george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Сокровища сценарного

Позавчера закончил разбор архивов сценарного отдела «Союзмультфильма».

Отдал этому занятию больше двух месяцев. В течение которых соприкасался с неведомыми или малоизвестными текстами Геннадия Шпаликова, Беллы Ахмадулиной, Евгения Аграновича, Леонида Завальнюка, Кира Булычева, Юрия Коваля, Григория Ягдфельда, Владимира Полякова, Жанны Витензон, Людмилы Улицкой, Евгения Шварца, Сергея Михалкова, Анатолия Митяева, Юрия Яковлева, Михаила Липскерова, Игоря Иртеньева, Марины Вишневецкой, Виталия Злотникова, Александра Курляндского, Александра Костинского, Розы Хуснутдиновой, Вадима Левина, Владимира Зуйкова. Узнавал подробности о нереализованных замыслах Хитрука, Норштейна, Вольпина, А.Стругацкого, Ан.Петрова, Бардина, Котеночкина, Гамбурга, Угарова, Самсонова, Хржановского, Г.Бариновой, Сокольского, Назарова, С.Алимова, Федулова, Лернера, Демина, Максимова, Тумели, Алдашина, и т.д., и т.п. Получал новую информацию о технологических новациях, студийных реформах, производстве, международных контактах, взаимоотношениях с Госкино и СК, скандалах и конфликтах, истории замыслов, творческой жизни… Одно только отслеживание процесса эволюции сценария при прохождении его через редакторские и режиссёрские руки – колоссальный опыт.

Толком всё это ещё не освоено, не прочитано и не переварено. Надеюсь, до этого материала руки всё же дойдут, хотя чем дальше в лес – тем всё меньше надежды на то, что хватит жизни на постижение всех нюансов анимационной истории и на знакомство со всеми источниками.

И всё же поделиться сейчас хочется не вновь обретёнными сокровищами и жемчужинами ещё не обработанного до конца архива. Вернее, «сокровищами», но иными.
Значительную долю (около трети) документации сценарного отдела занимает самотёк. В нём тоже приходилось копаться, т.к. далеко не всегда возможно было отделить непрофессиональные работы от профессиональных или полупрофессиональных. И работа с этими текстами, присылаемыми на студию со всей страны и даже из-за её пределов, иногда дарит наслаждение не меньшее. Но особого свойства.

Вот текст, мимо которого я пройти просто не мог. Дарю его благодарной публике, прилагая к распечатке ещё и сканы, чтобы не было подозрений в розыгрыше.
Орфография и пунктуация оригинала сохранены.

Здравствуйте уважаемый
«Союзмультфильм»!

Пишу Вам в надежде на то, что Вы, правильно поймёте ход моей мысли, и снимете фильм по моему сценарию, который я высылаю Вам этим письмом.
Что я хочу показать этим фильмом? А именно то, как политический фанатик Ленин, прикинувшись сладкой ягодкой, обманул простой, ещё спящий народ… И всё тот-же народ, себе в наказание, породил таких кровожадных десподов, как Сталин, Ежов, Берия и ряд других, не достойных зваться людьми, двуногих существ.

«Лик дьявола».

По-лесной дороге, на дальний хутор, с базара возвращался отец со-своей дочкой.
Лошадка шла неспешно. Телега, поскрипывая, подпригивала на кореньях деревьев исполосовавших дорогу.
Вдруг на дорогу, из кустов, выбежал чёрный котёнок.
- Папа, глянь какой славный котик! – вскрикнула девочка – Давай возьмём его к нам на хутор.
- Давай дочка. Будет тебе забава – согласился хозяин и подал котёнка дочке.
Так и приехали домой – хозяин, девочка и чёрный котёнок.
Уже смеркалось когда легли спать. Взошла луна, зажглись звёзды. Лёгкий ветерок прошёлся по деревьям.
В доме все мирно спали, как вдруг, котёнок пригнул в постель к девочке и превратился в молодого, клыкастого Ленина. Ленин с призрением посмотрел на образ Христа висящий в углу хаты отчего тот треснул и вместо Христа появился лик дьявола. Затем Ленин, с ехидной улыбкой на устах, полез под одеяло к девочке и совершил половой акт.
У девочки начал расти животик, и она, не просыпаясь, стала рожать. Из-под одеяла, на белый свет, стали появляться карлики-детёныши.
Так на свет появились Сталин, Ежов, Берия и ряд других мракобесов в форме чека. Одни из них выбегали во-двор и тащили со-двора хозяйскую утварь. Другие же, вязали колючей проволокой спящих хозяина и его дочь, а Ленин лишь стоял и указывал своей волосатой рукой, что нужно делать. Таким он (Ленин) и застыл в монуменьте.
______________

Желаю удачи.
14.10.94





По многочисленным просьбам комментаторов убрал скан конверта с координатами автора (хотя это и нарушение авторского права, по-моему)...


Таких (менее шедевральных, конечно) текстов, написанных графоманами всех мастей и возрастов (преимущественно – пенсионеров), профессий и мест жительства приходило на студию великое множество. Самое интересное то, что на этот бред надо было отвечать. И не просто отвечать, а регистрировать в журнале поступление подобной макулатуры, мотивировать в ответном письме причины отказа, при этом не задев самодеятельных авторов и попытавшись направить их энергию в правильное русло, подсказав их «слабые места». Больше того, редактора сценарного отдела старались выудить из самотёка нечто ценное и заинтересовать этим студийных режиссёров. Толк от этого бывал довольно редко, но случалось и такое. Именно поэтому даже самого «среднего» автора, делившегося со студией своими опусами, старались обнадёжить и уговорить прислать что-нибудь ещё. Разные редактора относились к этой работе с разной степенью добросовестности. Например, читать переписку А.Г.Снесарева – колоссальное удовольствие: все письма предельно корректны, точны в формулировках и аргументированы (практически – готовые рецензии), а в 1990-е годы ответы всё больше превращались в шаблонные отписки (да и качество текстов, как видно из вышеприведённого примера, уже не позволяло относиться к такой работе иначе). Чтобы не огорчать графоманов строгой оценкой их трудов, существовало несколько общепринятых (и при этом – справедливых) обоснований отказа. Например, чрезмерный объём рукописи, или несоответствие специфике анимационной драматургии, или сходство сюжета или темы с уже снятыми ранее картинами, наконец – отсутствие заинтересованного режиссёра. Некоторые корреспонденты сами просили показать их работы конкретному режиссеру (чаще всего – Котеночкину или Хитруку) или присылали собственные «проекты» новых серий «Ну, погоди!». Тогда приходилось объяснять, что у режиссеров уже имеются творческие планы на ближайшие годы, а у «Ну, погоди!» есть авторы, права которых никто пока не отменял. Отсутствие ответа или слишком долгая волынка с перепиской порой приводили к обидам и даже к обвинениям редакторов в скрытом плагиате (следы этих склок тоже имеются в архиве). Но в большинстве случаев обмен корреспонденцией был доброжелательным и следствием его становилась даже заочная дружба автора с редактором. Следы этого – многочисленные книжные, журнальные и газетные публикации сказочников и поэтов разной степени таланта с автографами авторов «своим» редакторам. От «внутрирайонных звёзд», чьи произведения не проникали далее местной газеты, журнала или регионального издательства (или хуже того – обнародовавших свои творения частным порядком, за собственный счёт), до классиков советской детской литературы и перевода.

Одним словом, сценарный отдел «Союзмультфильма» работал как полноценное авторское агентство всесоюзного масштаба, заточенное под поиск новых имён, идей, тем; «мозговой центр» советской мультипликации, без которого её расцвет был бы невозможен…
Tags: Союзмультфильм, анимация
Subscribe

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Начало лета

    Иллюстрация Э.В. Назарова к стихотворению Якова Акима. "Весёлые картинки", 1980 г., №8.

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments

  • "Но книжку-то можно? Книжку!"

    Сегодня пришло сообщение от редактора-составителя двухтомного альманаха «Окуджава, Высоцкий, Галич…» Андрея Евгеньевича Крылова. Как я и…

  • Начало лета

    Иллюстрация Э.В. Назарова к стихотворению Якова Акима. "Весёлые картинки", 1980 г., №8.

  • Вам, библиографы!

    В 1959 году в Детгизе вышла повесть Кирилла Домбровского «Внимание… Съёмка!» - рассказ для детей о том, как снимается научно-популярное кино.…