george_smf (george_smf) wrote,
george_smf
george_smf

Category:

Союз-мульт-халтура

Побывал на выставке «Союз-мульт-шедевры», приуроченной к 75-летию со времени образования студии «Союзмультфильм». Как писал Скромный человекkapkoff, «я его слепила из того, что было». Составлена выставка действительно небрежно и поспешно, это заметно, особенно – по сравнению с прежними выставками, хотя бы к 50-летию студии. Тем не менее посмотреть есть на что. Особенно впечатляют небольшие подборки раритетов из архивов Саркисянов и Сазоновых. Любопытна и коллекция плакатов (кстати, единственным профессиональным аниматором из художников-плакатистов оказался Р.В.Давыдов – надо будет отметить это при переиздании Энциклопедии!).
Но вот что (по традиции) сделано совершенно безобразно – это этикетаж. Тому, кто за это отвечал (уверен, что это не Сергей Капков, он человек добросовестный) – жирный «неуд».
Прежде всего – грубейшие ошибки в атрибуции кукол. Баба-Яга из «Красы Ненаглядной» 1958 года приписана к «Концу Черной Топи» 1960-го, не указано и авторство В.В.Курчевского. Бабушка-Лошадушка из «Одной лошадки белой» попала в одну компанию (и под одну этикетку) с Овечкой из картины «Как ослик счастье искал». Соответственно, не упомянуты и авторы куклы – Ирина Ленникова и Николай Титов.
Кое-где хромают названия работ. Например, эскиз из «Архангельских новелл», изображающий встречу Перепилихи и Медведя (из сюжета «Перепилиха») организаторами выставки назван почему-то «Перепилиха и апельсин».
В ряде случаев неверно указано авторство работ. Следовало бы знать, например, что эскизы к сюжету «Рассеянный Джованни» принадлежат руке не Валерия Угарова, который указан художником в титрах, а самого Анатолия Петрова, который был художником-постановщиком де-факто. Фамилия Угарова возникла исключительно из необходимости хоть где-то его упомянуть (на первой «Веселой карусели» он режиссировал заставки).
Вызывает сомнение указанное авторство эскизов к «Пропавшей грамоте» сестер Брумберг, над которой работали легендарные «Мигузоны». На выставке эскизы (Пекло и Базар) приписаны Анатолию Сазонову, в реальности же, судя хотя бы по стилистике, они, вероятнее всего, принадлежат руке Евгения Мигунова. Сам Мигунов достаточно конкретно указал на распределение обязанностей по фильму между ним и Сазоновым. Его воспоминания давно опубликованы, нужно было только не полениться прочесть. После совместного создания эскизов основных персонажей – Казака, Запорожца и Ведьмы (в типаж Казака большую лепту внес Мигунов, в Запорожца – Сазонов, образ Ведьмы искали совместно, отталкиваясь от черновых набросков Фаины Епифановой), как пишет Мигунов, «с Толей мы разделили обязанности. Ему было интереснее и сподручнее делать компоновки […] . Я участвовал в этом как соавтор, критикуя и советуя, если что-то видел из того, что могло улучшить рисунок. Но куда там! Ученого учить – только портить. Мне выпало на долю цветорешение и поиски общего стилистического ключа. […] Кроме того, требовалось найти способ массового изготовления фонов […]». Вдобавок к этому, в архиве Мигунова нет ни одного эскиза к фильмам, сделанным им совместно с Сазоновым. Учитывая, что до 1945 года Мигунов не имел собственного жилья (его квартиру заняла семья, пострадавшая от бомбежки) и жил у Сазоновых фактически как приемный сын, пока не вернулся в собственный дом, а после женитьбы – не переселился к Нине Романовне, то вполне логично предположить, что и его работы более раннего периода оставались на хранении у Сазоновых.
Также вызывает некоторые сомнения авторство эскизов к «Степе-моряку» (по титрам фильма они принадлежат А.П.Сазонову, на выставке автором обозначена С.К.Бялковская). Такие вещи требуют осторожности и тщательной проверки.
В ряде случаев не указано соавторство режиссеров и художников. На этикетках к куклам из «Пера Гюнта» стоит лишь фамилия Н.Н.Виноградовой, а имя И.А.Ленниковой отсутствует. То же – с фамилией М.П.Мирошкиной как сорежиссера фильма «Осторожно, обезьянки». Не думаю, что Ирине Александровне и Майе Петровне было бы приятно узнать о такой «крепкой памяти» ценителей их труда.
В других случаях, напротив, авторство не конкретизировано. Эскиз к фильму «Новые приключения попугая Кеши» приписан не только Е.М.Жаровой, но и А.М.Савченко, хотя понятно, что к этой работе Анатолий Михайлович руку не прикладывал. То же – с эскизом типажа Бобика из картины В.И.Попова «Бобик в гостях у Барбоса», который можно было смело атрибутировать как принадлежащий руке Н.С.Ерыкалова. К этому конкретно эскизу Л.А.Хачатрян явно отношения не имел, т.к. распределение обязанностей между ним и Ерыкаловым тоже вполне очевидно.
Следовало бы быть аккуратнее и с датировками. На эскизах А.А.Петрова к «Гераклу у Адмета» стоило уточнить, что создавались они не в 1986 году, когда этот фильм был закончен, а в 1981, когда он был в подготовительном периоде. Подобному же уточнению надо было бы подвергнуть и время создания эскизов Сазонова к «Двенадцати месяцам» (известно, что замысел этой картины относится к 1947 году, а выход на экраны состоялся лишь в 1956-м, когда Сазонов уже не работал в штате студии, и производство вели другие художники, так что вполне вероятно, что создавались эти эскизы еще в сороковые). Разумеется, для этого следовало провести некую аналитическую работу, которая сопровождает любую добросовестную организацию выставки, и установить, наконец, окончательную датировку. Целлулоидная фаза с фоном из шестого выпуска «Ну, погоди!» и авторское повторение С.К.Русаковым эпизода из десятого выпуска датированы почему-то 1986 годом (сами фильмы – соответственно, 1973 и 1976 гг.). Исправить прежнюю неточную этикетку организаторы почему-то не захотели.
Остальное – неисправленные опечатки и погрешности. «В.Курчевская» вместо Курчевского, «Дектярев» вместо Дегтярева, «Беловедонский» вместо Бельведонского. Лишние знаки препинания. Режущая ухо формулировка «Фильм не вышел» (о «Лесном Плакунчике»). Не вышел у режиссера – или не вышел на экраны? Если второе, то – «не выпущен». Если не завершен – то «не завершен». Но слишком боязно признаться, что картина, сданная в Госкино как оконченная, в действительности – не доделана и навсегда останется полуфабрикатом. Видимо, отсюда – и нелепая формулировка. Ну, и собственно отсутствие единой формы и принципа составления этикеток – снижают уровень подготовки выставки и общее впечатление.
Не вполне прилично было выставлять наравне с очень достойными авторскими работами художников целлулоидные фазы, закрепленные на абстрактных фонах, не имеющих отношения к фильму (из «Приключений пингвиненка Лоло», например). Лучше уж было бы поместить их просто на белом фоне. Иначе – слишком заметно соседство откровенного «мусора» с академическими работами. Бросается в глаза и «новодел» - целлулоид с персонажами к фильму «Карлсон вернулся», явно не старше 1990-х годов.
Ну и, наконец, не вполне ясно, какое отношение имеют эскизы к фильмам «О рыбаке и рыбке», «Гофманиада», «Сказка о войне и карандаше», «Новые приключения попугая Кеши», нереализованным работам «Как медведя переворачивали» и «Северные небывальщины» к грядущему юбилею. Хотя многие из этих фильмов снимались под маркой «Союзмультфильма», но – не того, которому в этом году исполнилось бы 75 лет.
Для камерной выставки халтуры – уже чересчур много. Понятно, что сроки подготовки были недостаточны. Но, во-первых, о юбилее «Союзмультфильма» можно было бы догадаться и заранее. Он не с неба свалился, о дате было известно давно. Во-вторых, чтобы выявить ошибки в этикетках и уточнить спорные моменты, достаточно суток-других. А в-третьих, все это и многое этому подобное, к сожалению, стало проявляться в выставочной деятельности слишком часто. Хотелось бы посоветовать виновникам «торжества» сходить хотя бы в Галерею на Солянке и посмотреть на действительно ответственную работу организаторов, постаравшихся достойно подать качественный материал. А вообще-то подобные мероприятия лучше бы делать в тесном контакте с Музеем кино, чьи коллекции вполне позволяли и повысить представительность выставки, и избавить ее от не слишком качественных «экспонатов». Даже если для этого пришлось бы отодвинуть сроки. Такие даты, как юбилей «Союзмультфильма», надо готовить заранее и не «с кондачка».

P.S. Спасибо Сергею Капкову, что в очередной раз довел до более-менее приемлемого результата очевидную авантюру. Ему не впервой. Уверен, что почти все положительное, что есть на выставке – его заслуга.
Tags: Союзмультфильм, анимация, выставки, юбилей
Subscribe

  • Аркадий Райкин - 110

    Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Аркадия Райкина. В 2011 году мне довелось поучаствовать в научной конференции, посвящённой его…

  • "А я вам весь ваш Фейсбук тогда испорчу!"

    Пока ФБ лежит, а ЖЖ не оживает, впечатление, что все внезапно вышли гулять. Как здесь: https://youtu.be/IaiLUDOrkQQ

  • "Гераклу у Адмета" - 35

    Сегодня исполняется 35 лет со дня окончания производства многострадального шедевра Анатолия Петрова «Геракл у Адмета». Именно тогда была поставлена…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments