george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Путин как Мерзляев

В феврале-марте этого года я устроил сам себе небольшое культурное мероприятие – пересмотрел подряд практически все фильмы Эльдара Рязанова: от первой «Карнавальной ночи» до второй. В хронологическом порядке. По результатам этой ретроспективы даже сделал «личный рейтинг» рязановских картин по пятибалльной шкале. Большую часть фильмов смотрел впервые после долгого (15-20 лет) перерыва, некоторые – целиком вообще впервые. Так что глаз в большинстве случаев был свежим, «незамыленным».
Среди прочего этим свежим взглядом посмотрел и «Бедного гусара». При просмотре неизбежно сравнивал отцензурированную экранную версию с шедевральным (на мой взгляд) сценарием Горина и Рязанова. Разумеется, после цензорского воздействия фильм многое потерял – от конкретных реплик до образов и характеров героев. Главной потерей фильма я считаю образ Мерзляева – в сценарии он был одним из самых виртуозно выписанных персонажей. Больше того, мне показалось, что в этом герое авторы «напророчили» характер и тип поведения Путина.
Мерзляев сценария кардинально отличается от Мерзляева в фильме. На экране Мерзляев – тайный советник получился убежденным и прямолинейным негодяем. Мерзляев – штабс-капитан жандармерии из сценария был гораздо более многогранной фигурой. Он делал подлости не из собственной природной гнусности, а из чувства долга. Искренне считал, что таким образом служит Отечеству и приносит пользу. При этом в нем жило столь же искреннее желание выглядеть (а пожалуй, и быть) благородным человеком.
В фильме «О бедном гусаре замолвите слово» вообще можно выделить несколько тем. Во-первых, это картина о том, как в России аполитичный обыватель ставится в такое положение, когда у него остается только два выбора: или стать подлецом, или – гражданином. Третьего выхода нет. Но и подлецом приходится становиться настоящим, принимать на себя такую грязь, от которой уже не отмыться до конца дней своих, – и Гражданином тоже с большой буквы и до конца – до крови, до плахи, до полной гибели всерьез. Во-вторых, это картина об отличии офицерской чести от жандармского бесчестия. Противостояние полковника Покровского и штабс-капитана Мерзляева иллюстрирует эту тему более чем ярко. И грубоватые и малограмотные гусары, и «девушки легкого поведения» из заведения мадам Жозефины в итоге порядочнее, чище и выше сотрудников Третьего отделения. И еще этот сценарий – о том, как жандарм, дворянин, считающий себя честным человеком, хочет сохранить благородство – а мундир не позволяет! Служебные обязанности, профессиональные привычки и наклонности заставляют быть подлецом, не дают выглядеть приличным человеком даже в глазах девушки, которую он по-настоящему любит. А так хочется! Мерзляев и на жертву искренне готов пойти (предложить руку жене государственного преступника), а все равно – лицо сохранить не удается. Содержание этой роли – в терзаниях из-за неразрешимого противоречия. Но до трагической развязки сюжета он не усомнится в полезности и необходимости своих служебных функций. Хотя задуматься ему придется: «М-да… - протянул Мерзляев. – Неумно мы порой работаем. Грубо… Парадокс получается: из простых обывателей врагов Отечества делаем…». Образ Мерзляева поэтому – один из ключевых в сценарии. В фильме, повторюсь, авторам пришлось его значительно обеднить. Этот мотив практически исчез из картины.
Мне порой кажется, что Путин обуреваем теми же чувствами. Он и рад бы быть («не казаться – а быть» (с) – сделаем такое предположение) полноправным и уважаемым мировым сообществом членом «Большой Восьмерки», порядочным и приличным (насколько позволяет занятие политикой), принимаемым «в свете» на равных с остальными. Но гебешная «закваска» нет-нет да и даст себя знать. То заставит сморозить какую-нибудь гнусность (про убитую Политковскую, или про утонувший «Курск»), то проявить политическую осторожность, граничащую с трусостью (отказ от полета в Беслан). И с точки зрения политической целесообразности (как он ее понимает) – все это оправдано. А вот с моральной стороны – мерзко. И весь «высший свет» в результате показывает издалека пальцами и, брезгливо морщась, шушукается: «Мерзяев! Мерзяев!..». И это его (как и Мерзляева в сценарии) все больше бесит, выводит из себя и провоцирует на агрессию.
Не знаю, правильно ли я уловил это сходство. Ни тому, ни другому – не позавидуешь. Штабс-капитану Мерзляеву пришлось гораздо тяжелее, чем его экранному однофамильцу – действительному тайному советнику. Тот лишь попал в немилость и терпел позор и презрение светского общества. А в сценарии… В сценарии Мерзляев оказался виновником гибели отца любимой девушки. Его прозрение было куда страшнее.
«Мерзляев кинулся к Бубенцову, склонился над ним.
- Эх, дурак ты, дурак несчастный! – Мерзляев тряс безжизненное тело. – Что ты наделал?! Как же это получилось?
Внезапно Плетнев выхватил из рук полковника ружье, прицелился в Мерзляева и спустил курок. Грохнул выстрел, но Мерзляев остался невредим. Плетнев рванул ружье у стоявшего рядом гусара и пальнул еще раз.
- Стреляй! Стреляй, дубина! – заорал в отчаянии Мерзляев. – Все стреляйте, олухи! Патроны-то холостые… А вы поверили… Да разве я имею право – без суда и следствия? Это ж не казнь была, а так… Я думал попугать!
- Ах, зверь! Холостые?! – Лицо Плетнева исказила гримаса ненависти. – Да я тебя… сейчас.
Он побежал на Мерзляева со штыком наперевес. Жандармы набросились на корнета, началась свалка.
Мерзляев не обращал на это никакого внимания. Он положил мертвое тело на траву, поднялся с колен и пошел прочь…
- Боже! Какая жуть! Темные люди! В какое время я живу?.. За что, Господи?.. Как же я Насте объясню?.. Нет, нет! К черту! Все бессмыслица! Да будет ли когда-нибудь на этой земле порядок? Что же у нас все кровью-то кончается?
Штабс-капитан шел полем, не разбирая дороги, и размазывал по лицу слезы…».
Tags: Горин, Рязанов
Subscribe

  • Аркадий Райкин - 110

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Аркадия Райкина. В 2011 году мне довелось поучаствовать в научной конференции, посвящённой его…

  • "А я вам весь ваш Фейсбук тогда испорчу!"

    Пока ФБ лежит, а ЖЖ не оживает, впечатление, что все внезапно вышли гулять. Как здесь: https://youtu.be/IaiLUDOrkQQ

  • "Гераклу у Адмета" - 35

    Сегодня исполняется 35 лет со дня окончания производства многострадального шедевра Анатолия Петрова «Геракл у Адмета». Именно тогда была поставлена…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments