?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Ещё одна порция "несвоевременных мыслей"
Билибин1
george_smf
Сегодняшняя инициатива Мединского о новом порядке господдержки кинематографа для меня является долгожданной. Больше того: мне было известно о подготовке этого решения, и я ждал его с некоторым нетерпением.

Опять-таки, в этом случае моя реакция на новость несколько раздваивается. С одной стороны, как гражданину, мне неприятна перспектива нового «промывания мозгов». Но, с другой стороны, все мы жили в подобных условиях, и как-то умудрились сохранить здравый рассудок, научившись отличать искреннее от навязанного. Тупее мы от этого не стали, смею думать. И творческими плодами того времени мы с удовольствием пользуемся до сих пор.
С другой стороны, как человек, причастный к анимации, я очень рад этой инициативе и считаю её для анимационного кино, несомненно, полезной. Вернее, даже не инициативу как таковую, а то, что она собой знаменует.

Эта новость означает, что государство вновь рассматривает кинематограф, и анимацию в частности, в качестве инструмента пропаганды, а не только «прокачки» бюджетных средств. А это, в свою очередь, обязывает государство пойти на некоторые совершенно необходимые шаги, которых аниматоры от него безуспешно ждали последние лет ...дцать.

Во-первых, государству придётся наконец-то изменить систему производства и проката анимационного кино. Вернее, достроить прежнюю систему, напоминавшую лошадь барона Мюнхаузена, до логического завершения. То есть пристроить к этой лошади задницу.
Прежде государство в этой системе беспокоил только процесс, но не результат (привет Жванецкому!). В производство фильмов вкладывались бюджетные деньги, при этом ни качество выпускаемой продукции, ни её судьба (вернее, её полное отсутствие) никого не волновали. Эффективность была на нуле, зачастую чиновники закрывали глаза даже на «липовый» результат (когда под видом готового фильма сдавался полуфабрикат).
Если же анимация рассматривается как часть пропагандистской системы, то надо заботиться о её эффективности. А значит – не только прекратить бессмысленную трату средств, но и выстроить систему проката, в том числе короткометражной мультипликации, так, чтобы фильмы доходили до зрителя, причём – по возможности массового. Именно воздействие на зрителя (а не фестивальный успех) станет главным мерилом эффективности. Это меня радует.

Во-вторых, государству придётся позаботиться о КАЧЕСТВЕ пропаганды, о её доходчивости и убедительности. А для анимации это означает – обратить серьёзнейшее внимание на подготовку кадров, прежде всего – художников-мультипликаторов и драматургов. Не секрет, что это – два наиболее запущенных направления, без исправления положения в которых невозможно развитие мультипликации ни как искусства, ни как средства воздействия на людей, их убеждения. Со сценаристами у нас всегда было туго (Эрдман, Вольпин и Сутеев – почти всё, чем мы могли всерьёз похвастаться), а проблема мультипликаторов встала со всей очевидностью в последние два десятилетия. Нужны будут именно мультипликаторы «классической» школы, с хорошей актёрской подготовкой. И драматурги – не из области «авторского» экспериментального кино, а умеющие работать по меркам Кино «большого», настоящего, зрелищного. Значит, следующий шаг – реформа образования в области кино. Тоже долгожданная. И забота о повышении престижа профессии мультипликатора (чтобы прекратить тотальную утечку кадров в режиссуру).

(Отступление: некоторые опасения вызывает намерение министра заказывать сценарии и «выкупать» авторские права на них. На мой взгляд, целесообразнее заказывать не сюжеты, а Темы, и – с сохранением авторских прав драматурга. Но, возможно, это будет относиться не ко всей системе, а только к отдельным случаям «прямой» пропагандистской направленности, наподобие советских картин «революционной» или «пионерской» тематики).

И, наконец, в-третьих. Есть надежда, что государство возьмёт на себя заботу об организации того желеподобного, безвольного и хаотичного субстрата, который называется у нас Анимационным Сообществом. Это Сообщество уже доказало неспособность к самоорганизации и даже – к элементарному определению насущных задач, стоящих перед ним, к достижению консенсуса и выстраиванию вектора развития мультипликации. А раз так, ничего плохого не будет, если эту организацию возьмёт на себя кто-то «извне». Пусть даже Государство, и пусть даже – путём выстраивания в когорту. «А мы взамен его орды/ Поставим стройные ряды». Может быть, это выйдет даже эффективнее.

И, наконец, последнее. Что новая система потребует от самих аниматоров?
Только одного. Аниматорам надо заново выучиться самовыражению не в рамках «авторского кино», а в рамках тематического госзаказа. То есть тому умению, которым сполна владели режиссёры и художники советской школы. Ничего невозможного в этом нет, в подобных условиях было достаточно возможностей и для изложения собственных убеждений, философских концепций и творческих пристрастий, и даже для создания «автобиографических» сюжетов. Только это делалось не для фестивальной «тусовки», а для массового Зрителя-Собеседника, который и формировался именно благодаря появлению таких фильмов.

А уж какой творческий результат это давало – объяснять не надо. Помним и любим…


  • 1
Молча скрещиваю пальцы.

Вот. Я так и думал что к этому идет.
И надеялся на это. По тем же причинам что и вы.
Только где можно посмотреть саму инициативу? Она оформлена в какой-то текст?

Я, к сожалению, текста не видел. Ориентировался на это:

http://www.newsru.com/cinema/17sep2012/medinkino.html

это ведь пока не вступившие в силу инициативы
хотя я ждал, когда государство запретит на его деньги делать фильмы за границей. Сейчас несколько проектов заточены именно под работу с Китаем и Индией. Посмотрим насколько это пройдёт

  • 1