком бесчисленными графоманами. Варианты, варианты и варианты.
В общем, это как-то должно было отразиться на состоянии мозгов - и сегодня таки отразилось. Совершенно неожиданно я накатал полушутейный литературный сценарий трёхминутного сатирического фильма - без всяких расчетов на его реализацию. Сюжет насквозь политический и в чем-то плакатный, в традициях советской анимационной сатиры. Но на современном российском материале. Я вижу его в стилистике Хитрука-Зуйкова-Назарова (вроде вставок в "Зигзаг удачи" и "Любить человека" или сюжета "Болтун-"активист""). Разумеется, переносить это на экран никто не будет (и не нужно, т.к. качественная анимация по определению неоперативна). Но, несмотря на всю несерьёзность и легкомысленность затеи, по форме я постарался соблюсти все приличествующие лит. сценарию признаки. Даже не стал вдаваться в детализацию (т.к. это - режиссерская прерогатива), хотя идей ещё много. Название - не окончательное, с этим у меня всегда проблемы.
В общем, не судите строго - это не всерьёз, а ради упражнения. Кому интересно - текст под катом. Совсем небольшой.


ОТТЕПЕЛЬ

Сценарий короткометражного рисованного мультипликационного сатирического фильма (3 минуты).



Город. Здание парламента. Развевается национальный флаг.
В парламенте идут дебаты. Посередине – в президиуме – Спикер. Над ним – портрет Первого Лица. Справа и слева – две трибуны с лидерами фракций. Говорит то один, то другой, при этом от одной трибуны к противоположной летят обрывки текстов, формулировок, параграфов, цифр.
Неожиданно одно из слов задевает за портрет Первого Лица. Он скрипит и накреняется, угрожая упасть на Спикера. Тот вздрагивает, опасливо косится наверх, поправляет портрет. После чего, нахмурив брови, резко бьет кулаком по столу президиума.
Во рту у спорящих тут же возникают кляпы. Диспут прерывается.
Во весь экран появляется надпись: «ПАРЛАМЕНТ – НЕ МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ». Под надписью – легко читаемый визуальный символ (например, раскрытый рот, перечёркнутый крест-накрест). Над надписью появляется слово «ЗАКОН», внизу – гербовая печать и подпись. Отъезд – эта табличка уже висит на дверях парламента.

Телеэкран. Идет интервью с чиновником. Ведущий, заглядывая в бумажку, задает вопрос (вопросительный знак). Гость, тоже сверившись с текстом, отвечает (восклицательный). При соприкосновении знаки аннигилируются, как мыльные пузыри. Внезапно Ведущий, нахмурившись и отбросив бумажку, выдаёт неожиданно большой вопрос. За ним – ещё один, и ещё, всё больше и больше. Восклицательные знаки Гостя становятся всё мельче и мельче, и стараются увильнуть от напора вопросительных. Гость бледнеет.
Телевизионные помехи. На экране – лицо диктора, зачитывающего официальные новости на соответствующем фоне.
Интервьюера от здания телецентра уводят по улице два полисмена. ПНР вверх, на телебашню. На ней появляется табличка «НЕ МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ» с тем же символом и гербовой печатью.

Академия наук. На трибуне – докладчик. Вокруг – ученые. Докладчик, судя по сопровождающим его речь рисункам, делает сообщение о научном открытии. (Земной шар превращается из круглого в подобие кубика Рубика, стоящего на трёх китах, причём вокруг него продолжает летать космическая станция).
Оппонент пытается возразить докладчику, оперируя формулами (визуальными). Раздается полицейский свисток. Возле оппонента возникают два полисмена. Они уводят его от дверей Академии, на которых возникает та же табличка.

Стадион. Трибуны полны. Идёт футбольный матч.
Мяч – в воротах. Половина стадиона ликует, другая – сидит мрачнее тучи. Надпись на табло: «ГОЛ НЕ ЗАСЧИТАН». Настроения на трибунах меняются с точностью до наоборот.
Раздается полицейский свисток. Полиция выводит зрителей со стадиона, упаковывает в автозаки и увозит. В последний автозак сажают обе футбольные команды. На дверях стадиона – та же табличка.

Театр. Опера. На сцене – дуэль Онегина и Ленского. Противники, не прерывая вокальных партий (нотные знаки), целятся друг в друга из «лепажевых стволов».
Свисток. На сцене – арест артистов группой полицейских. Опускается занавес с той же надписью.

Памятник Ленину. У подножия – небольшой митинг. Видны флаги различных партий. Свисток, подъезжает автозак, уезжает – площадь пуста. На постаменте – табличка.
Памятник Маяковскому. Поэт у подножия читает стихи. Вокруг – небольшая толпа поклонников. Поэта сменяет другой. Снова – свисток, автозак, пустота и табличка.
Памятник Пушкину. Вечер. Молодой человек с цветами беседует с девушкой – очевидно, приглашает к себе. Девушка, скрестив руки и опустив голову, кокетничает, отнекивается. Свисток, автозак, пустота, табличка.

Мужской туалет. У писсуаров спинами к зрителю стоят два мужчины. Один из них оборачивается к соседу и что-то ему рассказывает (возникает изображение чукчи у чума). Другой, помотав головой, отвечает (изображение Чапаева на коне). Раздается свисток, возникают четыре полисмена, уводят мужчин, заломив руки и не дав застегнуть штаны. За дверями – женский визг. На дверях туалета возникает табличка.

Темп всё более ускоряется. Таблички «НЕ МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ» (или просто с изображением символики) возникают на дверях офиса, ресторана, поликлиники, детского сада, школы, музея, ночного клуба, храма (славянской вязью, конечно, и с изображением креста), пивного ларька, на стене курилки, на туристической палатке, на аттракционах в парке, и т.д., и т.п. Проезжают автобусы, поезда метро, электрички с табличками на дверях. Летит самолёт с табличкой. Захлопываются двери лифта – с ней же. ПНР по лестничным площадкам – на двери каждой квартиры – табличка.

Многочисленные автозаки свозят нарушителей закона к зданию суда, оцепленному полицией в шлемах «космонавтов». Здание распухает. Когда все скрываются внутри и двери захлопываются, под вывеской «Народный суд» оказывается та же табличка.
В зале суда обвинитель произносит страстную речь (туча из всевозможных черных клейм и штампов). Судья жестом даёт слово адвокату. Тот опасливо смотрит на символику, начертанную и над его креслом, вздыхает, краснеет и молчит.

Пустой город. По улице проезжает кортеж Первого Лица. На дверях всех домов, сооружений и учреждений – таблички.
Вдруг кортеж резко тормозит возле огромного здания с решетками на окнах. Из окна лимузина выглядывает Первое Лицо, снимает черные очки, смотрит на здание. Опускает глаза на вывеску «СИЗО», возле которой тоже маячит копия закона. Недовольно качает головой, снимает табличку. Потом, подумав ещё секунду, снимает вывеску «СИЗО» и заменяет её на новую:

«ГАЙД-ПАРК».

Садится в лимузин, захлопывает дверцу. Кортеж уезжает.


7 июня 2012.

Сценарий рассчитан на воплощение в условной стилистике, без реплик, в хорошем темпе.


  • 1
Интересно очень )
Я бы только концовочку переделала. Проезжает первое лицо мимо СИЗО, видит табличку «НЕ МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ». Недовольно качает головой, снимает табличку.
Наутро (солнышко встает) кортеж движется в обратную сторону. На дверях СИЗО опять табличка «НЕ МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ». Первое лицо снова недовольно качает головой, снимает табличку.
Вечером (солнышко садится) кортеж движется снова в сторону обратную. Табличка опять есть. Ну и т.д.

Тоже вариант. :)

Не вдохновляет меня политика.
Я вот вчера с Филипычем беседовала за чашкой кофе (ты же знаешь нашего Филипыча?); он говорит, чего вы так волнуетесь, не удержат они власть, они её на вытянутой руке держат, как гирю тяжёлую; легко ли тяжёлую гирю держать на вытянутой руке?
Я не смыслю абсолютно в политике, не знаю, удержать или нет, но образ Филипыча мне всё-таки больше нравится. Но не в мультфильме, конечно, а на словах.
А вообще лучше про любовь, ага :)

Не, я именно потому в последние месяцы и залез в политику, что она по природе асексуальна и антиэротична. Во всяком случае, для меня. Ею можно интересоваться, не опасаясь влипания в очередную депрессию.
А по поводу гири - я не уверен, но мне интересно этот процесс наблюдать. Если не удержат гирю - я буду доволен как гражданин, если удержат и "закрутят гайки" - буду доволен как "аниматор".

Не понравилось

Извините, но мне не понравилось.
Во-первых, слишком дословно, как в жизни, никакой метафоричности, сатира в стиле советского фельетона. Чтобы любому дураку было понятно. Ни о чём не думай. Сказано ровно столько, сколько сказано. Вакуум между строк.
Во-вторых, длинно, монотонно и вязко. Третий эпизод рассказывает о том же, о чем двенадцатый. Видимо, опять же - чтобы не было недопониманий.
Ну и, в-третьих, концовка. Не могу объяснить почему, но она меня разочаровала. Читал, ожидая парадоксального финала, а получил, опять же, как в жизни - то что и так знаю.
Другие времена - другие ритмы, другие аллегории, другая злость.


Re: Не понравилось

Спасибо за советский фельетон - я примерно такую задачу и ставил.
"Длинно, монотонно и вязко" - потому что большинство эпизодов должны длиться считанные секунды. Да ещё и с ускорением темпа.
"Вакуум между строк" (если я правильно понял Вашу мысль) - сознательный. Для сохранения формы литературного сценария. Этот вакуум должен, по идее, заполняться режиссёром. Ему надо оставить для этого достаточно пространства - это норма для лит. сценария. Лит. сценарий - это не самостоятельное произведение, а "полуфабрикат" для фильма. Если сделать его предельно "проговоренным", режиссеру придется его потом ломать. Многие режиссеры брали идею, заложенную драматургом, и выворачивали сюжет буквально наизнанку. И даже меняли направленность. Именно поэтому литературный сценарий очень редко бывает совершенным. Я старался сохранить эти законы формата, несмотря на непредназначенность сюжета для воплощения. По этой причине не стал, например, прописывать многие детали (их ещё достаточно можно было придумать). В общем, это - "первый" или "второй" варианты, ещё даже до серьёзной редакторской работы.
Про концовку - да, возможно, не хватает парадоксальности. Но - как говорил Борис Ефимов, "Я не хочу сделать красивый плакат. Я хочу сделать хороший плакат". Выбирая между парадоксальностью и точностью мысли, я всё-таки выберу второе. Если их нельзя совместить, конечно.

Такой фильм тут же бы запретили. Ведь кино - не место для дискуссий! :)))
Как ты в итоге интернет-то починил?

Сегодня его бы просто не дали снять. Это было бы невозможно ни по срокам, ни "за отсутствием финансовых источников". :)
Интернет вот пока работает, спасибо за помощь. Модем менять не пришлось. Сейчас надо бы сделать что-то с нелицензионным "Windowsом" - я, может быть, ещё позвоню.

Это уж даже не в глаз, а я прямо не знаю куда‼

Спасибо, Георгий!

  • 1