george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Categories:

Как делаются научные открытия

Выставка Шварцмана открылась.
Хотя я присоединился к предвыставочному марафону только в последнюю неделю, но и у меня эта затея "съела" несколько рабочих суток. В багетировании, развеске, планировке и прочих эпохальных этапах большого пути я участия не принимал, об этом могут рассказать mirandalina и tea_elf. Короче, я, как представитель союзных войск, дождался финальной атаки, высадил морской десант и устремился к Эльбе. Но и на этом пути кое-какую сокрушительную пользу нанести успел. По части этикетажа, в основном. Исправил несколько неточно атрибутированных эскизов (немного), уточнил форму этикеток (не геометрическую), поучаствовал в сочинении приличных названий эскизов и фаз. В частности, то, что поступило на Солянку из Музея кино, носило, как правило, романтические названия типа "Котенок, щенок, сосиска и тарелка на крыльце" или "Кот лежит на дереве и держит в лапе рыбу". Все подобные названия нами браковались и заменялись на что-то более образное (за исключением тех названий, что были даны автором). Самое интересное было - вспоминать имена персонажей малоизвестных фильмов и определять принадлежность материалов с серийными героями. В обоих случаях приходилось пересматривать давно забытое даже мною редкое кино и думать, какого из мальчиков в "Я жду тебя, кит" зовут Таро, а какого Дзиро (эта научная проблема пока решена приблизительно, окончательного подтверждения принятой нами гипотезы нет), искать среди массовок фильма "Потерялась внучка" мелькнувшую в одном-единственном кадре куклу, перечитывать сценарий "Ключа", чтобы уточнить имя-отчество дедушки Тулякова, разделять эскизы с фонами и проделывать еще много другой исследовательской работы. Особенно намучаться пришлось при решении важнейшего теоретического дискурса: какие целлулоидные фазы из "Котенка по имени Гав" относятся к какой серии цикла? Эту сложнейшую научную задачу я взвалил на плечи Паши Шведова, и он ее разрешил, проведя изыскательскую работу с первоисточниками.
Напоследок, за день до открытия выставки, решалась , быть может, самая тонкая научная проблема. Требовалось установить, к какой серии "Обезьянок" был написан эскиз с обезьянками, сидящими на шее жирафа. Эта мизансцена (если кто не знает) встречалась в разных вариантах в четырех фильмах цикла. В конце концов, после кропотливого изучения цвета пятен на шкуре жирафа, количества обезьянок на его шее и иных нюансов, которыми неспециалистам лучше не забивать головы, методом исключения было установлено строго научное и обоснованное мнение, что эскиз относится к фильму "Обезьянки, вперед!". Таким образом, была опровергнута принятая ранее гипотеза, что жираф и обезьянки на эскизе значительно старше (вернее, как раз младше), и запечатлены в момент высматривания грабителей в фильме "Обезьянки и грабители". Эта неверная точка зрения отразилась и в альбоме Шварцмана, и в выпущенных к выставке открытках, но теперь можно с гордостью констатировать, что на самой выставке истина восторжествовала и отныне установлена окончательно. Кстати, не знаю, почему руководство галереи так настаивало на упоминании в названии выставки Больших Ушей Чебурашки. На мой взгляд, политически правильнее было бы назвать выставку "Обезьянки, вперед!". Это как-то более соответствует букве и духу программных статей главы государства.
Как бы то ни было, вчера состоялось "взятие Берлина". И хотя самый большой вклад в достижение долгожданной цели внесли Катя, Паша, Саша Усков и другие галеристы, хотя на их плечи выпали основные лишения и жертвы, понесенные в ходе битв за Качество и Достойный результат, но мне приятно, что и моя скромная союзническая лепта в народное дело легла в общую копилку.

P.S. Если все будет благополучно, если позволит здоровье и удастся добыть необходимые раритетные киноматериалы, то ближе к завершению работы выставки состоится моя запланированная лекция о "Неизвестном Шварцмане". Там мы попробуем собрать самое редкое и незаслуженно забытое из творческого багажа Леонида Ароновича - как в кино, так и в области книжной иллюстрации. Возможно, удастся показать фильмы, которых не видели даже знатоки, поговорить о том, что не дошло до экрана или было утрачено, раскрыть неожиданные грани таланта Шварцмана. Хотя и на самой выставке уже достаточно уникальных и ранее неизвестных даже специалистам материалов - книжных иллюстраций, эскизов и раскадровок к неосуществленным постановкам, диафильмам, студенческих и школьных рисунков и живописных работ и мн. др. Но я попробую добавить и еще кое-что - хотя бы для того, чтобы еще раз подчеркнуть: Шварцман неисчерпаем!
Tags: Союзмультфильм, Шварцман, анимация, выставки, юбилей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments